Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Пономаревой Л.Х.,
Свистун Т.К.,
при секретаре Кабировой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Имельгужиной Г.М. на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 января 2017 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Имельгужиной Г.М. к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, отделу филиала ГКУ Республиканский центр поддержки населения по Мелеузовскому району и городу Мелеуз в городе Кумертау и Куюргазинском районе о признании незаконным и отмене постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до января 2005 г., - отказать.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Имельгужина Г.М. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до дата г., указав, что она является вдовой погибшего дата военнослужащего Имельгужина P.M., исполнявшего свой воинский долг по наведению конституционного порядка на территории Чеченской Республики. дата они с сыном, встали на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата к участию в деле в качестве соответчика привлечен отдел филиал ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеузу Республики Башкортостан в г. Кумертау и Куюргазинском районе Республики Башкортостан.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Имельгужина Г.М. просит отменить решение суда, указывая на то, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации не исполнялись обязанности по обеспечению жильем семьи военнослужащего, погибшего в результате боевых действий на территорий Чеченской Республики. Суд не учел требования Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым учетная норма площади жилого помещения является минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
Признание граждан нуждающимися в жилом помещении является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма. Для постановки на учет необходимы документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье. Основания признания граждан нуждающимися в жилом помещении изложены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан - членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке, пропавшими без вести в районах боевых действий.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 322 от 15 сентября 2011 г. "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета", изданным в целях реализации статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", установлено, что право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Республики Башкортостан вставшие на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 г.члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий (пункт 1.4 Порядка).
Обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность по месту постановки на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по выбору граждан (п. 1.5 Порядка).
Республиканский список граждан, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, формируется Министерством труда в социальной защиты населения Республики Башкортостан на основании списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Республики Башкортостан по месту жительства, с указанием выбранной гражданином формы социальной поддержки, сформированных средствами автоматизированной информационной системы "Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях" и представляемых администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по форме, установленной Минтрудом РБ.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
Как следует из материалов дела и установлено судом Имельгужина Г.М. с дата состояла в зарегистрированном браке с Имельгужиным P.M., имеет сына Имельгужина P.P., датаг.р. дата Имельгужин P.M. пропал без вести при выполнении боевого задания по наведению конституционного порядка на территории Чеченской республики. дата Имельгужина Г.М. на основании ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 22 Жилищного кодекса Республики Башкортостан предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее восьми квадратных метров (учетная норма).
Постановлением Администрации городского округа город Кумертау РБ N ... от дата Имельгужина Г.М. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основанием для принятия данного решения послужило обеспеченность жилой площадью жилого помещения в соответствии с установленной нормой.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата следует, что истцу Имельгужиной Г.М. на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: адрес (доля в праве 1/6), общей площадью 62,2 кв.м., а также квартира по адресу: адрес (доля в праве 1/2), общей площадью 30 кв.м. Из указанной выписки также следует, что дата право собственности Имельгужиной Г.М. на 1/6 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес, прекращено.
С учетом регистрации истца в периоды с дата по дата по адресу: адрес; с дата по датапо адресу: адрес; с дата по адресу: адрес, суд первой инстанции пришел к выводу, что на дату постановки Имельгужиной Г.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на каждого члена семьи приходилось по 4,9 кв.м. жилой площади, что менее учетной нормы.
С дата по дата Имельгужина Г.М. была зарегистрирована в квартире по адресу: адрес являлась долевым собственником указанной квартиры (доля в праве 1/6). Общая площадь жилого помещения составляла 62,2 кв.м., жилая площадь 40,4 кв.м. В данной квартире было зарегистрировано 6 человек, следовательно, на каждого члена семьи приходилось по 6,7 кв.м. жилой площади, что также менее учетной нормы.
В то же время в совокупности на каждого члена семьи Имельгужиной Г.М. приходилось 11,6 кв.м., что более учетной нормы, установленной ст.22 Жилищного кодекса Республики Башкортостан.
Суд первой инстанции, установив дата истец Имельгужина Г.М. прекратила свое право собственности на 1/6 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес, правильно пришел к выводу о том, что истец по своей инициативе совершила действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, следовательно, утратила основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ей право на улучшение жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Имельгужина Г.М. и ее сын правомерно сняты с жилищного учета, поскольку были обеспечены жилыми помещениями свыше установленной нормы исходя из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежавшей истцу, факт отчуждения Имельгужиной Г.М. принадлежащих ей жилых помещений правомерно квалифицирован как ухудшение жилищных условий, последствия которого предусмотрены статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Имельгужиной Г.М. о том, что суд неправильно оценил представленные доказательства, не могут служить основаниями для отмены решения суда, поскольку суд первой инстанции оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Имельгужиной Г.М. - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Л.Х. Пономарева
Т.К. Свистун
Справка: судья Терер С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.