Именем Российской Федерации
12 апреля 2017 г. г.Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Кривич Е.В.,
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-219/2017 по административному исковому заявлению акционерного общества "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" к Правительству Москвы о признании недействующим пункта 2235 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, от 17 мая 2016 г. N252-ПП, от 26 июля 2016 года N456-ПП,
установил:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 1 декабря 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N61, а также размещен 27 ноября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В результате внесенных изменений приложение 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 3 постановления Правительства от 26 ноября 2015 г. N786-ПП данное постановление Правительства Москвы вступает в силу с 1 января 2016 г. Пунктом 2235 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:08:0011001:1130 по адресу: г.Москва, ул.Расплетина, дом 5, строение 1.
При таких обстоятельствах с 1 января 2016 г. спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:08:0011001:1130 по адресу: г.Москва, ул.Расплетина, дом 5, строение 1, включено в пункт 2235 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП.
Акционерное общество "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, в котором, с учетом дополнительных (уточненных) административных исковых заявлений, просит признать недействующим с 1 января 2016 г. постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, от 17 мая 2016 г. N252-ПП, от 26 июля 2016 года N456-ПП, в части включения в пункт 2235 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строения и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 77:08:0011001:1130 по адресу: г.Москва, ул.Расплетина, дом 5, строение 1.
Требования мотивированы тем, что административный истец входит в перечень стратегических организаций, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N1226-р. Административный истец является разработчиком и поставщиком оборудования для объектов использования атомной энергии, основными видами деятельности является поставка, монтаж, наладка оборудования для нужд Министерства обороны Российской Федерации, для атомных электростанций в России и за рубежом. Административный истец является режимным предприятием, имеет более 20 лицензий и сертификатов для ведения основного вида деятельности, в том числе лицензии на конструирование и изготовление оборудования для судов и иных плавсредств с ядерными реакторами, на конструирование и изготовление оборудования для атомных станций и пр. Спорное нежилое здание общей площадью 11982,8 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0011001:1130 по адресу: г.Москва, ул.Расплетина, дом 5, строение 1, принадлежит административному истцу на праве собственности. Указанное нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по техническому паспорту нежилое здание является "административно-лабораторным комплексом", расположено на земельном участке площадью 35646 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0011001:4843 с видом разрешенного использования: "для эксплуатации научного центра". Все здания, расположенные на указанном земельном участке, составляют инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимы от единого производственного комплекса. Территория, на которой расположено здание, является режимным объектом, само здание является объектом гражданской обороны. Общая площадь здания составляет 11982,8 кв.м. В аренду сдаются 4216,90 кв.м., из которых: площадь помещений в 2528,60 кв.м. используются арендаторами, осуществляющими производственную деятельность, что составляет 23,96% общей площади спорного здания согласно Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N257-ПП; площадь помещений в 1688,3 кв.м. используется арендаторами под офисы, что составляет 15,99 % общей площади спорного здания. Остальная площадь помещений в здании в 7765,9 кв.м. используется непосредственно административным истцом для осуществления основных видов деятельности, в здании располагаются службы, деятельностью которых является обслуживание производства, конструкторы, административный персонал. Основная часть арендаторов, занимающая 23,96% общей площади спорного здания, осуществляет научную и производственную деятельность, которая непрерывно связана с деятельностью в области поставки продукции для нужд Гособоронзаказа и поставок оборудования на атомные станции, что подтверждается предоставленными выписками из Единого государственного реестра юридических лиц, уставами организаций, выписками из штатных расписаний, договорами. Если учитывать доводы Правительства Москвы о том, что часть арендованных помещений используется арендаторами, осуществляющими производственную деятельность, для размещения своего административного персонала, то доля объёма таких административных помещений составляет 3,88% общей площади здания, а при их сложении с общей площадью помещений, используемых другими арендаторами под офисы (15,99%), общая площадь помещений, используемых под офисы составит 19,87% (3,88+15,99), что также меньше 20% общей площади спорного здания. Таким образом, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта для размещения офисов использовалось менее 20% общей площади здания. С учетом изложенного включение спорного нежилого здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 г., является незаконным, поскольку это противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций", нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности, незаконно обязывает уплачивать налог на имущество организации, исходя из кадастровой стоимости здания (л.д.2-4, 7-11 том 1, л.д.130-135 том 8).
