Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Ившиной Т.В., Самохиной Л.М.,
при секретаре Михалевой В.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области на решение Саракташского районного суда Оренбургской области от (дата) по гражданскому делу по иску Ч.В.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Саракташском районе Оренбургской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, признании права на досрочную страховую пенсию, включении периодов работы в специальный стаж, обязании произвести расчет и выплату пенсии.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., пояснения представителя ГУ - УПФР в Саракташском районе Кучеровой Г.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения Ч.В.Н., просившего об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Ч.В.Н. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что решением начальника УПФР в Саракташском районе N от (дата) ему было отказано в досрочном пенсионном обеспечении в связи с отсутствием требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда. Указанным решением в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были засчитаны периоды его работы в должности машиниста подъемника в отделе бурения и капитального ремонта скважин в ООО "Нефтегазодобывающее управление "Майорское". Не согласившись с указанным решением, с учетом уточнения исковых требований, истец просил суд: признать решение начальника УПФР в Саракташском районе N от (дата) незаконным в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периодов работы в должности машиниста подъемника в отделе бурения и капитального ремонта скважин в ООО "Нефтегазодобывающее управление "Майорское" с 01.03.2015 года по 26.03.2015 года и с 01.04.2015 года по 18.05.2016 года; признать за ним право на досрочное пенсионное обеспечение; обязать УПФР в Саракташском районе включить указанные периоды в его специальный трудовой стаж; обязать УПФР в Саракташском районе произвести расчет и выплату пенсии начиная с момента приобретения права на досрочное пенсионное обеспечение с (дата).
Истец Ч.В.Н. и его представитель - адвокат Чуркина Н.Н. в судебном заседании поддержали исковые требования, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Кучерова Г.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Извещенное надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ООО "Нефтегазодобывающее управление "Майорское" в судебное заседание не явилось.
Решением суда исковые требования Ч.В.Н. удовлетворены. Суд постановил:признать решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Саракташском районе Оренбургской области от (дата) N незаконным в части не включения Ч.В.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 01.03.2015 года по 26.03.2015 года и с 01.04.2015 года по 18.05.2016 года в должности машиниста подъемника в отделе бурения и капитального ремонта скважин в ООО "Нефтегазодобывающее управление "Майорское". Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Саракташском районе Оренбургской области включить Ч.В.Н. периоды работы с 01.03.2015 года по 26.03.2015 года и с 01.04.2015 года по 18.05.2016 года в должности машиниста подъемника в отделе бурения и капитального ремонта скважин в ООО "Нефтегазодобывающее управление "Майорское" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Признать за Ч.В.Н. право на досрочное пенсионное обеспечение по старости. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Саракташском районе произвести расчет и выплату Ч.В.Н. пенсионного обеспечения с (дата).
В апелляционной жалобе ГУ - УПФР в Саракташском районе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ООО "Нефтегазодобывающее управление "Майорское", извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем направления судебного извещения заказным письмом с уведомлением.
Судебная коллегия в порядке ст. ст. 167, 327 ГПК РФ определиларассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда на законность и обоснованность в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на досрочное назначение пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Исходя из ч. 2 ст. 30 указанного Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 подраздела 2 "Добыча нефти, газа, газового конденсата" раздела XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, право на льготную пенсию имеют машинисты подъемников (код позиции 2130200а-14012).
В силу ч. 6 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.06.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Как установлено судом первой инстанции, (дата) Ч.В.Н. обратился в УПФР в Саракташском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением начальника УПФР в Саракташском районе N от (дата) ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы в должностях, предусмотренных Списком. По представленным документам продолжительность специального стажа Ч.В.Н. дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составляет ***, продолжительность страхового стажа составляет ***. Для назначения досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 55 лет требуется 12 лет 06 месяцев стажа на соответствующих видах работ.
