Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу директора Краевого центра семьи и детей Осипова А.Р. на решение судьи Кировского районного суда г.Красноярска от 13 апреля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Краевой центр семьи и детей",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Дмитриевой Г.М. N 190 от 17 января 2017 г. Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Краевой центр семьи и детей" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Согласно постановлению, Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Краевой центр семьи и детей" допустило по месту его нахождения в г. Красноярске ул. Академика Павлова, 17 в период с 13 часов 40 минут до 17 часов 20 минут 10 октября 2016 г. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, а именно:
в нарушение п.п.13.9, 13.12 СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не обеспечена организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий и профилактической дезинфекции в учреждении в период карантина по энтеровирусной инфекции - применяемое средство, согласно инструкции по его применению, не обладает вирулицидной активностью в отношении энтеровирусов, в карантинной по энтеровирусной инфекции группе "Экипаж" не обеспечено проведении текущей дезинфекции квачей;
в нарушение п.6.1 тех же СанПиН, п.8.14 главы VIII СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" не обеспечена обработка яйца куриного в установленном порядке в растворе дезинфицирующего средства;
в нарушение п.п.6.1, 6.3 СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" допускается использование кухонной посуды не по назначению в части нарушения её маркировки для сырых и готовых пищевых продуктов, компот хранится в кастрюле с маркировкой "II блюдо";
в нарушение п.п.6.4, 6.6 СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не обеспечена маркировка инвентаря, предназначенного для разделки сырых и готовых продуктов, - отсутствует маркировка на овощерезке в овощном цехе, на двух скалках, находящихся на столе с маркировкой "сырая курица",
что является нарушением статей 2 и 11, пункта 1 статьи 28, статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Не согласившись с постановлением, законный представитель Краевого центра семьи и детей, его директор Осипов А.Р. обратился в Центральный районный суд г. Красноярска в предусмотренном ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ порядке с жалобой, в которой просил постановление изменить уменьшением размера назначенного наказания в виде штрафа либо заменой штрафа предупреждением на основании ст.4.1.1 КоАП РФ, указывая на оставление вынесшим постановление должностным лицом без внимания привлечения юридического лица к административной ответственности впервые, неустановления по делу отягчающих административную ответственность обстоятельств, устранения выявленных нарушений в период проверки, непричинения в результате их допущения вреда здоровью людей, отсутствия угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, наступления негативных последствий, характера деятельности учреждения, финансирования его за счёт средств бюджета Красноярского края, непредусмотрения утверждённым планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2016, 2017 и 2018 годы средств на уплату административных штрафов.
Определением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 9 марта 2017 г. жалоба директора Краевого центра семьи и детей направлена в Кировский районный суд г. Красноярска для рассмотрения по подсудности.
Решением судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 13 апреля 2017 г. указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба на него законного представителя привлечённого к административной ответственности юридического лица - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд в предусмотренном ст.ст.30.1-30.3, ч.1 ст.30.9 КоАП РФ порядке, законный представитель Краевого центра семьи и детей просит решение судьи отменить, поданную им в районный суд жалобу удовлетворить, указывая наряду с доводами упомянутой жалобы на включение привлечённого к административной ответственности юридического лица с 1 января 2015 г. в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", что, по мнению автора жалобы, позволяет, применяя аналогию закона, распространить на Краевой центр семьи и детей применение положений ст.4.1.1 КоАП РФ к субъектам малого предпринимательства.
В судебном заседании защитник Краевого центра семьи и детей Сергеева М.А. на удовлетворении жалобы настаивала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.
Согласно части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции - влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения в том числе юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно положениям статьи 11 указанного закона, в том числе юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 статьи 28 этого закона в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства
Пунктом 3 статьи 39 этого закона установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным, в том числе для юридических лиц.
В соответствии с п.п.13.9, 13.12 СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в организации для детей-сирот проводятся санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическая дезинфекция.
Приготовление и использование моющих и дезинфицирующих растворов должно осуществляться в соответствии с инструкцией по их применению.
Дезинфекционные мероприятия проводятся в соответствии с действующими нормативно-методическими документами с использованием средств, разрешённых в установленном порядке для применения в детских учреждениях.
В соответствии с п.6.1 тех же СанПиН при организации питания детей в столовой должны соблюдаться требования, установленные санитарными правилами СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", согласно п.8.14 которых для целей обработки яиц используются промаркированные ванны и (или) ёмкости; возможно использование перфорированных ёмкостей.
