судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Потеминой Е.В.,
судей Мананниковой В.Н., Прудентовой Е.В.
при секретаре Жуковой О.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Потеминой Е.В. дело по апелляционной жалобе Позднышова Н.П. на решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 04.05.2017 г., которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований Позднышова Н.П. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонному) о признании права на назначение досрочной пенсии и о возложении обязанности на УПФР по назначению досрочной пенсии отказать.".
Проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Позднышев Н.П. ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел ПФР по Земетченскому району Пензенской области ГУ УПФР в г. Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонного) с заявлением о назначении ему пенсии по старости с 59 лет с учетом снижения возраста за работу (проживание) в зоне с льготным социально-экономическим статусом (4-я зона).
Протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в г. Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ N Позднышову Н.П. было отказано в назначении пенсии по старости с учётом снижения возраста, предусмотренного законом РФ N1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (на 1 год), в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт постоянной работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Позднышов Н.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонному) о признании права на назначение досрочной пенсии и о возложении обязанности на УПФР по назначению досрочной пенсии. В обоснование ссылался на несогласие с протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФР в г. Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонного) N от ДД.ММ.ГГГГ Согласно распоряжению Правительства РСФСР N 237-р от 28.12.1991 г. с. Малая Ижмора Земетчинского района Пензенской области было отнесено к зоне с льготным социально-экономическим статусом. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал шофером совхоза "Большеижморский", с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. его работа происходила в 3-ем отделении совхоза, которое было расположено в с. М. Ижмора Земетчинского района, что подтверждается записями в трудовой книжке. В течение рабочего дня круглый год он находился на зараженной территории, и только по окончанию рабочего дня он возвращался домой в с.Б. Ижмора Земетчинского района. С учетом уточнения исковых требований просил признать за ним право на назначение досрочной пенсии с 59 лет, с учётом снижения пенсионного возраста на абсолютную величину 1 год за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Земетчинский районный суд Пензенской области постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Позднышов Н.П. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование ссылался на доводы, аналогичные мотивам обращения в суд с настоящим иском. Считает, что факт его работы в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом (с. Малая Ижмора Земетчинского района Пензенской области) подтверждён показаниями свидетелей.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г. Нижнем Ломове Пензенской области (межрайонного) Кашурина О.В., действующая на основании доверенности, просила решение оставить без изменения.
Позднышов Н.П. в суд не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела. Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
На основании примечания к ст. 35 данного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть с 26.04.1986 г. по 30.06.1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиактивного загрязнения.
Из приведенных правовых норм следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за факт проживания и (или) работы (независимо от продолжительности) на загрязненной территории в определенный законом период, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания в соответствующей зоне.
В соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. N237-р "Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения", село Малая Ижмора до 01.02.1998 г. относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты или при невозможности восстановления утраченных документов.
Обращаясь в суд с вышеназванным иском, истец ссылался на то, что фактически в период ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., проживая в с.Б.Ижмора Земетчинского района, он работал в 3-ем отделении совхоза "Большеижморский", которое было расположено в с. М. Ижмора Земетчинского района (в зоне с льготным социально-экономическим статусом), что, по его мнению, дает ему право на назначение досрочной пенсии с 59 лет, с учётом снижения пенсионного возраста на 1 год.
Согласно положениям Приказа Минтруда России от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"(п. 100).
В силу пункта 10 названных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуальной (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Анализируя имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, а именно трудовую книжку истца, архивные справки N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав свидетелей ФИО11 и ФИО12, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств того, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в зоне с льготным социально-экономическим статусом (с. Малая Ижмора Земетчинского района Пензенской области, подвергшейся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).
Указанным доказательствам судом первой инстанции дана оценка, соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ, оснований сомневаться в которой у судебной коллегии не имеется, не приведено их и в апелляционной жалобе.
Как следует из трудовой книжки истца, он работал шофером в совхозе "Большеижморский", и его работа осуществлялась в целом в совхозе "Большеижморский".
Согласно показаний свидетелей ФИО11 и ФИО12, истец работал шофером именно в 3-ем отделении совхоза "Большеижморский", расположенном в с. Малая Ижмора, при этом выполняемая им работа носила разъездной характер и осуществлялась на полях 3-го отделения совхоза, прилегающих к территории с. Малая Ижмора Земетчинского района Пензенской области.
Суд верно исходил из того, что в Распоряжении Правительства РСФСР от 28.12.1991 года N237-р "Об утверждении перечня населённых пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения" указаны населённые пункты - в том числе и с. Малая Ижмора Земетчинского района Пензенской области, отнесённые к территории радиактивного загрязнения, и территории, расположенные около данных населенных пунктов, к таким территориям не относятся. Следовательно, работа истца на территории полей, прилегающих к с. Малая Ижмора, не может относиться к работе, осуществляемой на территории радиактивного загрязнения.
Иных доказательств, в том числе документов, указанных в пунктах 11 - 17 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, подтверждающих факт постоянной работы истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в материалах дела отсутствуют, не представлено таковых и суду апелляционной инстанции.
Установив, что факт постоянной работы истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не доказан, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении обжалуемого решения, но имели существенное значение, и сведений, опровергающих выводы суда, содержащиеся в этом решении, и не могут явиться основанием к его отмене.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 04.05.2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Позднышова Н.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.