В судебном заседании представители административного истца акционерного общества "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" - Сергеев В.А., Савченко Т.С., Кузнецов В.Е., действующие на основании доверенности, поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему. В дополнение указали, что административный истец не оспаривает сдачу в аренду под офисы помещений площадью 1688,3 кв.м., что составляет 15,99 % общей площади спорного здания. При этом административный истец не согласен с доводами административного ответчика о необходимости прибавления к указанной площади помещений в 15,99% площади помещений в 3,88%, которые используются другими арендаторами, осуществляющими производственную деятельность, для размещения своего административного персонала. Также считают неправильным предоставленный административным ответчиком расчет размера фактической площади, используемой под размещения офисов, в 21,2%, поскольку при расчете площади помещений общего пользования (площадь вспомогательных помещений) административный ответчик не вычел площадь помещений подвала в 596 кв.м., используемых административным истцом в служебных целях, и часть служебных помещений первого этажа в 106,6 кв.м., используемых только подразделениями административного истца. Если учесть эти замечания в предоставленном административным ответчиком расчете, то размер фактической площади, используемой для размещения офисов, составит 19,80%, что меньше 20% общей площади здания.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Снегирева А.И., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное нежилое здание включено в пункт 2235 Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения. Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведены мероприятия по обследованию спорного нежилого здания, по результатам которых составлен акт обследования от 12 августа 2015 г. за N9081002, согласно которому общая площадь здания составляет 11982,8 кв.м., здание фактически используется для размещения офисных помещений площадью 100%. В акте содержится фототаблица, из которой видно, что помещения в здании сдаются в аренду другим организациям, в частности объявление о сдаче площадей в аренду, информация о расположении в здании компании "Техинком". Административный истец не обращался в Департамент экономической политики и развития города Москвы с заявлением о несогласии с результатами проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания. Кроме того, по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц в юридически значимый период в здании находились арендаторы: АНО "*", АНО "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью НИПП "*", общество с ограниченной ответственностью "*", закрытое акционерное общество "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*". По предоставленным административным истцом договорам аренды, перечням арендаторов, административный ответчик произвел расчет размера доли фактической площади здания, используемой для каждого из видов деятельности, осуществляемой в задании, в общей площади объекта. Согласно которому размер фактической площади, используемой для размещения офисов, составляет 21,2%, что больше 20% общей площади здания и является основанием для включения спорного здания в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.96-102 том 3).
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, допросив в качестве свидетелей Е.Б., С.М., проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2016 год определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и абзацу 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В частности, этой нормой установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых приведен в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
При таких обстоятельствах Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для определения, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость. С учетом изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, что соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы".
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Правительства Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо размещаются (публикуются) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП опубликовано 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещено 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru. Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" опубликовано 1 декабря 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N61, а также размещено 27 ноября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, от 26 ноября 2015 г. N786-ПП подписаны Мэром Москвы.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт и утвержденный им Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, был размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (до 2016 года) по налогу на имущество организаций в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом ФНС России от 28 ноября 2014 года N ММВ-7-11/604@ определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к приказу).
Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП соответствует названному приказу ФНС России.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
Указанные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
Проверяя соответствие оспариваемого пункта 2235 Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 11990,2 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0011001:1130 по адресу: г.Москва, ул.Расплетина, дом 5, строение 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 29 декабря 2008 г. (л.д.83 том 1). Однако по сведениям кадастрового паспорта от 12 февраля 2015 г. и экспликации к поэтажному плану здания, составленной Северо-Западным ТБТИ N2 города Москвы по состоянию на 22 апреля 2008 г., фактически общая площадь спорного здания составляет 11982,8 кв.м., здание состоит из пяти этажей, а также одного подземного этажа, нежилое здание является "административно-лабораторным комплексом" (л.д.54-81 том 1, л.д.1-16 том 7). Спорное здание расположено на земельном участке общей площадью 35646 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0011001:4843 с видом разрешенного использования: "для эксплуатации научного центра", что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 12 февраля 2015 г. (л.д.52-53, 82 том 1).
