Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Вашкиной Л.И.
судей
Мелешко Н.В.
Медведкиной В.А.
при секретаре
Демура М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 мая 2017 года гражданское дело N2-377/17 по апелляционной жалобе Бушуева В. В. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 февраля 2017 года по иску Бушуева В. В. к Северо-Западному таможенному управлению ФТС России о признании незаконным отказа Комиссии в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на такой учет.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения представителя истца - Девина В.В., поддержавшего жалобу, объяснения представителей ответчика Герасимюк А.А., Певишевой А.В., возражавших против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что он занимал должность заместителя начальника СЗТУ - начальника службы федеральных таможенных доходов, являлся сотрудником таможенной службы. В нарушение требований действующего законодательства решением комиссии СЗТУ от 22.12.2014 ему неправомерно отказано в постановке на учет с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, при наличии у истца, имеющего стаж службы более " ... " лет, ранее не получавшего такие выплаты, права на получение такой социальной выплаты, предоставления им Комиссии всех необходимых для принятия решения документов. При этом истец просил: признать незаконным отказ Комиссии СЗТУ от 22.12.2014 в постановке истца на учет с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (Протокол N10 от 05.12.2014); обязать ответчика поставить истца и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с учетом даты обращения истца с заявлением о постановке на такой учет - с 23.09.2013.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 06.02.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец в лице представителя просит решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.
3 лица Бушуева И.В., Бушуева А.В., Бушуев Ф.В. о рассмотрении дела извещены посредством почтового отправления по месту жительства (л.д.240-242), в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок предоставления сотруднику таможенного органа единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения регламентированы Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации".
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец проходил службу в таможенных органах в должности " ... ". Правовой статус сотрудника таможенной службы, кем являлся истец в период службы, определен в Федеральном законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Истцом 23.09.2013 подано и принято к рассмотрению комиссией СЗТУ по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременной социальной выплаты заявление о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Решением комиссии от 23.12.2013 в постановке на соответствующий учет заявителю отказано со ссылкой на ч. 1 ст. 1, ч. 7 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Основанием к принятию данного решения явилось то обстоятельство, что истец на момент рассмотрения комиссией вопроса не являлся сотрудником таможенной службы.
Вступившим в законную силу решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 02.07.2014 признано незаконным и отменено решение комиссии Северо-Западного таможенного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в таможенных органах Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, зафиксированное в пункте 1.1. протокола N 4 от 23.12.2013 об отказе истцу в постановке на учет с целью получения единовременной социальной выплаты; на комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца от 23.09.2013 на основании предоставленных документов, с учетом жилищных прав членов семьи.
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04 2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (Правила).
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил).
Согласно п. 5 (гл. 2) Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. При этом также предусмотрено, что к заявлению прилагаются поименованные в п. 5 (гл. 2) Правил документы.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 и в целях организации в таможенных органах Российской Федерации работы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам семей сотрудников и гражданам, уволенным со службы в таможенных органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения приказом ФТС России от 18.06.2013 N 1111 утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (Порядок).
Согласно п.22 Порядка комиссия рассматривает заявление и документы на заседании комиссии и принимает в трехмесячный срок со дня подачи сотрудником, членами семей и гражданином, уволенным со службы в таможенных органах, заявления решение о их постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты или об отказе в постановке на учет с указанием в протоколе заседания комиссии оснований принятых решений.
В соответствии с п.24 Порядка отказ в постановке сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной Комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки сотрудника, членов семей, гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно выписке из протокола N 10 заседания комиссии Северо-Западного таможенного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в таможенных органах Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 05.12.2014, комиссией вновь разрешен вопрос о постановке истца на
учет, в постановке на учет для получения единовременной социальной вы
платы для приобретения или строительства жилого помещения истцу отказа
но, со ссылкой на не предоставления истцом всех необходимых для принятия
решения о постановке на учет документов (предусмотренных п. 5 гл. 2 Правил): копии СНИЛС истца (пп. "в" п.5 гл.2), выписок из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства супруги истца и её сына за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов (пп. "з" п.5 гл.2), документов на супругу истца и её сына, подтверждающие наличие или отсутствие в их собственности жилых помещений - справки БТИ по Приморскому краю (пп. "и" п.5 гл.2).
О состоявшемся решении комиссии истцу сообщено письмом ответчика от 22.12.2014.
Истцом не оспаривается факт непредоставления им вышеперечисленных документов при подаче заявления о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не подтверждено наличие условий для его постановки на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, что послужило основанием для обоснованного отказа в постановке на указанный учет.
При этом судом правильно отклонены ссылки истца на возможность получения таких документов комиссией самостоятельно, а также на отсутствие у истца обязанности представлять документы в отношении сына супруги, на наличие у комиссии обязанности по истребованию у истца недостающих документов.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он предоставил для комиссии все необходимые документы для принятия решения о его постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, а также доводы о том, что отсутствие названных документов не является основанием для отказа в постановке на соответствующий учет, повторяют его позицию в суде первой инстанции, основанную на неправильном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и по вышеизложенным мотивам подлежат отклонению.
Судом правильно учтена правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по указанному спорному вопросу, изложенная в определении от 10.10.2016 N 12-ГК16-3.
Комиссия в установленный Правилам срок принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет на основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов.
Органам, уполномоченным рассматривать соответствующие заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
С учетом изложенных обстоятельств суд правомерно не установилоснований для признания незаконным отказа Комиссии в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также оснований для обязания ответчика поставить истца такой учет.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.