Ставропольский краевой суд в составе:
судьи Ставропольского краевого суда Песоцкого В.В.
при секретаре Роговой А.А.,
с участием прокурора Дерда Н.В.,
представителей административного истца Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" Назаровой В.В., Голоскокова Д.Ю., представителя административного ответчика Региональной тарифной комиссии Ставропольского края Нестеренко С.А., представителя заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Порохонько Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края о признании постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края N 48/2 от 16 декабря 2016 года недействующим в части,
установил:
16 декабря 2016 года Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (далее по тексту - РТК Ставропольского края) принято постановление N 48/2 "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2017 год".
Данным постановлением в отношении теплоснабжающей организации Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" (далее по тексту- ГУП СК "Крайтеплоэнерго") на 2017 год установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, подключенным к тепловым сетям, путем корректировки долгосрочных тарифов, установленных на период 2016-2018 годов, со следующей календарной разбивкой (согласно приложению N 2 к указанному постановлению):
- с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года - 2 561 рубль 50 копеек /Гкал (без НДС), для населения - 2565 рублей 13 копеек/Гкал;
- с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года - 2850 рублей 92 /Гкал (без НДС), для населения - 2 964 рубля/Гкал.
ГУП СК "Крайтеплоэнерго" обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления РТК Ставропольского края N 48/2 от 16 декабря 2016 года в части установления указанных тарифов на тепловую энергию в отношении ГУП СК "Крайтеплоэнерго" (приложение N 2 к постановлению).
По мнению административного истца, регулирующим органом при утверждении данных тарифов в нарушение требований статей 3, 7, 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее по тексту - Закон о теплоснабжении), пункта 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее по тексту - Основы ценообразования) и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее по тексту - Правила регулирования цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, в размер необходимой валовой выручки не был включен в полном объеме недополученный доход предприятия за 2013 год. В результате этого размер тарифов не обеспечивает полностью финансовых потребностей предприятия.
В судебном заседании представители административного истца ГУП СК "Крайтеплоэнерго" Назарова В.В. и Голоскоков Д.Ю. поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика РТК Ставропольского края Нестеренко С.А. не признала административный иск, пояснив, что тариф на тепловую энергию для ГУП СК "Крайтеплоэнерго" на 2017 год сформирован с учетом предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Ставропольскому краю.
Представитель заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Порохонько Е.С. в своих объяснениях полагал, что требование административного истца подлежит удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы (далее по тексту - ФАС России), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представив письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного истца ГУП СК "Крайтеплоэнерго" Назарову В.В. и Голоскокова Д.Ю., возражения представителя административного ответчика Региональной тарифной комиссии Ставропольского края Нестеренко С.А., объяснения заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Порохонько Е.С., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ставропольского края Дерда Н.И., полагавшей, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, Ставропольский краевой суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Законом о теплоснабжении.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
РТК Ставропольского края осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с пунктами 2 и 10 Положения о Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2011 года N 495-п.
Согласно частям 1 статьи 1 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года N 56-кз "О порядке официального опубликования в сетевом издании и вступления в законную силу правовых актов Ставропольского края" источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Ставропольского края является сетевое издание "Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru).
Постановление N 48/2 от 16 декабря 2016 года было опубликовано 20 декабря 2016 года на официальном интернет портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru за номером 3997.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в соответствии с предусмотренной процедурой и опубликован в установленном порядке.
Правомочность органа, принявшего вышеуказанное постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования лиц административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспариваются.
Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями Закона о теплоснабжении, Основ ценообразования и Правил регулирования цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее по тексту - Методические указания).
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Государственное регулирование цен (тарифов) с применением такого метода осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования и корреспондирующему данной норме пункту 12 Методических указаний в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.
Судом установлено, что основным видом деятельности ГУП СК "Крайтеплоэнерго" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными для потребителей Ставропольского края.
Постановлением РТК Ставропольского края N 59/2 от 27 ноября 2015 года ГУП СК "Крайтеплоэнерго" установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2016-2018 годы, при формировании которых орган регулирования признал размер недополученного дохода ГУП СК "Крайтеплоэнерго", подлежащего включению в тарифы на тепловую энергию, в сумме 224836000 рублей 80 копеек, в том числе за 2012 год - 8434000 рублей 62 копейки, за 2013 год - 93979000 рублей 79 копеек, за 2014 год - 122422000 рублей 39 копеек.
В связи с ограничением темпов роста тарифов на тепловую энергию, индексами изменениями размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, в состав необходимой валовой выручки органом регулирования были включены средства для частичной компенсации недополученного дохода ГУП СК "Крайтеплоэнерго" в суммах 4747000 рублей 20 копеек на 2016 год, 5095000 рублей на 2017 год, 2795000 рублей на 2018 год.
Оставшаяся сумма недополученного дохода предприятия отложена возмещением на последующее регулирование.
16 декабря 2016 года РТК Ставропольского края принято постановление N48/2 "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2017 год", которым для ГУП СК "Крайтеплоэнерго" установлены на 2017 год тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, подключенным к тепловым сетям путем корректировки долгосрочных тарифов на 2016-2018 годы.
При установлении на 2017 год данных тарифов РТК Ставропольского края в состав необходимой валовой выручки включены средства для частичной компенсации недополученного дохода ГУП СК "Крайтеплоэнерго" в сумме 8146000 рублей, из них за 3687000 рублей 42 копейки за 2012 год, 4458000 рублей 58 копеек за 2013 год, а оставшаяся сумма недополученного дохода предприятия за 2013 год в размере 89521000 рублей 21 копейка снова отложена возмещением на последующее регулирование.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 5 статьи 3 и статьей 7 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителя, принцип обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, а также принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Частями 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен запрет на повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Установление индексов является частью механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в Российской Федерации и по данному делу не оспаривалось, что постановлением органа регулирования N48/2 установлены тарифы при максимально допустимом значении данного индекса, установленного для Ставропольского края на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 года N 2461-р (на первое полугодие - 0%, на второе - 3,7%).
Как следует из математического расчета, представленного РТК Ставропольского края по запросу суда, выполненного на основе данных из информационно-аналитической системы ФАС России по шаблонам мониторинга "Прогноз изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, связанного с устанавливаемыми (установленными) тарифами для населения и нормативами потребления коммунальных услуг в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации в 2017 году", при включении в размер необходимой валовой выручки суммы недополученного дохода организации за 2013 год в размере 89521000 рублей 21 копейки рост тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ГУП СК "Крайтеплоэнерго", составит 10,87%, а рост вносимой гражданами Ставропольского края платы за коммунальные услуги увеличится до 4,15%, что является выше среднего индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Ставропольскому краю, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 года N 2461-р в размере 3,7%.
Таким образом, установленный РТК Ставропольского края на 2017 год тариф на тепловую энергию ГУП СК "Крайтеплоэнерго" сформирован с учетом недопущения превышения законодательно установленных ограничений в отношении изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и отвечает одному из основных принципов, закрепленных в Законе о теплоснабжении, а именно принципу соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей.
В связи с изложенным суд отклоняет доводы административного истца о том, что недополученный доход предприятия за 2013 год не был включен в полном объеме в необходимую валовую выручку при формировании тарифа на 2017 год необоснованно.
Поскольку оспариваемое постановление принято органом регулирования в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка принятия, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 178 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ставропольский краевой суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края о признании постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края N 48/2 от 16 декабря 2016 года недействующим в части отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.