При этом в указанный стаж не был засчитан период работы с 01.03.2015 года по 26.03.2015 года и с 01.04.2015 года по 18.05.2016 года в должности машиниста подъемника в отделе бурения и капитального ремонта скважин в ООО "Нефтегазодобывающее управление "Майорское" по причине того, что индивидуальные сведения сданы без кода льготной позиции, отсутствуют доказательства выполнения работы постоянно в течении полного рабочего дня и оплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Из трудовой книжки следует, что Ч.В.Н. с 01.03.2015 года по настоящее время работает в обществе с ограниченной ответственностью "Нефтегазодобывающее управление "Майорское" (ООО "НГДУ "Майорское"), замещая должность машиниста подъемника в отделе бурения и капитального ремонта скважин.
В справке N от (дата), выданной ООО "НГДУ "Майорское", указано, что Ч.В.Н. действительно работает в ООО "Нефтегазодобывающее управление "Майорское" машинистом подъемника отдела бурения и капитального ремонта скважин с 01.03.2015 года по настоящее время.
Как следует из расчетного листка за (дата) по начислению заработной платы в ООО "НГДУ "Майорское", истцу как машинисту подъемника в отделе бурения и капитального ремонта скважин производились начисления за вредные условия труда.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Нефтегазодобывающее управление "Майорское" осуществляет такие виды деятельности, как предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа; добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа; производство нефтепродуктов.
В справках N от (дата) и N от (дата), выданных генеральным директором ООО "НГДУ "Майорское", указано, что сведения о стаже Ч.В.Н. с кодом профессии 2310200а-14012 будут поданы в ПФ РФ с уплатой дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что период работы Ч.В.Н. с 01.03.2015 года по 26.03.2015 года и с 01.04.2015 года по 18.05.2016 года в должности машиниста подъемника в отделе бурения и капитального ремонта скважин в ООО "Нефтегазодобывающее управление "Майорское" подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, так как истец был занят в течение полного рабочего дня на работах, которые предусмотрены Списком N 2 раздела XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", факт того, что индивидуальные сведения сданы работодателем без кода льготной позиции, не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку ненадлежащее оформление работодателем кадровых и иных документов, связанных с трудовой деятельностью работника, в том числе не предоставление либо неточное предоставление работодателем сведений персонифицированного учета, не должно нарушать и негативно влиять на реализацию пенсионных прав работника.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Судом установлен факт выполнения истцом в спорные периоды работы предусмотренной Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в должности машиниста подъемника в отделе бурения и капитального ремонта скважин в течение полного рабочего дня.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 года N 9-П неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями приведенных правовых норм, а также ст. 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающей обязанность страхователя по страхованию работника, своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что неуплата работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с характером выполняемой работы и некорректное указание индивидуальных сведений о характере выполняемой работы не лишает истца права на включение спорного периода в льготный стаж.
Сам по себе факт не указания страхователем кода льготной работы в отношении истца, неуплата в требуемом объеме страховых взносов не может являться основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения истца права на зачет спорного периода работы в специальный страховой стаж, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную подачу сведений и уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, либо ставили в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
И поскольку в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность по профессии и в организации предусмотренных Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, суд пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости спорных периодов работы.
Истец Ч.В.Н., (дата) года рождения, достиг возраста 55 лет (дата), его стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости на дату обращения в пенсионный орган за назначением пенсии составил, с учетом периодов работы включенных судом, ***, поэтому суд обоснованно обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге назначить истцу пенсию с (дата)
Суд надлежащим образом оценил доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, правильно применил нормы материального права.
Доводы жалобы о необоснованном удовлетворении требования о зачете в специальный стаж истца периодов работы с 01.03.2015 года по 26.03.2015 года и с 01.04.2015 года по 18.05.2016 года в должности машиниста подъемника в отделе бурения и капитального ремонта скважин в ООО "Нефтегазодобывающее управление "Майорское", поскольку за данный период работы уплата (начисление) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производилась, сведения работодателем представлены без кода льготной позиции, были предметом исследования суда первой инстанции. Суд дал данному доводу надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Кроме этого, работодатель подтвердил факт льготной работы истца и принял на себя обязательства предоставить в пенсионный орган сведения о стаже истца с кодом профессии 2130200а-14012 и по уплате дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Саракташского районного суда Оренбургской области от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.