Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Семенова Н.Я. адвоката Дронова А.В. на постановление судьи Черемушкинского районного суда Москвы от 27 апреля 2017 года, которым Семенов Н.Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного ареста на срок 12 суток, срок исчислен с 16.00 часов 27.04.2017, зачтено административное задержание с 16.00 час. 26.04.2017 до 10.30 час. 27.04.2017,
установил:
23 апреля 2017 года инспектором ДПС 3СБ ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД РФ по Москве в отношении Семенова Н.Я. составлен протокол <***> об административном правонарушении по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Черемушкинский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Семенова Н.Я. адвокат Дронов А.В. ставит вопрос об изменении вышеназванного судебного постановления в части назначенного административного наказания, указывая на его излишнюю суровость, смягчающие обстоятельства: наличие на иждивении Семенова Н.Я. несовершеннолетних детей, раскаяние в содеянном, при отсутствии отягчающих обстоятельств. Просит снизить срок административного ареста.
В судебное заседание Семенов Н.Я. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы, об отложении не просил, в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п.2 ст.25.1 КоАП РФ с учетом положений п.3 ст.30.5 КоАП РФ.
Адвокат Дронов А.В. в судебном заседании доводы поддержал полностью, на вопросы суда пояснил, что в настоящее время дети Семенова Н.Я. находятся с родственниками, один ребенок - с бабушкой, второй - с матерью.
Исследовав также материалы дела, проверив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления судьи по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ предусмотрена за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Статьей 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе: выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах; обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и достоверно установлено судьей, Семенов Н.Я. 23 апреля 2017 года в 04 час 55 минут, управляя транспортным средством "<***>", государственный регистрационный знак <***> и следуя по адресу: Москва, <***>, при попытке остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД, не выполнил неоднократные законные требования исполняющих обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности сотрудников полиции, отказался остановить управляемое им транспортное средство и предъявить документы, во время преследования грубо нарушал ПДД РФ, подвергая опасности жизнь и здоровье граждан, при задержании оказывал сопротивление, хватаясь за форменное обмундирование сотрудников полиции и выражаясь нецензурной бранью.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Семенова Н.Я. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом <***> об административном правонарушении по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ в отношении Семенова Н.Я., составленным 23.04.2017 инспектором ДПС 3СБ ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД РФ по Москве, согласно которому Семенов Н.Я. 23 апреля 2017 года в 04 час 55 минут, управляя транспортным средством "<***>", государственный регистрационный знак <***> и следуя по адресу: Москва, <***>, при попытке остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД, не выполнил неоднократные законные требования исполняющих обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности сотрудников полиции, отказался остановить управляемое им транспортное средство и предъявить документы, во время преследования грубо нарушал ПДД РФ, подвергая опасности жизнь и здоровье граждан, при задержании оказывал сопротивление; протокол составлен уполномоченным должностным лицом, форма и содержание соответствуют ст.28.2 КоАП РФ, права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, ему разъяснены; следовательно, полагать о нарушении права на защиту Семенова Н.Я. на стадии возбуждения дела об административном правонарушении оснований не имеется, при этом от подписи он отказался, о чем составивший протокол инспектор ДПС сделал соответствующие записи; протоколом <***> об административном задержании Семенова Н.Я.; рапортом и свидетельскими показаниями в суде первой инстанции инспектора ДПС 3СБ ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД РФ по Москве <***>; рапортами инспекторов ДПС 3СБ ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД РФ по Москве <***>,<***>,<***>; видеозаписью видеорегистратора "Дозор"; объяснениями Семенова Н.Я. в судебном заседании суда первой инстанции, полностью признавшим вину и давшим признательные показания относительно события правонарушения, и иными имеющимися в деле документами.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются, вопросов о признании доказательств недопустимыми не ставится.
Суд обоснованно принял во внимание рапорта должностных лиц 3СБ ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД РФ, поскольку сведения, изложенные ими в рапортах, последовательны и согласуются с письменными материалами дела, в том числе с протоколом об административном правонарушении, иными процессуальными актами. Оснований для оговора Семенова Н.Я. у указанных сотрудников полиции судом не установлено.
Данные рапорта соответствуют требованиям, предъявляемым ст.26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
Сведения, изложенные в рапорте, инспектор ДПС <***> подтвердил в ходе своего допроса в судебном заседании суда первой инстанции, будучи предупрежденным об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.17.9 КоАП РФ.
В силу положений ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении в отношении Семенова Н.Я. составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в связи с чем, также отвечает признакам допустимости доказательства по делу, в том числе по основаниям, указанным выше.
Совокупность перечисленных выше доказательств полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину Семенова Н.Я. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств нет никаких оснований.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела
В соответствии со ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, в том числе, указанные в настоящей статье должностные лица органов внутренних дел (полиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 20.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.27.3 КоАП РФ административное задержание вправе осуществлять, в том числе, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях
Согласно ст.27.4 КоАП РФ об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания
Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.
