Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мосиявич С.И.
судей коллегии Мочаловой Н.В., Ощепкова Н.Г.
при секретаре Калабаевой Д.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ганзы Александра Ивановича на решение Надымского городского суда ЯНАО от 25 апреля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Ганзы Александра Ивановича к администрации МО Надымский район и к департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о признании права на получение социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Мочаловой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ганза А.И. обратился с иском к администрации МО Надымский район и к департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о признании права на получение социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на состав семьи 1 человек с передачей доли в праве общей долевой собственности на квартиру органам местного самоуправления.
В обоснование исковых требований указал, что является собственником 1/2 общей долевой собственности на квартиру по адресу: "адрес". В 2015 году он обратился в администрацию МО Надымский район с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и был поставлен на данный учет.
06 апреля 2017 года он получил уведомление, что приказом департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 03 марта 2017 года N59-од/ж ему отказано в оформлении государственного жилищного сертификата ввиду предоставления неполного пакета документов, а именно непредоставления установленной формы обязательства о передаче занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность. С данным решением не согласен, поскольку у него отказались принимать обязательство о сдаче 1/2 доли, ссылаясь на недопустимость принятия в муниципальную собственность доли на занимаемое жилое помещение, находящейся в общей долевой собственности с другими участниками собственности.
В судебном заседании Ганза А.И. поддержал требования искового заявления.
Представитель администрации МО Надымский район и представитель департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебном заседании участия не принимали, в возражениях просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого указана выше.
С решением не согласен Ганза А.И., в апелляционной жалобе просил решение суда отменить. В обоснование жалобы указал, что нет законных оснований в непринятии администрацией сдаваемого им жилья. В жалобе настаивал на удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации МО Надымский район Смирнова О.Г. и представитель департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Марьин С.В. просили решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебном заседании участия суда апелляционной инстанции не принимали, надлежаще уведомлены.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, рассмотрев дела в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом департамента строительства и жилищной политики ЯНАО N59-од/ж от 03 марта 2017 года в отношении Ганзы А.И. принято решение об отказе в оформлении бланка государственного жилищного сертификата на основании п. 44(1) (л.д.26-27).
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд указал, что представление обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения гражданином, претендующим на получение жилищного сертификата, в силу действующего законодательства является обязательным.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, так как они основаны на материалах дела и не противоречат закону.
Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено право граждан Российской Федерации, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, а также условия их предоставления.
Согласно статье 4 настоящего Федерального закона, право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Одним из условий выдачи сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (статья 6 Федерального закона N 125-ФЗ).
Из подпункта "ж" пункта 44, подпункта "в" пункта 16.1 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, также следует, что для получения сертификата гражданином - участником подпрограммы в случае, если он и (или) члены его семьи имеют в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, в числе прочих документов должно быть представлено и обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
Названные положения, обусловливающие получение сертификата представлением обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.
Согласно пункту 44(1) "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
Согласно п. 16.3. Правил в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
Федеральным законом и Правилами, указанными выше, не предусмотрен механизм предоставления социальной выплаты без осуществления сдачи жилого помещения, гражданином и членами его семьи, проживающим в нем по договору социального найма, то есть законодатель, не предусмотрев иного механизма реализации права, исключил возможность получения гражданами жилищной субсидии без выполнения установленных условий.
Из материалов дела следует, что Ганза А.И. на основании свидетельства о государственной регистрации права N от 27 марта 2002 года является собственником 1/2 части трехкомнатной квартиры по адресу: "адрес" (л.д. 8).
Вторым собственником 1/2 доли квартиры является бывшая супруга Ганзы А.И. - Осипова И.А. (л.д.28), которая проживает совместно с истцом.
За истцом закреплена в пользование жилая комната площадью 19.1 кв.м., которая не является обособленной частью жилого помещения и не пропорциональна его доле в праве общей долевой собственности, поэтому данная комната не может быть выделена в натуре и на сумму её стоимости не может быть произведено уменьшение социальной выплаты.
Так абзацем 3 ст. 16.2 ФЗ N125-ФЗ предусмотрено, что в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "з" или "и" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение), либо на сумму, указанную в сведениях территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о кадастровой стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора или сведениях организации, осуществлявшей техническую инвентаризацию объектов недвижимости до 1 января 2013 г., об инвентаризационной стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Таким образом, законных оснований для удовлетворения административного искового заявления с учетом фактических обстоятельств данного дела не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права, данным доводам дана оценка при вынесении решения судом.
Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Надымского городского суда ЯНАО от 25 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья (подпись) Н.В.Мочалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.