Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Шошиной А.Н., Гниденко С.П.,
при секретаре Бакиевой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации города Новый Уренгой - Васильевой А.Ф. на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 марта 2017 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение администрации города Новый Уренгой от 20 июня 2016 года об отказе в признании молодой семьи Карасовых участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО.
Обязать администрацию города Новый Уренгой включить молодую семью Карасовых в список молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2014-2020 годы согласно дате подачи заявления - 18 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы Карасов Х.М., Карасова М.В., действующие также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратились в суд с иском к администрации города Новый Уренгой об оспаривании отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО и возложении обязанности по включению в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы согласно дате подачи заявления.
В обоснование иска указали, что 20 июня 2016 года их молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако в признании семьи участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", имеющей право для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения им отказано в связи с получением Карасовым Х.М. в составе семьи отца Карасова М.Т. жилого помещения по договору социального найма в порядке переселения из аварийного жилищного фонда, что, по их мнению, незаконно.
В судебном заседании истцы Карасов Х.М., Карасова М.В., действующая также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, участия не принимали.
Представитель ответчика администрации города Новый Уренгой Васильева А.Ф. иск не признала.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
Представитель администрации города Нового Уренгоя Васильева А.Ф. в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда и нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050, а также мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы" Постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года N535-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 1.3 Порядка участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям: постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа; возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа (далее - департамент) решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет); признание семьи нуждающейся в жилых помещениях; наличие у семьи достаточных доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п.1.5.2 Порядка молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Молодые семьи - участники Федеральной или Окружной подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения собственные средства, а также заемные средства (п. 1.6 Порядка).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18 мая 2016 года Карасовы обратились в администрацию города Нового Уренгоя с заявлением о включении их семьи, состоящей из трех человек, включая супругов Карасовых Х.М. и М.В. и сына ФИО1, в состав участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы" (л.д.8).
Решением заместителя начальника департамента городского хозяйства администрации города Нового Уренгоя, утвержденного заместителем главы города Нового Уренгоя от 20 июня 2016 года, семья Карасовых была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 1.5.2 Порядка о предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года N535-П (л.д.11).
Решением заместителя начальника департамента городского хозяйства администрации города Нового Уренгоя, утвержденным заместителем главы города Нового Уренгоя от 20 июня 2016 года, семья Карасовых не была признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках окружной подпрограммы, как несоответствующая требованиям, указанным в пункте 2.7 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года N-П.
Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что в отношении Карасова Х.М. имеется информация в реестре по учету граждан, получивших жилищные субсидии (социальные выплаты) за счет бюджетных средств или жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа либо жилые помещения из муниципального жилищного фонда, приобретенные в муниципальную собственность за счет средств окружного бюджета. Карасову Х.М. в составе семьи отца Карасова М.Т. в порядке переселения из признанного непригодным жилого помещения аварийного жилищного фонда было предоставлено жилое помещение - квартира N в доме N "адрес" (л.д.12-13.)
В соответствии с п. 8.1. Порядка молодые семьи - участники Федеральной и Окружной подпрограммы вправе получить социальную выплату в соответствии с настоящим Порядком только один раз.
Согласно п. 2.7. Порядка основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Окружной подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в подпункте "д" пункта 1.2, пункте 1.3 настоящего Порядка;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 2.1, 2.4, 2.4-1, 3.2 настоящего Порядка;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) установление в соответствии со статьей 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон ЯНАО N 36-ЗАО) факта отнесения одного или нескольких членов молодой семьи к категории граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий;
д) приобретение жилого помещения или участие в долевом строительстве жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретения (строительства) жилого помещения в расчете на каждого члена семьи по состоянию на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (в случае направления средств социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам).
Таким образом, субъектами-участниками вышеупомянутой региональной программы могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права именно на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки.
Статья 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" от 30 мая 2005 года N36-ЗАО содержит правило о том, что граждане, получившие финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, включаются в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.
Между тем, судом с достоверностью установлено, что на состав семьи Карасова М.Т., включая истца Карасова Х.М., до его вступления в брак с Карасовой М.Т. 13 сентября 2014 года, в порядке переселения из аварийного жилищного фонда, а именно, квартиры N в доме N по "адрес", общей площадью 33,6 кв.м., на основании распоряжения администрации города Нового Уренгоя от 17 мая 2013 года N, была предоставлена квартира N в доме N "адрес", общей площадью 37,3 кв.м. (л.д.12-13).
Помимо вышеприведенных обстоятельств, поскольку обеспечение жилищных прав Карасова М.Т. в порядке ст. 89 ЖК РФ носило компенсационный характер (жилое помещение аварийного жилищного фонда предоставлялось взамен ранее занимаемого жилого помещения по договору социального найма), и не было направлено на улучшение жилищных условий, с доводом апелляционной жалобы об обратном, основанном на неправильном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего спора, согласиться нельзя.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2014-2020 годы не имелось.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья /подпись/ А.Н. Шошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.