Совокупность вышеуказанных норм не содержит требования о составлении протокола об административном правонарушении и протокола об административном задержании должностным лицом органов внутренних дел (полиции), которое являлось непосредственным свидетелем совершения лицом, в отношении которого составлены вышеуказанные протоколы, административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении и протокол об административном задержании в отношение Семенова Н.Я. составлены должностными лицами органов внутренних дел инспектором ДПС 3СБ ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД РФ по Москве и оперативным дежурным ОМВД РФ по Гагаринскому району ГУ МВД России по Москве, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении в соответствии с чч.1, 2 ст.28.3 КоАП РФ в нормативном единстве с п.9 ч.2 ст.23.3 КоАП РФ, в данных протоколах имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст.ст.27.4, 28.2 КоАП РФ, вследствие чего правовых оснований для признания данных доказательств недостоверными не усматриваю.
Рапорты сотрудников полиции, в соответствии с положениями ст.26.7 КоАП РФ, являются письменными документами, а не свидетельскими показаниями, при составлении рапортов сотрудников полиции предупреждать по ст.17.9 КоАП РФ нормы КоАП РФ или ведомственные инструкции не требуют.
Законность требования сотрудников полиции в судебном порядке проверена и сомнений не вызывает.
Согласно статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Нарушений Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при рассмотрении дела в отношении Семенова Н.Я., а также норм КоАП РФ, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи, по делу не установлено.
В силу ст.13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право требовать от граждан прекращения противоправных действий.
Как усматривается из материалов дела, в частности, из протокола об административном правонарушении, рапортов должностных лиц и показаний свидетеля, Семенов Н.Я. совершал действия, нарушающие общественный правопорядок: препятствовал остановке управляемого им автомобиля сотрудникам полиции, скрывался на транспортном средстве, нарушая ПДД РФ, при задержании оказывал сопротивление, хватаясь за форменное обмундирование полицейских и выражаясь нецензурной бранью, при этом пояснив в суде первой инстанции, что находился в состоянии алкогольного опьянения. В связи с этим, предъявление сотрудником полиции требования, совершенное причем неоднократно, о прекращении таких действий соответствует закону.
Таким образом, действия Семенова Н.Я. образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод о наличии в действиях Семенова Н.Я. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
Из материалов дела следует, что Семенов Н.Я. был осведомлен о том, за какие противоправные действия к нему применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания.
Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен.
Нарушения права Семенова Н.Я. на защиту не допущено.
Согласно ч.1 ст.27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
В соответствии с ч.1 ст.27.3 КоАП РФ такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении как административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Санкция части 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В связи с тем, что санкция статьи предусматривала административный арест, составление протокола на месте выявления административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела было невозможным, применение меры обеспечения к Семенову Н.Я. в виде административного задержания не противоречило требованиям КоАП РФ.
Административные санкции сопровождались полноценным, независимым и беспристрастным судебным разбирательством, а судебное постановление является мотивированным.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу Семенова Н.Я. материалы дела не содержат.
Срок и порядок привлечения Семенова Н.Я. к административной ответственности судьей районного суда не нарушен.
С доводом о суровости назначенного административного наказания согласиться нельзя.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч.1 ст.4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечень которых является исчерпывающим (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей административного наказания, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, подлежащей применению.
Административное наказание в виде административного ареста назначено Семенову Н.Я. в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом личности виновного, а также характера совершенного административного правонарушения, посягающего на порядок управления, и в пределах санкции ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.
Согласно ч.1 ст.3.9 КоАП РФ, административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается судьей. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. (ч.2 ст.3.9), срок административного задержания включается в срок административного ареста. (часть 3)
Материалы дела не содержат сведений о том, что Семенов Н.Я. относится к лицам, указанным в части 2 ст.3.9 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, решая вопрос о назначении Семенову Н.Я. административного наказания, учел все юридически значимые обстоятельства, конкретные обстоятельства дела, на этом основании придя к обоснованному выводу о том, что назначение более мягкого вида наказания, чем административный арест, не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях, с чем суд, рассматривающий жалобу, соглашается.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания судья районного суда учел все имеющие для этого значение обстоятельства, оснований для назначения другого вида административного наказания и изменения обжалуемого постановления в части назначенного административного наказания суд, рассматривающий жалобу, не находит.
Суд первой инстанции принял во внимание при назначении административного наказания смягчающие административную ответственность обстоятельства (раскаяние в содеянном, полное признание вины, наличие малолетних детей), вместе с тем, учитывая конкретные обстоятельства дела (в том числе, продолжение противоправных действий, несмотря на неоднократные требования сотрудников полиции об их прекращении; многократные нарушения положений ПДД РФ при попытке скрыться с места совершения административного правонарушения; сведения о предыдущих привлечениях Семенова Н.Я. к административной ответственности), следует признать, что избранная судом мера административного наказания и в указанном размере полностью соответствует целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения жалобы, по изложенным в ней доводам, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Черемушкинского районного суда Москвы от 27 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Семенова Н.Я. оставить без изменения, жалобу адвоката Дронова А.В. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Васильев А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.