Ставропольский краевой суд в составе:
судьи Ставропольского краевого суда Песоцкого В.В.
при секретаре Роговой А.А.,
с участием прокурора Ледовской Н.В.,
представителей административного истца Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" Назаровой В.В., Голоскокова Д.Ю., представителя административного ответчика Региональной тарифной комиссии Ставропольского края Нестеренко С.А., представителя заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Порохонько Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края о признании постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края N 59/2 от 27 ноября 2015 года недействующим в части,
установил:
постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее по тексту - РТК Ставропольского края) от 27 ноября 2015 года N 59 установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2016-2018 годы.
Указанным постановлением в отношении ресурсоснабжающей организации, каковой является Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" (далее по тексту - ГУП СК "Крайтеплоэнерго"), установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, подключенным к тепловым сетям, со следующей календарной разбивкой (согласно приложению N 2 к постановлению):
- с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года - 2 602 рубля 15 копеек/Гкал (без НДС), для населения - 2995 рублей 31 копейка/Гкал;
- с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 2708 рублей 92 копейки/Гкал (без НДС), для населения - 3135 рублей 94 копейки/Гкал.
ГУП СК "Крайтеплоэнерго" обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления РТК Ставропольского края N 59/2 от 27 ноября 2015 года в части установления указанных тарифов на тепловую энергию для ГУП СК "Крайтеплоэнерго" (приложение N 2 к постановлению).
По мнению административного истца, регулирующим органом при утверждении данных тарифов в нарушение требований статей 3, 7, 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее по тексту - Закон о теплоснабжении), пункта 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее по тексту - Основы ценообразования) и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее по тексту - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, в размер необходимой валовой выручки не был включен недополученный доход предприятия за 2014 год. В результате этого тарифы на тепловую энергию были установлены в размере, не обеспечивающем финансовых потребностей предприятия.
В судебном заседании представители административного истца ГУП СК "Крайтеплоэнерго" Назарова В.В. и Голоскоков Д.Ю., действующие на основании доверенностей, требования поддержали и пояснили, что в состав необходимой валовой выручки (НВВ) при регулировании тарифа на тепловую энергию на 2018 год в полном объеме не включен недополученный доход предприятия за 2014 год по причине ограничения величины тарифа индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации. На сегодняшний день, по мнению представителей административного истца, подтверждения того, что недополученный доход за 2014 год будет включен в состав необходимой валовой выручки при корректировке долгосрочного тарифа на 2018 год, не имеется.
Представитель административного ответчика РТК Ставропольского края Нестеренко С.А., не признала иск и пояснила, что орган регулирования наделен правом осуществлять возмещение недополученного дохода регулируемой организации в течение последующих трех периодов регулирования, то есть вопрос о включении недополученного дохода ГУП СК "Крайтеплоэнерго" за 2014 год находится в компетенции РТК Ставропольского края в силу закона при корректировке тарифа на 2018 год не позднее 20 декабря 2017 года.
Представитель заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Порохонько Е.С. в своих объяснениях полагал, что требование административного истца подлежит удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы (далее по тексту - ФАС России), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представив письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного истца ГУП СК "Крайтеплоэнерго" Назарову В.В. и Голоскокова Д.Ю., возражения представителя административного ответчика Региональной тарифной комиссии Ставропольского края Нестеренко С.А., объяснения заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Порохонько Е.С., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ставропольского края Ледовской Н.В., полагавшей, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, Ставропольский краевой суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Закон о теплоснабжении устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).
Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Статья 8 указанного Закона предусматривает несколько видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
РТК Ставропольского края осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с пунктами 2 и 10 Положения о региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2011 года N 495-п.
Согласно части первой статьи 1 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года N 56-кз "О порядке официального опубликования в сетевом издании и вступления в законную силу правовых актов Ставропольского края" источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Ставропольского края является сетевое издание "Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru).
Постановление N 59/2 от 27 ноября 2015 года было опубликовано 02 декабря 2015 года на официальном интернет портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru за номером 2127.
Изложенное свидетельствует о том, что указанное постановление, оспариваемое административным истцом в части, принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, установленных вышеупомянутыми нормами права.
Правомочность органа, принявшего вышеуказанное постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования лиц административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспариваются.
Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями Закона о теплоснабжении, Основ ценообразования и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее по тексту - Методические указания).
Пунктом 22 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов (пункт 32 Основ ценообразования).
В силу пунктов 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Пунктом 7 Методических указаний разъяснено, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются в соответствии с календарной разбивкой, предусмотренной предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями тарифов на тепловую энергию (мощность), установленными федеральным органом регулирования.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования и пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов), в расчет тарифа на тепловую энергию подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные документально.
Судом установлено, что основным видом деятельности ГУП СК "Крайтеплоэнерго" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными для потребителей Ставропольского края.