Таким образом, включение спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 г., затрагивает права административного истца в сфере экономической деятельности и предоставляет ему право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что спорное нежилое здание включено в оспариваемый пункт Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку более 20 процентов его общей площади используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При этом фактическое использование нежилого здания и помещений в нём для размещения офисов в целях делового, административного или коммерческого назначения установлено Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее Государственная инспекция по недвижимости города Москвы) в результате проведенных мероприятий по обследованию спорного нежилого здания. Так, на основании поручения инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы Е.Б. и С.М. провели мероприятия по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нём по адресу: г.Москва, ул.Расплетина, дом 5, строение 1, по результатам которых составлен акт о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 12 августа 2015 г. за N9081002 (л.д.74-109 том 4). Из содержания данного акта усматривается, что при проведении обследования здания доступ на объект недвижимости не был предоставлен. При осмотре установлено, что под размещение офисов используется вся фактическая площадь здания в размере 11982,8 кв.м., что составляет 100% общей площади объекта нежилого фонда. На основании изложенного инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы пришли к заключению, что здание и нежилые помещения в нём фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. К акту приложена фототаблица, на фотографиях изображены: вестибюль- проходная с КПП, фасады здания, объявления о нахождении в здании офиса компании "*", о сдаче административным истцом помещений в аренду.
Судом в качестве свидетелей допрошены инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы Е.Б. и С.М., которые суду показали, что они 11 августа 2015 г. производили осмотр здания по адресу: г.Москва, ул.Расплетина, дом 5, строение 1, по результатам которого составили акт обследования от 12 августа 2015 г. за N9081002. Обследование проводилось без доступа в здание. Инспектор вошли в здание через главный вход, где расположен КПП, однако охрана ГУП "*" в здание их не впустила, предложили обратиться в бюро пропусков. Однако инспекторы в бюро пропусков, к руководству организации не обратились, так как не посчитали это нужным. Вследствие этого инспекторы провели внешний осмотр здания по периметру забора, так как здание является режимным объектом, осуществили фотосъемку. Вывод о том, что здание и помещения в нем фактически на 100% используются под размещение офисов, сделан инспекторами на основании данных визуального осмотра здания, наличия кондиционеров, объявлений о сдаче помещений под офисы, а также ввиду отказа в доступе в здание на основании пункта 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N257-ПП (л.д.435 том 6, л.д.126 том 8).
Оценивая акт Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 12 августа 2015 г. за N9081002 и приведенные показания свидетелей, в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Пунктами 3.4 - 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
С учетом приведенных норм права, Государственная инспекция по недвижимости города Москвы наделена правом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от права собственности. Вместе с тем, предоставленный суду акт Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 12 августа 2015 г. за N9081002 не соответствует приведенным требованиям пунктов 3.4 - 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения по следующим обстоятельствам.
Судом установлено, что спорное здание является режимным объектом, что подтверждается лицензией УФСБ России по городу Москве и Московской области от 12 мая 2015 г. за N* (л.д.113-114 том 4). Из показаний свидетелей следует, что инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы Е.Б. и С.М. фактически не предприняли необходимых мер для предоставления им доступа в здание со стороны административного истца. Зная, что спорное здание является режимным объектом, инспекторы проигнорировали просьбу охраны ГУП "*" обратиться в бюро пропусков для предоставления им доступа в здание. С учетом изложенного, доводы инспекторов Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о том, что их не пустили в здание, что со стороны административного истца не был предоставлен доступ в здание, являются необоснованными, а произведенная ими запись в пункте 1.4.2 акта обследования от 12 августа 2015 г. за N9081002 относительно "отказа охраны в допуске в здание" не соответствует действительности. Вследствие этого положения пункта 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, согласно которым в случае отказа в доступе в здания составляется акт о фактическом использовании здания и нежилых помещений в нем для целей налогообложения, к спорным правоотношениям не применимы.
