Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Цибиной Т.О.,
Белодеденко И.Г., Параскун Т.И.,
Добротворской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Некрасова А. А.овича на решение Алейского городского суда Алтайского края от 01 ноября 2016 года по делу
по иску Некрасова А. А.овича к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Некрасов А.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что приговором Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных "данные изъяты" УК РФ, ему назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы, с признанием в его действиях рецидива (особо опасного) с отбыванием наказания в колонии особого режима. В надзорном порядке Судебной коллегией по уголовным делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ приговор городского суда был изменен, исключен особо опасный рецидив, а срок наказания снижен до 6 лет 10 месяцев колонии строгого режима. Истец освобожден из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГ. В результате вынесения в отношении него приговора Алейского городского суда от ДД.ММ.ГГ и признания в действиях Некрасова А.А. особо опасного рецидива, назначения более сурового наказания, которое выразилось в назначении 7 лет колонии особого режима, истцу причинены нравственные страдания. В соответствии с ч.5 ст.133 УПК РФ, указанные обстоятельства не являются реабилитирующими, но, по мнению истца, он имеет право на компенсацию причиненного вреда. Истец указывает, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, после вынесения приговора до вынесения постановления Президиума Алтайского краевого суда, он был вынужден содержаться в условиях, предназначенных для особо опасных рецидивистов. После вступления приговора суда от ДД.ММ.ГГ в законную силу он был направлен для отбывания наказания назначенного судом в колонию особого режима, где пробыл 2 года 3 месяца и 20 дней. За такое длительное время по вине суда, истец был ограничен в получении посылок-передач, пользоваться краткосрочными и длительными свиданиями с родственниками, а также был ограничен в использовании денежных средств на его лицевом счете в магазине учреждения. В связи с вынесением незаконного приговора суда и назначения с применением ч. 3 "а" ст. 18 УК РФ 7 лет лишения свободы с отбыванием в колонии особого режима, а также назначение ему чрезмерно сурового наказания, ему причинен моральный вред. Истец был вынужден содержаться в одних помещениях и на одних условиях с осужденными особо опасными рецидивистами, приговоренными к особому режиму, где он испытывал чувства страха и собственной неполноценности.
Некрасов А.А. просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного осуждения к отбыванию наказания к 7 годам колонии особого режима и признании его особо опасным рецидивистом, в сумме "данные изъяты" рублей.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 01 ноября 2016 года исковые требования Некрасова А. А.овича удовлетворены частично.
С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Некрасова А. А.овича взыскана компенсация морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Некрасову А. А.овичу отказано.
В апелляционной жалобе истец Некрасов А.А. просит решение городского суда изменить в части размера компенсации морального вреда, увеличив ее размер до "данные изъяты" рублей.
В обоснование доводов жалобы истец указал, что размер компенсации морального вреда, взысканный судом существенно занижен, так как назначение незаконно чрезмерно сурового наказания, назначение исправительного учреждения с более строгим режимом содержания нарушило права истца.
В письменных возражениях представитель Министерства финансов Российской Федерации просит апелляционную жалобу истца оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации Черных Е.А., возражавшей против доводов жалобы истца, судебная коллегия считает решение городского суда подлежащим изменению в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1 ч.1 ст. 330 ГПК РФ)
Статья 53 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу абзаца 3 статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что приговором Алейского городского суда Алтайского края от 14 апреля 2008 года Некрасов А.А. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных "данные изъяты" УК РФ, ему назначено наказание по "данные изъяты" УК РФ в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы, по "данные изъяты" в виде 1 года лишения свободы, в соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, назначено наказание 5 лет лишения свободы, в соответствии с ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору мирового судебного участка г. Алейска Алтайского края от 11 февраля 2008 года, окончательно определено наказание в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Постановлением Президиума Алтайского краевого суда от 03 августа 2010 года приговор Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в отношении Некрасова А.А. изменен, в его действиях признан опасный рецидив преступления в соответствии с "данные изъяты" УК РФ. Назначенное Некрасову А.А. наказание смягчено по "данные изъяты" УК РФ до 4 лет 4 месяцев лишения свободы, по "данные изъяты" УК РФ до 10 месяцев лишения свободы; по правилам ч.3 ст.69 УК РФ - до 4 лет 10 месяцев лишении свободы; по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ - до 6 лет 10 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. В остальной части приговор оставлен без изменения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Некрасова А.А. возникло право на компенсацию морального вреда, поскольку само по себе незаконное осуждение к отбыванию наказания в исправительном учреждении с более строгим режимом содержания не может не причинить нравственных страданий.
Между тем, при разрешении спора, судом не в полной мере учтена была степень нравственных страданий истца, причиненных в результате отбывания наказания в течение более 2 лет в исправительной колонии с более строгим режимом содержания.
Исходя из принципа разумности и справедливости, степени нравственных страданий, причиненных истцу, длительности содержания истца в исправительной колонии особо строгого режима, индивидуальные особенности личности истца, определенный городским судом размер компенсации морального вреда в сумме 3000 рублей, суд апелляционной инстанции считает заниженным. В связи с этим, судебная коллегия усматривает основания для увеличения размера взысканной в пользу истца компенсации морального вреда до "данные изъяты" рублей.
При таких обстоятельствах, решение городского суда подлежит изменению в части размера компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 01 ноября 2016 года изменить в части размера компенсации морального вреда и принять в указанной части новое решение.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Некрасова А. А.овича компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.