Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 апреля 2017 года административное дело N2а-641/2017 по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 января 2017 года по административному исковому заявлению Карташевской-Оболенской В. Г., Карташевского-Оболенского К. В., несовершеннолетних К.О.Ф.К. и К.О.З.К. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административных истцов Карташевской-Оболенской В.Г. и Карташевского-Оболенского К.В., действующих за себя и в интересах несовершеннолетних административных истцов К.О.Ф.К. и К.О.З.К., представителя административного ответчика Гугля А.В., действующего на основании доверенности от 29 декабря 2016 года сроком до 31 декабря 2017 года; представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Ковалевой К.А., действующей на основании доверенности от 28 декабря 2016 года сроком по 31 декабря 2017 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карташевская-Оболенская В. Г. и Карташевский-Оболенский К. В., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей К.О.Ф.К., " ... " года рождения, и К.О.З.К., " ... " года рождения, обратились в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению (далее ФГБУ) "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения от 29 августа 2016 года N78/16-11092 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков и обязании осуществить кадастровый учет вновь образованных земельных участков после перераспределения с площадью 699 кв.м. и 1400 кв.м.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкин, "адрес", площадью 599 кв.м., который был сформирован органами государственной власти в пределах сложившейся застройки в соответствии с предъявляемыми градостроительными регламентами и требованиями к минимальному размеру земельного участка. На указанном земельном участке с привлечением средств материнского капитала административными истцами был построен дом. Договорившись с владельцем соседнего земельного участка о перераспределении площадей земельных участков, административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением об осуществлении кадастрового учета образуемых участков с кадастровым номером " ... " площадью 699 кв.м. и с кадастровым номером " ... " площадью 1400 кв.м., в удовлетворении которого решением от 29 августа 2016 года было отказано на основании того, что образуемые земельные участки расположены в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ4-1) в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон", которым установлены требования к минимальному размеру земельных участков, расположенных в данной территориальной зоне, в размере 1200 кв.м. По мнению административных истцов, оспариваемый отказ нарушает их права и не соответствует Закону Санкт-Петербурга от "дата" N ... , которым увеличение площади существующего земельного участка, исключающего цели нового строительства требованиям режима ЗРЗ4-1 не регламентируется и не противоречат требованиям режима данной зоны, а планируемое перераспределение происходит не в целях строительства, а с целью создания зоны комфортного жилья, не опасного для жизни и здоровья человека, окружающей среды и объектов культурного наследия, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 января 2017 года административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным решение Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картография" по Санкт-Петербургу от 29 августа 2016 года N 78/16-11092 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков; Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картография" по Санкт-Петербургу обязан осуществить кадастровый учет вновь образованных земельных участков по адресам: Санкт-Петербург, посёлок Александровская, "адрес", и Санкт-Петербург, "адрес", после перераспределения с площадью 699 кв.м. и 1400 кв.м., в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу; с Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картография" по Санкт-Петербургу в пользу Карташевского-Оболенского К.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме " ... " рублей.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик указал, что статьей 19 Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7 в редакции на дату принятия оспариваемого решения устанавливались требования к минимальному размеру земельных участков 1200 кв.м., а подпункт 2 пункта 6 статьи 19 указанного Закона на спорные правоотношения не распространяется, поскольку границы земельных участков с кадастровыми номерами " ... " и " ... " определены и сформированы, государственный кадастровый учет указанных земельных участков осуществлен в установленном законом порядке, а спорные земельные участки площадью 699 кв.м. и 1400 кв.м. образованы путем перераспределения координированных земельных участков, имеющих установленные границы. Также административный ответчик указал, что с 1 января 2017 года полномочия по государственному учету недвижимого имущества в Санкт-Петербурге осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу и потому суд первой инстанции, возложив на административного ответчика обязанность осуществить кадастровый учет вновь образованных земельных участков после перераспределения, принял неисполнимое судебное решение.
В заседание апелляционной инстанции не явился представитель заинтересованного лица КГИОП Санкт-Петербурга, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил и доказательств уважительных причин неявки не представил.
Неявка в судебное заседание представителя заинтересованного лица не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным в соответствии с частью 6 статьи 226, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, поддержавших доводы апелляционной и жалобы, административных истцов, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи от 11 февраля 2005 года Карташевскому-Оболенскому К.В. и Карташевской-Оболенской В.Г. принадлежал на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Пушкин, "адрес", площадью 599 кв.м., в равных долях- по " ... ".
16 марта 2011 года зарегистрировано право собственности Карташевского-Оболенского К.В. и Карташевской-Оболенской В.Г. на жилой дом, 1-3-этажный (подземных этажей-1), общей площадью 236,8 кв.м., расположенный на вышеуказанном земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пушкин, "адрес", в равных долях- по " ... ".
На основании договоров дарения от 9 августа 2011 года зарегистрировано 20 августа 2011 года право собственности К.О.Ф.К. и К.О.З.К. за каждым на 1/4 долю земельного участка и ? долю жилого дома, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Пушкин, "адрес" (жилой дом) и участок " ... " (земельный участок).