Кроме того, в акте обследования не приведены выявленные признаки размещения офисных помещений, соответствующих пункту 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (в редакции, действующей на момент проведения обследования здания и принятия оспариваемого нормативного правового акта) под офисом понимается - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
Как усматривается из акта обследования, сотрудники Государственной инспекции по недвижимости города Москвы отнесли к офисам всю фактическую общую площадь здания в размере 11982,8 кв.м., несмотря на сведения приложенной к акту экспликации к поэтажному плану здания, согласно которой помещения в здании имеют учебно-научное, учрежденческое назначение, характеристика комнат и помещений в основном: лаборатория, кабинеты, мастерская, служебное. При этом в акте не приведены выявленные признаки размещения офисных помещений, соответствующих пункту 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. На приложенных к акту фотографиях изображены фасады здания, вестибюль - холл здания с КПП, одно объявление административного истца о сдаче помещений в аренду, о нахождении в здании офиса организации "*".
В ходе рассмотрения административного дела административным истцом не оспаривался факт сдачи помещений в здании сторонним организациям. На основании анализа предоставленных административным истцом перечней организаций - арендаторов (л.д.9 том 5, л.д.150 том 6), схемы расположения арендаторов на поэтажном плане (л.д.1-8 том 5), договоров аренды и актов приема-передач (л.д.10-363 том 3, л.д.10-353 том 5, л.д.151-427 том 6), схем размещения арендаторов на поэтажном плане (л.д.1-8 том 5), лицензий, выписок из единого государственного реестра юридических лиц, уставов организации, выписок из штатных расписаний, фотографий помещений, в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что административный истец в юридически значимый период сдавал в аренду нежилые помещения здания:
- под размещение офисов площадью 1688,3 кв.м., что составляет 15,99% общей площади спорного здания, в частности: по договору аренды N87210 от 30 декабря 2014 г., с учетом дополнительного соглашения N1 от 1 сентября 2015 г., договора аренды N87294 от 1 декабря 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 188,7 кв.м. (л.д.10-33 том 5); по договору аренды N87285 от 30 октября 2015 г. индивидуальному предпринимателю Ю.П. передано помещение площадью 54,4 кв.м. (л.д.34-42 том 5); по договору аренды N87281 от 7 сентября 2015 г. некоммерческому партнерству "*" передано помещение площадью 37,6 кв.м. (л.д.48-58 том 5); по договору аренды N87283 от 9 октября 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 39,1 кв.м. (л.д.59-67 том 5); по договору аренды N87236 от 20 июля 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 37,5 кв.м. (л.д.82-90 том 5); по договору аренды N87208 от 1 февраля 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 37,6 кв.м. (л.д.93-101 том 5); по договору аренды N87211 от 16 января 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 38 кв.м. (л.д.118-126 том 5); по договору аренды N87209 от 30 декабря 2014 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 19,6 кв.м. (л.д.129-137 том 5); по договору аренды N87235 от 10 августа 2015 г. акционерному обществу "*" передано помещение площадью 226,2 кв.м. (л.д.152-160 том 5); по договору аренды N87188 от 16 апреля 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 295,2 кв.м. (л.д.165-173 том 5); по договору аренды N87227 от 10 августа 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 66,7 кв.м. (л.д.177-184 том 5); по договору аренды N87289 от 30 октября 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 37,1 кв.м. (л.д.188-196 том 5); по договору аренды N87269 от 10 августа 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 43,9 кв.м. (л.д.202-210 том 5); по договору аренды N87212 от 1 февраля 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 74,3 кв.м. (л.д.213-221 том 5); по договору аренды N87284 от 1 октября 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 35,4 кв.м. (л.д.235-243 том 5); по договору аренды N87242 от 10 августа 2015 г., с учетом дополнительного соглашения N1 от 1 октября 2015 г., закрытому акционерному обществу "*" передано помещение площадью 117,3 кв.м. (л.д.249-260 том 5); по договору аренды N87287 от 30 октября 2015 г. закрытому акционерному обществу "*" передано помещение площадью 38,7 кв.м. (л.д.262-270 том 5); по договору аренды N87304 от 20 ноября 2015 г. акционерному обществу "*" передано помещение площадью 36,2 кв.м. (л.д.272-280 том 5); по договору аренды N87273 от 17 августа 2015 г. федеральному государственному унитарному предприятию "*" передано помещение площадью 159,5 кв.м. (л.д.286-295 том 5); по договору аренды N87237 от 10 августа 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 52,4 кв.м. (л.д.298-306 том 5); по договору аренды N87280 от 1 сентября 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 6,5 кв.м. (л.д.338-346 том 5); по договору аренды N87246 от 20 июля 2015 г., с учетом дополнительного соглашения N1 от 1 сентября 2015 г., обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 46,4 кв.м. (л.д.349-363 том 5);
- под производство помещения площадью 2528,60 кв.м., что составляет 23,96% общей площади здания, в частности:
