Ставропольский краевой суд в составе
председательствующего судьи Фомина М.В.,
при секретаре судебного заседания Огородник В.Ф.,
с участием прокурора Беланова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании недействующим в части постановления Правительства Ставропольского края от 28.06.2016 года N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский",
установил:
28.06.2016 года Правительством Ставропольского края принято постановление N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский", которым утверждены Положение и Граница государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский".
Нормативный правовой акт опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2016 года.
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать указанное постановление недействующим в части установления границ и площади заказника на территории Минераловодского района и муниципального образования Минераловодского городского округа (участка N 3).
В обоснование требований ссылается на то, что оспариваемые положения постановления Правительства Ставропольского края не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральному закону от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Закону Ставропольского края от 06.05.2014 года N 33-кз "Об особо охраняемых природных территориях", Постановлению Правительства Ставропольского края от 28.10.2009 года N 280-п "Об утверждении Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае".
Как указывает административный истец, пункты 2, 3, 29 Положения о государственном природном заказнике краевого значения "Бештаугорский", граница заказника, в частности, его участка под N 3 в пределах территории ныне существующего муниципального образования Минераловодского городского округа не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права муниципального образования, граждан, проживающих на его территории, поскольку включают земли, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, земли Бештаугорского лесхоза, находящиеся в федеральной собственности, не учитывают схему территориального планирования Минераловодского городского округа, которой предусматривается в перечне инвестиционных проектов реконструкция и размещение автомобильных дорог, иных линейных объектов, туристско-рекреационной зоны на части территории, вошедшей в границы заказника.
Кроме того, при принятии оспариваемого нормативного правового акта была нарушена процедура подготовки и утверждения перечня планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий краевого значения в 2015 - 2019 годах, предложения о создании особо охраняемой природной территории, материалы комплексного экологического обследования для предварительного согласования с заинтересованными органами местного самоуправления, для организации публичного или общественного обсуждения не представлялись.
В судебном заседании представитель административного истца Ревенко Д.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что административным ответчиком нарушен порядок согласования изменения границ и площади ранее существовавшего заказника "Бештаугорский", установленный положениями Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Земельные участки, образованные в целях реконструкции автомобильных дорог, поставлены истцом на кадастровый учет 14.03.2016 года, то есть, ранее образования заказника, что свидетельствует о допущенном административным ответчиком нарушении требований пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Представители Правительства Ставропольского края Долгополова Н.В. и Демьянова Н.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду согласно доводам, изложенным в письменном виде, что оспариваемое постановление издано в пределах полномочий краевого Правительства, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, Беланова В.В. полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Регулируя отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, Федеральный закон от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в пунктах 2 и 3 статьи 23 предусматривает возможность создания государственных природных заказников регионального значения на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Определение задач и особенностей режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения также отнесено законом к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявших решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3 статьи 24 Закона).
Исходя из положений статьи 2 указанного Закона, особо охраняемые природные территории могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения об их создании, а также об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 года N 1219 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации", является Минприроды России.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона он вступил в силу 30.12.2013 года.
На основании статьи 4 Закона Ставропольского края от 06.05.2015 года N 33-кз "Об особо охраняемых природных территориях" создание особо охраняемых природных территорий краевого значения и утверждение их границ осуществляется Правительством Ставропольского края в устанавливаемом им порядке в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В силу статей 8, 39 Устава Ставропольского края, статьи 1 Закона Ставропольского края от 06.11.1997 года N 32-кз "О Правительстве Ставропольского края" Правительство является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ставропольского края.
По вопросам деятельности Правительства издаются постановления и распоряжения, порядок принятия, опубликования и вступления в силу которых определяется регламентом Правительства Ставропольского края. Постановления и распоряжения Правительства Ставропольского края подписываются Губернатором Ставропольского края или лицом, исполняющим его обязанности. Акты Правительства Ставропольского края, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению на всей территории Ставропольского края. Указанные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам Ставропольского края (статьи 41 Устава Ставропольского края).
Регламент Правительства Ставропольского края утвержден постановлением от 20.11.2013 года N 419-п (с последующими изменениями, дополнениями).
Следовательно, Положение о государственном природном заказнике краевого значения "Бештаугорский" и его граница утверждены компетентным органом исполнительной власти Ставропольского края в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по предмету совместного ведения с Российской Федерации.
Нормативный правовой акт опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2016 года, в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Губернатора Ставропольского края от 05.05.1998 года N 311, после чего в соответствии с пунктом 5 вступил в силу.
