Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимова Р.С. при секретаре судебного заседания Имамиевой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:
1) торгово-офисного центра, площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", дом "данные изъяты";
2) магазина, площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", дом "данные изъяты" ( "данные изъяты");
3) нежилого помещения, площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", дом "данные изъяты", помещение "данные изъяты" ( "данные изъяты").
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на нарушение своих прав как плательщика налога на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, просит определить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, в размере "данные изъяты" рублей, "данные изъяты" рублей и "данные изъяты" рублей соответственно.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с заявленными требованиями не согласился, просил в иске отказать.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 2 статьи 372, пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 этой же статьи перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, в пункте "данные изъяты" которого значится объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", дом "данные изъяты"; в пункте "данные изъяты" - объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", дом "данные изъяты"; в пункте "данные изъяты" - объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", дом "данные изъяты".
Данные объекты недвижимости также указаны в пунктах "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р.
Согласно кадастровым паспортам объекты недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты" и "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты" представляют собой помещения нежилого назначения, расположенные в зданиях с кадастровыми номерами "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты" и "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты" соответственно.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости акционерное общество "ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ" является собственником объектов недвижимости: "данные изъяты") торгово-офисного центра, площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", дом "данные изъяты"; "данные изъяты") магазина, площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", дом "данные изъяты", помещение "данные изъяты"-А; "данные изъяты") нежилого помещения, площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", дом "данные изъяты", помещение "данные изъяты" ( "данные изъяты").
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан, по состоянию на 1 января 2014 года, в том числе объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты" и "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты" в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек и "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек соответственно.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости объектов недвижимости, акционерное общество "ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ" обратилось в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.
В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов акционерное общество "ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ" представило отчеты N "данные изъяты", N "данные изъяты" и N "данные изъяты" от "данные изъяты" декабря "данные изъяты" года об оценке рыночной стоимости спорных объектов, согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты" и "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты" составила в размере "данные изъяты" рублей, "данные изъяты" рублей и "данные изъяты" рублей соответственно.
Отчеты подготовлены обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"". Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована в страховом акционерном обществе " "данные изъяты"".
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в обоснование своих возражений представило замечания на отчеты (л.д.143-148), в которых указало на нарушения положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, Федеральных стандартов оценки N 1, 3, в том числе использование аналогов с наименьшей стоимостью, не сопоставимых с оцениваемым объектом оценки по площади, применение информации, ставшей известной после даты оценки, отсутствие на фото-образах даты выставления в открытый источник информации.
Данные обстоятельства были вынесены судом на обсуждение, по ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определением Верховного Суда Республики Татарстан от 25 апреля 2017 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в них рыночной стоимости объектов недвижимости и установления их действительной величины. Обязанность оплаты расходов по проведению экспертизы возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, но в установленный судом срок им не исполнена.
Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным разрешить дело по имеющимся в нем доказательствам установления рыночной стоимости объектов недвижимости, оценив их по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При исследовании отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости судом установлено, что составивший их оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована, о чем свидетельствуют приложенные к отчетам документы.
Представленные административным истцом отчеты содержат количественные и качественные характеристики объектов на основании сведений, содержащихся в кадастровых и технических паспортах, свидетельствах о государственной регистрации права, копии которых приложены к отчету. Рыночная стоимость объекта недвижимости в отчете N "данные изъяты" рассчитана в рамках сравнительного (метод сравнения продаж), затратного и доходного подходов, объектов недвижимости в отчетах N "данные изъяты" и N "данные изъяты" - в рамках сравнительного (метод сравнения продаж) и доходного подходов, оценщиком обоснован отказ от затратного подхода.
Объекты-аналоги отбирались с учетом наиболее сопоставимого местоположения, площади, идентичной категории и вида разрешенного использовании или возможности использования под назначение, соответствующее объектам оценки.
Оцениваемые объекты относятся к сегменту коммерческой недвижимости объекты торгового назначения. Анализ рынка коммерческой недвижимости производился по городу Набережные Челны, в процессе отбора рыночной информации исключены объекты-аналоги с низкой и высокой ценой, неполной информацией и содержащие противоречивые сведения; выявленные отличия объектов-аналогов от объекта оценки откорректированы с обоснованием применения каждой поправки.
При определении рыночной стоимости объектов оценщик учел характер недвижимости, цели оценки и предполагаемое использование результатов и связанные с этим ограничения, количество и качество исходной информации, допущения и ограничения, на которых основывается оценка, а также привел анализ наиболее эффективного использования объектов оценки, все корректировки, применяемые в расчете, обоснованы в применении; расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Отчеты об оценке рыночной стоимости N "данные изъяты", N "данные изъяты" и N "данные изъяты" от "данные изъяты" декабря "данные изъяты" года прошиты и пронумерованы, подписаны оценщиком, удостоверены печатью; содержат в себе все необходимые реквизиты и приложения, приведенные в них выводы, исходные данные и расчеты не допускают их неоднозначного толкования, не вводят в заблуждение; в отчетах указаны дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, а также приведены все иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчетах; содержат подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объектов оценки.
При таких данных, суд приходит к выводу, что представленные административным истцом отчеты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости выполнены с соблюдением требований законодательства об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Данные отчеты отвечают требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности; в полной мере согласуются с иными собранными по делу доказательствами.
Поскольку содержание отчетов в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами не опровергнуто, замечания не содержат данных о том, каким образом имеющиеся, по его мнению, нарушения могли существенно повлиять на размер рыночной стоимости объектов оценки, доказательств, которые могли бы опровергнуть содержащиеся в отчетах оценщика выводы, равно как и сведений об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административным ответчиком суду не представлено, оснований считать недостоверной рыночную стоимость, определенную в отчетах N "данные изъяты", N "данные изъяты" и N "данные изъяты" от "данные изъяты" декабря "данные изъяты" года, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах требование акционерного общества "ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты" и "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2014 года в размере "данные изъяты" рублей, "данные изъяты" рублей и "данные изъяты" рублей соответственно подлежит удовлетворению.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
С учетом даты подачи акционерным обществом "ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ" заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 28 декабря 2016 года. Таким образом, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 174 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление акционерного общества "ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость:
1) торгово-офисного центра, площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", дом "данные изъяты", указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей;
2) магазина - нежилого помещения, площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", дом "данные изъяты", помещение "данные изъяты"-А, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей;
3) нежилого помещения, площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты": "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", дом "данные изъяты", помещение "данные изъяты" ( "данные изъяты"), указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Ибрагимов Р.С.
Справка: решение принято в окончательной форме 07 июня2017года.
Судья Ибрагимов Р.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.