по договору аренды N87126 от 1 апреля 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 37 кв.м. (л.д.151-159 том 6). Арендатор осуществляет деятельность, связанную с производством приборов радиационного контроля, что подтверждается письмом организации от 28 февраля 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений, договорами заказа, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, штатным расписанием (л.д.5-14 том 6, л.д.48-54 том 7);
по договору аренды N87228 от 10 августа 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 135 кв.м. (л.д.162-170 том 6). Арендатор осуществляет деятельность, связанную с производством приборов радиационного контроля, что подтверждается письмом организации от 28 февраля 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений и образцов изготовляемой продукции, договорами заказа, договорами поставки, муниципальным контрактом, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, штатным расписанием (л.д.15-27 том 6, л.д.55-68 том 7);
по договору аренды N87270 от 10 августа 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 35,6 кв.м. (л.д.173-181 том 6). Арендатор осуществляет производственную деятельность (типография офсетной печати) по выпуску полиграфической продукции, что подтверждается письмом организации от 28 февраля 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации, штатным расписанием (л.д.28-30 том 6, л.д.69-80 том 7);
по договору аренды N87220 от 20 июля 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 191,7 кв.м. (л.д.186-194 том 6). Арендатор осуществляет деятельность по разработке и производству спектрометрических комплексов и других средств измерений, что подтверждается письмом организации от 27 февраля 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений и образцов изготовляемой продукции, государственными контрактами, договорами заказа, поставки оборудования, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации, штатным расписанием (л.д.31-42 том 6, л.д.81-110 том 7);
по договору аренды N87219 от 20 июля 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 74,4 кв.м. (л.д.197-205 том 6). Арендатор осуществляет деятельность по разработке и производству приборов контроля и регулирования технологическими процессами, в том числе в атомной отросли, что подтверждается письмом организации от 27 февраля 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений и образцов изготовляемой продукции, договорами на разработку устройства детектирования, договорами изготовления и поставки оборудования, договорами на оказание услуг, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации, штатным расписанием (л.д.43-52 том 6, л.д.111-128 том 7);
по договору аренды N87224 от 30 октября 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 18,4 кв.м. (л.д.208- 216 том 6). Арендатор осуществляет разработку программного обеспечения и консультирование в этой области, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации (л.д.39-47, 129 том 7);
по договору аренды N87183 от 30 декабря 2014 г., с учетом дополнительного соглашения N1 от 17 июля 2015 г., обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 26 кв.м. (л.д.219-233 том 6). Арендатор осуществляет издательскую деятельность, изготовление печатных форм, что подтверждается сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений и образцов изготовляемой продукции, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, штатным расписанием, счет-договором (л.д.53-56 том 6, л.д.130-134 том 7);
по договору аренды N87250 от 10 августа 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 18,4 кв.м. (л.д.246-256 том 6). Арендатор осуществляет научные исследования разработки в области естественных и технических наук, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации (л.д.29-38, 135-137 том 7);
по договору аренды N87233 от 10 августа 2015 г., с учетом дополнительного соглашения N1 от 1 сентября 2015 г., обществу с ограниченной ответственностью "СЕМАЛ" передано помещение площадью 21,40 кв.м. (л.д.257-270 том 6). Арендатор осуществляет деятельность по изготовлению переговорных устройств, что подтверждается письмом организации, сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений и образцов изготовляемой продукции, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации, штатным расписанием (л.д.57-62 том 6, л.д.21-28, 138 том 7);
по договору аренды N87193 от 1 февраля 2015 г. закрытому акционерному обществу "*" передано помещение площадью 242,8 кв.м. и по договору аренды N87263 от 10 августа 2015 г. передано помещение площадью 146,9 кв.м. (л.д.276-295 том 6). Арендатор осуществляет деятельность по проектированию, изготовлению комплексов и оборудования для осуществления воздушного, радиационного и экологического мониторинга, что подтверждается письмом организации от 28 февраля 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений, государственными контрактами, соглашениями на поставку товаров, договорами поставки оборудования, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации, штатным расписанием (л.д.63-72 том 6, л.д.139-153 том 7);