Как следует из представленных административным ответчиком документов, явившихся основанием для принятия оспариваемого нормативно-правового акта, государственный природный заказник краевого значения "Бештаугорский" месторасположением в границах территорий Минераловодского района Ставропольского края, Предгорного района Ставропольского края, города-курорта Железноводска Ставропольского края, города Лермонтова Ставропольского края, города-курорта Пятигорска Ставропольского края 06.04.2016 года был включен в Перечень планируемых к созданию в 2015 - 2019 годах особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 17.11.2014 года N 376-рп, по инициативе министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (представление от 19.01.2016 года). Границы и режим заказника согласованы письмами главы администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края от 17.02.2012 года N 249, главы администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края от 19.05.2014 года N 1050. Приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 25.02.2016 года N 63 утверждено положительное заключение комиссии государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования участков территории, подлежащих включению в границы заказника. Указанные действия совершены по результатам предварительных общественных обсуждений, в том числе, организованных на территории Минераловодского района (протокол N 2 от 25.06.2012 года).
Решение о создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" согласовано с уполномоченным органом федеральной исполнительной власти в области охраны окружающей среды (письмо Минприроды России от 27.04.2016 года N 04-12-29/8848).
Указанные обстоятельства, вопреки доводам административного истца, свидетельствуют о соблюдении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленного пунктами 1, 6 статьи 2, пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", пунктом 4 статьи 12, пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", пунктами 2.1, 2.10 постановления Правительства Ставропольского края от 28.10.2009 года N 280-п "Об утверждении Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае".
Правила раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденные Постановлением Правительства Ставропольского края от 07.04.2014 года N 146-п "О порядке проведения общественного обсуждения социально значимых проектов нормативных правовых актов Правительства Ставропольского края", были соблюдены ответчиком посредством размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет проекта оспариваемого нормативного правового акта, в том числе, окончательного варианта карты (плана) заказника, включающей территорию Минераловодского района, материалы комплексного экологического обследования данной территории.
Заинтересованные лица (административный истец, его правопредшественники) в рамках данной процедуры также имели возможность ознакомиться с указанной информацией и представить свои предложения.
Доводов о том, что содержание официального документа не соответствует ранее представленному на общественное обсуждение и опубликованному проекту Постановления, административным истцом не заявлено, доказательства этому в деле отсутствуют.
Осуществляя нормативно-правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, Правительство Ставропольского края самостоятельно определило окончательную редакцию издаваемого Постановления, в том числе, в части установления границ заказника согласно приложению. Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что в участок N 3 в границах, установленных постановления Правительства Ставропольского края от 28.06.2016 года N 249-п, входят военные объекты, не имеется.
Сохранение и охрана памятников природы осуществляется в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации. При этом согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.
Допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля начальник отдела организации и функционирования особо охраняемых природных территорий министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Амелина Т.В., принимавшая участие в разработке проекта оспариваемого нормативного правового акта, пояснила, что при проведении межевых работ при выносе границ заказника в натуре на территории заказника была выделена территория, фактически используемая на тот момент и поставленная на кадастровый учет под полосу отвода дороги местного значения.
Статья 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", определяющая режим особой охраны территорий государственных природных заказников, не содержит указания на конкретные виды деятельности, осуществление которых запрещено на территории государственного природного заказника, в том числе не содержит и запрета на осуществление деятельности по строительству объектов туристской индустрии на территории государственного природного заказника.
В силу пункта 1 данной нормы на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
При этом задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о его создании (под режимом особой охраны понимается, в том числе ограничение прав лиц в границах особо охраняемой природной территории на совершение определенной деятельности) (пункт 3 статьи 24).
Таким образом, определение особенностей режима особой охраны заказника, в том числе видов деятельности, ведение которых либо запрещается, ограничивается, либо допускается на его территории, является компетенцией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявших решение о создании заказника.
Утверждая Положение, включающее оспариваемый истцом пункт 29, обязывающий учитывать границы заказника и особенности режима его охраны при подготовке и внесению изменений в схему территориального планирования, Правительство действовало в пределах своих полномочий в соответствии с положениями Федерального закона N 33-ФЗ, прав истца не нарушило.
В соответствии с пунктами 12 Положения на территории заказника хозяйственная деятельность, в том числе, строительство и реконструкция линейных объектов, осуществляется с соблюдением ограничений, связанных с предотвращением вреда природным комплексам и их компонентам, что не противоречит задачам заказника, установленным пунктом 10 Положения и его профилю (пункт 4 Положения).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт был издан компетентным органом государственной власти, в установленной форме, официально опубликован, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, следовательно, не нарушает права и законные интересы административного истца в оспариваемой части.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьи 23 Закона Ставропольского края от 06.11.1997 года N 32-кз решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете "Ставропольская правда" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), или "Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru) в течение одного месяца после вступления в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании недействующим постановления Правительства Ставропольского края от 28.06.2016 года N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" в части установления границ и площади заказника на территории Минераловодского района и муниципального образования Минераловодского городского округа, участка N 3 (пункты 2, 3, 29 Положения о государственном природном заказнике краевого значения "Бештаугорский", границы заказника и участка N 3 заказника) - отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете "Ставропольская правда" или на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), или Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края (www.pravo.stavregion.ru) в течение одного месяца после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы, представления через суд, принявший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 июня 2017 года.
Судья М.В. Фомин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.