Обработка яиц проводится при условии полного их погружения в раствор в следующем порядке:
- I - обработка в 1 - 2% теплом растворе кальцинированной соды;
- II - обработка в 0,5% растворе хлорамина или других разрешенных в установленном порядке дезинфицирующих средств;
- III - ополаскивание проточной водой в течение не менее 5 минут с последующим выкладыванием в чистую промаркированную посуду.
В соответствии с п.6.3 СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" посуда, используемая для приготовления и хранения пищи, должна быть изготовлена из материалов, разрешённых для контакта с пищевыми продуктами.
Согласно п.4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" для раздельного хранения сырых и готовых продуктов, их технологической обработки и раздачи в обязательном порядке должны использоваться раздельные и специально промаркированные оборудование, разделочный инвентарь, кухонная посуда, в том числе кухонная посуда с маркировкой: "I блюдо", "II блюдо", "III блюдо", "молоко", "СО" - сырые овощи, "СМ" - сырое мясо, "СК" - сыре куры, "ВО" - варёные овощи, "СР" - сырая рыба, "крупы", "сахар", "масло", "сметана", "фрукты", "яйцо чистое", "гарниры", "Х" - хлеб, "З" - зелень, "Г" - гастрономия и т.п.
В соответствии с п.п.6.4, 6.6 СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и доски, мясорубки, овощерезки. Допускается использование кухонного комбайна с насадками для раздельной обработки сырых и готовых продуктов.
Разделочный инвентарь (разделочные доски, ножи) маркируется: "ГП" - для готовой продукции (для разделки варёного мяса, варёной рыбы, варёных овощей, зелени и других пищевых продуктов, готовых к употреблению), "СП" - для сырой продукции (для разделки сырого мяса, сырой рыбы, сырых овощей), "СК" - для сырых кур, "Гастрономия" - для сыра, масла, колбас; "Хлеб" - для хлеба, "Сельдь" - для сельди.
Нарушение Краевым центром семьи и детей вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, совершение им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ и в жалобе не оспаривается.
Все выявленные нарушения отражены в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания.
Должностное лицо и судья правильно пришли к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в составленном в отношении Краевого центра семьи и детей протоколе и вынесенном в отношении него постановлении не отражены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Поэтому указание на совершение ими соответствующих нарушений подлежит исключению из вынесенных по делу постановления и решения судьи.
Наказание Краевому центру семьи и детей назначено в соответствии со ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает требованиям закона и является минимальным, предусмотренным санкцией ч.1 ст.6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьёй обоснованно указано на то, что законных оснований для уменьшения размера назначенного штрафа либо его замены предупреждением не имеется. Приведённые в жалобе доводы соответствующие выводы судьи не опровергают.
Доводы законного представителя в апелляционной жалобе о том, что назначенное наказание может быть заменено предупреждением по вменённой государственному учреждению административному правонарушению путём применения аналогии статьи 4.1.1 КоАП РФ, являются несостоятельными и подлежат отклонению по следующим основаниям:
Согласно ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
По смыслу закона, применение положений ст.4.1.1 КоАП РФ обусловлено наличием всей совокупности установленных законом обстоятельств, при отсутствии которых возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В соответствии с частями 1, 2 и 6 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, государственное бюджетное учреждение финансируется за счёт соответствующего бюджета, не относится к субъектам предпринимательской деятельности и не подлежит включению в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, независимо от наличия у него права оказывать платные, в том числе социальные услуги и возможности получать доходы от оказания таких услуг.
Поэтому применение положений ст.4.1.1 КоАП РФ не может быть распространено на государственные учреждения, поскольку иное искажало бы суть нормы, устанавливающей дополнительные преференции при решении вопроса о назначении наказания за совершение административных правонарушений именно для субъектов предпринимательской деятельности.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену либо иное изменение обжалуемых постановления и решения, при производстве по делу допущено не было.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7,30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю N 190 от 17 января 2017 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 13 апреля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Краевой центр семьи и детей" изменить: исключить из них указание на нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Эти же постановление и решение судьи в остальной части оставить без изменения, а жалобу законного представителя Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Краевой центр семьи и детей" Осипова А.Р. - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.
Копия верна.
Судья: Колпаков И.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.