по договору аренды N87282 от 1 сентября 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 15,8 кв.м. (л.д.309-317 том 6). Арендатор осуществляет научные исследования и разработку в области естественных и технических наук (разработка, производство и поставка приборов для АЭС), что подтверждается письмом организации от 28 февраля 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений; лицензиями на производство работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, на изготовление и конструирование оборудования для ядерных установок; договорами поставки, возмездного оказания услуг, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, выпиской из штатного расписания (л.д.73-78 том 6, л.д.154-158 том 7);
по договору аренды N87230 от 30 июля 2015 г., с учетом дополнительного соглашения N1 от 13 октября 2015 года, обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 548,4 кв.м. (л.д.320-334 том 6). Арендатор осуществляет научные исследования и разработку в области естественных и технических наук (конструирование оборудования для ядерных установок, изготовление оборудования для атомных станций, создание систем внутриреакторного контроля для ядерных реакторов АЭС), что подтверждается письмом организации от 28 февраля 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений; лицензиями на производство работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, на изготовление и конструирование оборудования для ядерных установок, договорами поставки, возмездного оказания услуг, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, выпиской из штатного расписания (л.д.78-100 том 6, л.д.158-174 том 7);
по договору аренды N87255 от 20 июля 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 116,1 кв.м. и по договору аренды N87291 от 1 октября 2015 г. передано помещение площадью 363,2 кв.м. (л.д.344-363 том 6). Арендатор осуществляет производственную и научно-техническую деятельность, в том числе разработка программного обеспечения для программно-технических комплексов, применяемых для систем контроля энергоблоков АЭС, проектирование и тестирование элементов ПТК, что подтверждается письмом организации от 28 февраля 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой в них деятельности, фотографиями арендованных помещений, договорами поставки оборудования и выполнения работ, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации, выпиской из штатного расписания (л.д.101-114 том 6, л.д.175-183 том 7);
по договору аренды N87205 от 16 апреля 2015 г. закрытому акционерному обществу "*" передано помещение площадью 158,9 кв.м. (л.д.368-378 том 6). Арендатор осуществляет деятельность по производству приборов и аппаратуры для контроля и измерения электрических величин, ионизирующих излучений и параметров электросвязи, что подтверждается письмом организации от 28 февраля 2017 года, сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой в них деятельности, фотографиями арендованных помещений и изготовляемой продукции; лицензией на изготовление оборудования для ядерных установок, государственными контрактами на поставку оборудования, договорами поставки оборудования, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации, выпиской из штатного расписания (л.д.101-134 том 6, л.д.184-203 том 7);
по договору аренды N87256 от 1 октября 2015 г. закрытому акционерному обществу "Научно-производственное объединение "*" передано помещение площадью 117,3 кв.м. (л.д.380-388 том 6). Арендатор осуществляет деятельность по производству электрооборудования, инженерно-техническое проектирование, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д.204-208 том 7);
по договору аренды N87278 от 10 августа 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 75,8 кв.м. (л.д.392-400 том 6). Арендатор осуществляет производство общестроительных работ по прокладке линий связи, электропередачи, услуги по монтажу, ремонту и техобслуживанию подъемно-транспортного оборудования, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д.209-218 том 7);
по договору аренды N87223 от 20 июля 2015 г. обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 73,7 кв.м. (л.д.403-411 том 6). Арендатор осуществляет деятельность в области фотографии, производство изделий технологии "металлофото", что подтверждается письмом организации от 28 февраля 2017 года, сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, фотографиями арендованных помещений, договорами поставки продукции, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации, штатным расписанием (л.д.135-143 том 6, л.д.219-227 том 7);
по договору аренды N87240 от 16 апреля 2015 г., с учетом дополнительных соглашений N1 от 1 июля 2015 г. и N2 от 1 августа 2015 г., обществу с ограниченной ответственностью "*" передано помещение площадью 111,8 кв.м. (л.д.414-427 том 6). Арендатор осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области спецматематики, что подтверждается письмом организации от 28 февраля 2017 г., сведениями о занимаемых помещениях и осуществляемой деятельности в них, лицензиями на производство работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, на конструирование оборудования и систем для сооружений и комплексов с исследовательскими ядерными реакторами, договорами на выполнение работ, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, уставом организации, штатным расписанием (л.д.144-149 том 6, л.д.228-237 том 7).