19 августа 2016 года по заявлению Карташевской-Оболенской В.Г. составлен межевой план, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером " ... ", принадлежащий на праве собственности Юрову А.В., был разделен на две части:26/п1 площадью 100 кв.м. и 26/п2 площадью 1400 кв.м. на основании договора от 29 октября 2012 года о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами " ... " и " ... ".
29 августа 2016 года Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картография" по Санкт-Петербургу принято решение N 78/16-11092 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате перераспределения двух земельных участков с кадастровыми номерами " ... " и " ... " в связи с тем, что размер образуемого земельного участка площадью 699 кв.м. не соответствует требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Признавая оспариваемый отказ незаконным, суд первой инстанции указал, что на момент разрешения заявленного спора Приложение 3 к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7 прекратило свое действие с 15 января 2017 года.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом, так как согласно пункту 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При рассмотрении настоящего административного дела необходимо проверять соответствие принятого 29 августа 2016 года Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картография" по Санкт-Петербургу решения N 78/16-11092 нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, действующим на дату принятия оспариваемого решения.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, на дату принятия оспариваемого решения регулировались Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Часть 10 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" устанавливала, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признается разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования и их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" от 21 июня 2016 года N524 утверждены карты градостроительного зонирования и установлены виды разрешенного использования земельных участков и их предельные размеры на территории Санкт-Петербурга, которые определяются в соответствии с градостроительными регламентами, содержащимися в Приложении N 3 к указанному Постановлению.
Согласно пункту 2.2.7 Приложения 1 к указанным Правилам в случае, если земельный участок и объект капитального строительства расположены в границах зон с особыми условиями использования территорий, правовой режим использования и застройки указанного земельного участка определяется градостроительными регламентами и совокупностью ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Более строгие ограничения, относящиеся к одному и тому же параметру (требованию), поглощают более мягкие.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7 земельные участки с кадастровыми номерами N ... и N ... находятся в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ (42) 14, которая согласно Приложению 1 к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7 отнесена к зонам охраны объектов культурного наследия.
На территорию указанных земельных участков распространяются общие требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ), установленные Разделом 19 части 4 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7, а также специальные требования к градостроительным регламентам в ЗРЗ (42) 14, установленные п. 22.13.20 Параграфа 22.13 раздела 22 части 4 Приложения 2 к названному Закону.
Статьёй 19 Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7 устанавливался градостроительный регламент территориальной зоны Т1Ж2-2 (жилая зона индивидуальных (одноквартирных) отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 кв.м. с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры), для земельных участков с видом разрешенного использования "Для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов)", расположенных в такой территориальной зоне, устанавливались требования к минимальному размеру земельных участков -1200 кв.м.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью 599 кв.м согласно свидетельству о регистрации права- для размещения индивидуального жилого дома.
В межевом плане, подготовленном в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами " ... " и " ... ", вид разрешенного использования земельных участков не указан.
Вывод суда первой инстанции о том, что на момент принятия оспариваемого решения законодательство не исключало возможность формирования в сложившейся застройке земельного участка минимальным размером 600 кв.м., является ошибочным.
Действительно, в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 19 Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7, если минимальная площадь формируемых земельных участков для размещения дач и индивидуального жилого дома, расположенных в сложившейся застройке и не входящих в границы оформленных земельных участков, действующий юридический статус или физические параметры которых не позволяют сформировать участок в соответствии с требованиями, указанными в подпункте 1 настоящего пункта, то минимальная площадь формируемого земельного участка должна составлять 600 кв.м.
Однако, согласно сведениям кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами " ... " и " ... " определены и сформированы, государственный кадастровый учет земельных участков осуществлен в установленном порядке, в связи с чем положения подпункта 2 пункта 6 статьи 19 Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7 не распространяются на земельный участок административных истцов с кадастровым номером " ... ".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания незаконным решения административного ответчика от 29 августа 2016 года необходимо кроме нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов несоответствие постановления нормативному правовому акту.
Такие обстоятельства по делу отсутствуют, поскольку размер одного из образуемых земельных участков площадью 699 кв.м., о государственном кадастровом учете которого было заявлено, не соответствовал установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным) размерам земельных участков - 1200 кв.м.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" и Федеральным законом от 03 июля 2016 года N361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2017 года полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества осуществляет исключительно Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. На территории Санкт-Петербурга действия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу.
В силу требований статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательности судебных актов, статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об исполнении решения суда и разъяснений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым.
Решение суда первой инстанции по настоящему делу о возложении обязанности осуществить кадастровый учет вновь образованных земельных участков на Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картография" по Санкт-Петербургу не отвечает указанному требованию.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, не учел вышеуказанные обстоятельства, в связи с чем судебная коллегия находит решение суда первой инстанции принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального законодательства и подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В связи с изменением законодательства административные истцы не лишены права повторно обратиться в орган государственной регистрации о регистрации права на вновь образованные земельные участки.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 января 2017 года отменить.
В удовлетворении административного искового заявления Карташевской-Оболенской В. Г., Карташевского-Оболенского К. В., несовершеннолетних К.О.Ф.К. и К.О.З.К. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.