Постановлением РТК Ставропольского края N 59/2 от 27 ноября 2015 года ГУП СК "Крайтеплоэнерго" установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2016-2018 годы, при формировании которых орган регулирования признал размер недополученного дохода ГУП СК "Крайтеплоэнерго", подлежащего включению в тарифы на тепловую энергию, в сумме 224836000 рублей 80 копеек, в том числе за 2012 год - 8434000 рублей 62 копейки, за 2013 год - 93979000 рублей 79 копеек, за 2014 год - 122422000 рублей 39 копеек.
В связи с ограничением темпов роста тарифов на тепловую энергию, индексами изменениями размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в состав необходимой валовой выручки были включены средства для частичной компенсации недополученного дохода ГУП СК "Крайтеплоэнерго" в суммах 4747000 рублей 20 копеек на 2016 год, 5095000 рублей на 2017 год, 2795000 рублей на 2018 год (из них недополученный доход предприятия за 2012 год - 8434000 рублей 62 копейки, за 2013 год 4202000 рублей 58 копеек).
Оставшаяся сумма недополученного дохода предприятия, в том числе и за 2014 год в размере 122422000 рублей 39 копеек, отложена возмещением на последующее регулирование.
Доводы административного истца о необоснованном исключении из размера необходимой валовой выручки недополученных доходов организации за 2014 год проверены судом и отклонены исходя из того, что пункт 13 Основ ценообразования предусматривает возможность включения в необходимую валовую выручку экономически обоснованных расходов, понесенных регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования и не учтенных органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования.
Данной правовой норме корреспондируют положения абзаца третьего пункта 12 Методических указаний, разъясняющие, что в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Таким образом, выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности могут быть учтены органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации не позднее 3-го расчетного периода регулирования.
В силу пункта первого статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае для правильного разрешения дела необходимо установить факт того, может ли быть учтен размер выпадающего дохода за 2014 год при корректировке долгосрочного тарифа на период регулирования 2018 года.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели: отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации; отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов; отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов; отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов; реализация (ввод производственных объектов в эксплуатацию) и изменение утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы; изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки; степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения; отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 49 Методических указаний (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, по формуле:
(тыс. руб.), (20)
где:
- скорректированные операционные (подконтрольные) расходы в i-м году, определяемые в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования по формуле (10) с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов, тыс. руб.;
- скорректированные неподконтрольные расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 39 настоящих Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, тыс. руб.;
- скорректированные расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 50 настоящих Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, тыс. руб.;
- скорректированная прибыль, определяемая в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования на i-й год по формуле (12) с применением величины и скорректированной ставки налога на прибыль организаций в i-м году, тыс. руб.;
- величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и определенная на i-й год в соответствии с пунктом 42 настоящих Методических указаний, тыс. руб.
Пунктом 42 Методических указаний установлена величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования (), рассчитывается по формуле (13) и может принимать как положительные, так и отрицательные значения.
, (13)
где:
- экономически обоснованные расходы регулируемой организации, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и не возмещенные регулируемой организации, определяемые при i = 1, 2 (за исключением расходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ);
- доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и подлежащие исключению из НВВ, определяемые при i = 1, 2 (за исключением доходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ);
- экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, определенная в соответствии с пунктом 31 настоящих Методических указаний, достигнутая регулируемой организацией до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, по которой еще не истек 5-летний срок, в течение которого такая экономия должна быть сохранена за регулируемой организацией.
Исходя из изложенного, при ежегодной корректировке долгосрочных тарифов орган регулирования в соответствии с пунктом 42 Методических указаний в состав необходимой валовой выручки включает результаты деятельности организации до перехода к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, то есть учитывает экономически обоснованные расходы регулируемой организации, образовавшиеся до перехода к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.
Согласно пункту 39 Правил решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 13 - 35 настоящих Правил.
Решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункт 30 Правил).
Таким образом, недополученный доход ГУП СК "Крайтеплоэнерго", образовавшийся за период 2014 года, может быть включен в состав необходимой валовой выручки организации при тарифном регулировании на 2018 год путем корректировки ранее установленных долгосрочных тарифов на 2016-2018 годы, то есть не позднее 20 декабря 2017 года.
О том, что данный недополученный доход ГУП СК "Крайтеплоэнерго" будет включен в состав необходимой валовой выручки предприятия при тарифном регулировании 3-го расчетного периода (2018 год) заявлялось представителем РТК Ставропольского края, в том числе в письменном отзыве на административный иск (т. 2, л.д. 56).
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление принято РТК Ставропольского края в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением порядка принятия, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 178 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ставропольский краевой суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края о признании постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края N 59/2 от 27 ноября 2015 года недействующим в части отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.