Остальные помещения площадью 7765,90 кв.м. используются административным истцом для осуществления производственной и научно-технической деятельности. Согласно уставу, выписки из единого государственного реестра юридических лиц акционерное общество "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" осуществляет деятельность по проведению фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ в сфере деятельности организаций атомного энергопромышленного комплекса, включая работы по созданию: систем, комплексов, технических средств, установок, аппаратуры для контроля, управления, диагностики, защиты и измерения параметров и характеристик ионизирующих излучений на любых объектах использования атомной энергии, предприятиях ядерно-топливного цикла, в том числе в оборонных целях и для экспорта; систем, технических средств и приборов контроля хранения, перемещения и использованием радиоактивных, ядерных и делящихся материалов; аппаратуры радиационного и экологического мониторинга окружающей среды, радиационной разведки и контроля радиационной обстановки на объектах использования атомной энергии (л.д.18-51 том 1). Административный истец является разработчиком и поставщиком оборудования для объектов использования атомной энергии, основными видами деятельности является поставка, монтаж, наладка оборудования для нужд Министерства обороны Российской Федерации, для атомных электростанций в России и за рубежом, имеет более 20 лицензий и сертификатов для ведения основного вида деятельности, в том числе лицензии на конструирование и изготовление оборудования для судов и иных плавсредств с ядерными реакторами, на конструирование и изготовление оборудования для атомных станций, что подтверждается лицензиями, свидетельствами, аттестатами аккредитации (л.д.122-281 том 1). Спорное здание является режимным объектом, что подтверждается лицензией УФСБ России по городу Москве и Московской области от 12 мая 2015 г. серии ГТ N* (л.д.113-114 том 4). По сведениям технического паспорта и экспликации, спорное нежилое здание состоит из пяти этажей, а также одного подземного этажа, нежилое здание является "административно-лабораторным комплексом" (л.д.54-81 том 1, л.д.1-16 том 7). Согласно организационно-штатной структуры организации и плану размещения её структурных подразделений, приказов о размещении структурных подразделений института, положениям об отделах, пояснительным запискам, лицензиям, свидетельствам, санитарно-эпидемиологическим заключениям, договорам на выполнение опытно-конструкторской работы, государственным контрактам, договорам поставки, фотографиям помещений, четвертый этаж здания занят сотрудниками отдела специальной тематики, отдела гарантийного надзора и эксплуатации, где производятся работы по разработке, производству, ремонту, техническому обслуживанию ВВТ, а также сотрудниками отдела компьютерной технологии и математического моделирования (л.д.115-181, 264-275 том 4). В подвале здания расположено защитное сооружение типа "убежище" класса А-IV, что подтверждается пояснительной запиской, инвентарной карточкой защитного сооружения (л.д.182-186 том 4). Структурное подразделение - блок качества осуществляет разработку оборудования, конструирования и производственно-испытательных работ, занимает помещения на втором, третьем, четвертом этажах и полуподвале здания, что подтверждается пояснительной запиской, лицензиями (л.д.187-259 том 4). Структурное подразделение - центр метрологии и испытаний осуществляет обеспечение организационного и технического выполнения поверочных работ средств измерений и проведение испытаний, что подтверждается пояснительной запиской, аттестатами аккредитаций, лицензиями (л.д.260-263 том 4). Отдел коммерческой дирекции расположен в помещениях второго этажа, осуществляет разработку планов и графиков исполнения договоров по производству и поставке продукции, что подтверждается пояснительной запиской, договорами на выполнение работ, техническими заданиями (л.д.276-300 том 4).
