Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р. и Субботиной Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе ГаббасовойН.Р. на решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 14 марта2017года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Габбасовой Н.Р. к Управлению Пенсионного фонда в Балтасинском районе о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности с 31 октября 2016 года - отказать.
включить в специальный страховой стаж Габбасовой Н.Р., 17июня1971года рождения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 22 мая 1995 года по 24 октября 1995 года в льготном исчислении из расчета один год за один год три месяца, периоды нахождения в учебных отпусках с 26 ноября 2007 года по 05 декабря 2007 года, с01 февраля 2008 года по 01 марта 2008 года в календарном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Габбасова Н.Р. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтасинском районе Республики Татарстан о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, в учебных отпусках и назначению досрочной пенсии.
В обоснование своих требований истец указала, что 31октября2016года она подала в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако решением ответчика ей в этом было отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа.
С данным отказом истец не согласна, полагает, что исчисление указанного стажа ответчиком осуществлено неверно в связи с зачетом в календарном порядке вместо льготного - из расчета год за год и 3 месяца периода нахождения на больничном по беременности и родам с 22 мая 1995 года по 24 октября 1995 года, а также исключения из специального стажа периодов нахождения в учебных отпусках с 26 ноября 2007 года по 05декабря2007 года и с 01 февраля 2008 года по 01 марта 2008 года. Поэтому она просила суд включить указанные периоды в ее специальный стаж, в том числе в льготном исчислении, а также назначить ей досрочную страховую пенсию с 31 октября 2016 года.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором иск не признал.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Габбасова Н.Р., выражая несогласие с принятым по делу решением в части отказа в назначении ей досрочной страховой пенсии с 31 октября 2016 года, просит его в указанной части отменить как незаконное и необоснованное и назначить ей указанную пенсию с 04 ноября 2016 года. При этом в жалобе она ссылается на то, что продолжает работать в прежней должности, в связи с чем на момент вынесения пенсионным органом решения об отказе в назначении ей досрочной пенсии у нее имелся необходимый для этого специальный стаж.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников было предусмотрено и в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, 31октября2016года истец обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтасинском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика от 02 декабря 2016 года ... в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа - 25 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 24года09месяцев 08 дней. При этом в специальный стаж истца не были включены периоды нахождения в учебных отпусках с 26 ноября 2007 года по 05декабря2007 года и с 01 февраля 2008 года по 01 марта 2008 года, а период нахождения на больничном по беременности и родам с 22 мая 1995 года по 24 октября 1995 года включен в ее специальный стаж в календарном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции, включив в специальный стаж Габбасовой Н.Р., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, оспариваемые периоды нахождения в учебных отпусках в календарном исчислении и период нахождения на больничном по беременности и родам в льготном исчислении, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения ей досрочной пенсии с 31 октября 2016 года, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований в этой части.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан с таким выводом соглашается и считает доводы апелляционной жалобы истца о незаконности принятого решения в этой части необоснованными в связи со следующим.
По смыслу положений части 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", необходимыми условиями назначения страховой пенсии являются наличие права на указанную пенсию и волеизъявление застрахованного лица, выраженное в заявлении о назначении пенсии, поданном в установленном законом порядке.
Как следует из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации (Определение от 19 июля 2016 года N 1598-О), части 1 и 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", указывая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 2920-О), а потому не могут расцениваться как нарушающее права граждан.
Согласно пунктам 18 и 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. При этом пенсия назначается с даты обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган, а не с даты выработки необходимого стажа для назначения пенсии.
Судом первой инстанции установлено, что в случае включения в специальный стаж истца спорных периодов нахождения в учебных отпусках в календарном исчислении и применения льготного порядка исчисления к периоду ее нахождения на больничном по беременности и родам на момент обращения за пенсией - 31 октября 2016 года у Габбасовой Н.Р. не имелось необходимого для назначения досрочной страховой пенсии специального стажа продолжительностью 25 лет в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.
С учетом приведенной мотивации суд обоснованно отказал в удовлетворении требования истца о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с 31 октября 2016 года.
Содержащееся в апелляционной жалобе истца требование о назначении досрочной страховой пенсии с 04 ноября 2016 года в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ею не заявлялось, в связи с чем в силу части 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оно не может быть предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
Поскольку неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 14марта2017года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ГаббасовойН.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.