Согласно акту обследования N905 от 10 августа 2016 г. Инспекция ФНС России N34 по г.Москве осуществила обследование адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в спорном здании, в ходе которого не установлены коммерческая и финансовая деятельность в спорном здании заявленных административным ответчиком организаций: АНО "*", АНО "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", закрытое акционерное общество "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*", общество с ограниченной ответственностью "*" (л.д.301-307 том 4).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административный истец в юридически значимый период сдавал в аренду нежилые помещения в спорном здании под размещение офисов площадью 1688,3 кв.м., что составляет 15,99 % общей площади спорного здания.
При этом суд считает необоснованными доводы административного ответчика о необходимости выделения из помещений, используемых арендаторами для осуществления производственной деятельности, помещений, занятых арендаторами для размещения своего административного персонала, поскольку данные помещения неразрывно связаны с осуществляемой арендаторами производственной деятельностью и не могут быть выделены, как самостоятельные офисные помещения.
Необходимо также отметить, что даже в случае отнесения площади помещений в 3,88%, которые используются арендаторами, осуществляющими производственную деятельность, для размещения своего административного персонала, к офисным помещениям, то размер фактической площади, используемой административным истцом для размещения офисов, составит 19,87% (15,99 % + 3,88%), что меньше 20 % общей площади спорного здания.
Суд исследовал предоставленные сторонами расчеты и корректировки расчетов размеров долей фактической площади спорного здания, в совокупности с другими доказательствами по делу, и приходит к выводу о необоснованности доводов представителя административного ответчика о том, что размер фактической площади, используемой административным истцом для размещения офисов, составляет 21,2% общей площади здания, ввиду неверного произведения расчета. Как следует из расчета и пояснений представителя административного ответчика в суде, при расчете площади помещений общего пользования (вспомогательных помещений) административный ответчик не вычел площадь помещений подвала в 596 кв.м. и часть служебных помещений первого этажа площадью 106,60 кв.м., которые используется административным истцом, его структурными подразделениями в служебных и производственных целях. Тем самым произошло увеличение помещений общего пользования (вспомогательной площади) до 2062,6 кв.м., тогда как фактически эта площадь по расчету административного ответчика должна составлять 1360 кв.м., что наглядно приведено в предоставленной административным истцом корректировке расчета административного ответчика. Вследствие этого все последующие расчеты размеров долей фактической площади спорного здания, произведенные административным ответчиком, являются ошибочными и не могут быть приняты судом.
Соответственно на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта общая площадь сдаваемых административным истцом помещений для размещения офисов составляет 15,99%, что меньше 20% общей площади спорного здания.
Положения части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
На основании приведенных выше доказательств суд приходит к выводу, что акт Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 12 августа 2015 г. за N9081002 не является надлежащим доказательством, подтверждающим фактическое использование здания и помещений в нем для размещения офисов, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Доводы инспекторов Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о наличии препятствий в доступе в здание со стороны административного истца не нашли своего подтверждения предоставленными доказательствами и не соответствуют действительности. В акте не приведены выявленные признаки размещения офисных помещений, соответствующих пункту 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что общая площадь сдаваемых административным истцом помещений для размещения офисов в юридически значимый период составляла меньше 20% общей площади спорного здания.
Иных доказательств, подтверждающих нахождение в нежилом здании и его помещениях офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания не менее 20% общей площади здания на момент проведения Государственной инспекции по недвижимости города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нём и на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду не предоставлено. Тогда как в силу пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемого нормативного правового акта, возлагается на орган, принявший этот акт.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент внесения изменений постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП и утверждения оспариваемого пункта 2235 приложения 1, спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:08:0011001:1130 по адресу: г.Москва, ул.Расплетина, дом 5, строение 1, не подпадало под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций".
На основании изложенного оспариваемый пункт 2235 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" не соответствует положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующим пункта 2235 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, от 17 мая 2016 г. N252-ПП, от 26 июля 2016 года N456-ПП.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что постановление Правительства от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, в том числе включен оспариваемый пункт 2235 в приложение 1, вступает в силу с 1 января 2016 г.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующим пункт 2235 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, от 17 мая 2016 г. N252-ПП, от 26 июля 2016 г. N456-ПП, с 1 января 2016 года.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Удовлетворить административное исковое заявление акционерного общества "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения".
Признать недействующим пункт 2235 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, от 17 мая 2016 г. N252-ПП, от 26 июля 2016 г. N456-ПП, с 1 января 2016 года.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 17 апреля 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.