Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Х. Хисамова,
судей Р.Р. Хасаншина, Р.Г. Гайнуллина,
при секретаре судебного заседания Д.Б. Галеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе представителя П.А. Софьина - А.Е. Лапина на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 17 марта 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Софьина П. А. к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ, МУ "Палата имущественных и земельных отношений" Зеленодольского муниципального района РТ о предоставлении в собственность земельного участка площадью 400 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером ... по адресу "адрес", путем заключения договора купли-продажи указанного земельного участка, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, судебная коллегия
установила:
П.А. Софьин обратился в суд с иском к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее Исполком ЗМР) о предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что истцу на праве собственности на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 9 декабря 2014 года принадлежит квартира по адресу: "адрес". С целью оформления прав на земельный участок под принадлежащей ему квартирой истец обратился в МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района РТ" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность. В ответе от 16 августа 2016 года N 05-2/1935 МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района", со ссылкой на ст. 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации, рекомендовано всем собственникам помещений в многоквартирном "адрес" Республики Татарстан, обратиться с заявлениями о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность.
Также указал, что дом, в котором проживает истец, является четырехквартирным. Право собственности на квартиры N ... и на земельные участки под ними не зарегистрированы, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 24 марта 2015 года. Кроме того, жилое помещение, в котором истец проживает, является жилым домом блокированной застройки. Принадлежащий истцу жилой дом блокированной застройки по адресу: "адрес" (бывший "адрес"), расположен на отдельном земельном участке площадью 400 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. По мнению П.А. Софьина, отказ в предоставлении ему в собственность земельного участка и заключении договора купли-продажи земельного участка нарушает его права, вследствие чего он вынужден обратиться в суд.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены исполнительный комитет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее Исполком ОСП ЗМР РТ), МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района РТ" (далее МУ "ПИЗО ЗМР РТ").
В судебном заседании представитель истца П.А. Софьина - А.Е. Лапин на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Исполкома ЗМР РТ Ю.Н. Нечаева иск не признала, поскольку квартира, принадлежащая истцу П.А. Софьину на праве собственности, расположена в многоквартирном жилом доме, в связи с чем земельный участок должен предоставляться в долевую собственность.
Представители ответчиков Исполкома ОСП ЗМР РТ, МУ "ПИЗО ЗМР РТ" в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителем П.А. Софьина - А.Е. Лапиным ставится вопрос об отмене решения суда. При этом, ссылаясь на техническую документацию от 22 августа 2016 года, подготовленную ООО "Межрегиональный кадастровый центр", указывает, что принадлежащее истцу жилое помещение является жилым домом блокированной застройки. Дом представляет собой индивидуально определенное здание, состоящее из двух жилых комнат и помещений вспомогательного характера. При этом общее домовое имущество и коммуникации, имеющиеся в многоквартирных домах, в данном случае отсутствуют. Дом имеет отдельный ввод в электричество, центральное водоснабжение, газ, канализацию, отдельный вход и выход на свой земельный участок. Вместе с тем подателем жалобы указывается на отсутствие возможности обращения всеми собственниками жилых помещений с заявлением о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность, в связи с отсутствием регистрации прав на остальные квартиры в доме.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда по данному гражданскому делу.
В соответствии с п. 1 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
На основании п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Судом установлено, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 9 декабря 2014 года П.А. Софьину на праве собственности принадлежит квартира с кадастровым номером ... , общей площадью 47,9 кв.м, расположенная по адресу: "адрес".
Распоряжением МУ "ПИЗО" ЗМР РТ от 1 августа 2016 года N 543 утверждена схема расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности, из земель населенных пунктов, площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Согласно прилагаемой схеме земельный участок расположен в зоне Ж1 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами, вид разрешенного использования - индивидуальный жилой дом с приусадебным участком.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 5 августа 2016 года следует, что земельный участок с кадастровым номером ... , площадью 400 кв.м, расположен по адресу: "адрес", разрешенное использование: индивидуальный жилой дом с приусадебным земельным участком, категория земель - земли населенных пунктов, сведения о правах отсутствуют.
Согласно межевому плану от 3 августа 2016 года, подготовленному ООО "Земля Плюс", земельный участок площадью 400 кв.м образован в ходе проведения кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в соответствии с решением Совета Зеленодольского муниципального района ... от "дата" о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуальной жилой застройки, расположенной по адресу: "адрес". Фактически образованный земельный участок площадью 400 кв.м, существует на местности в приведенной на чертеже межевого плана конфигурации.
Право собственности на квартиры N ... и земельные участки под ними не зарегистрированы, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 19 и 24 марта 2015 года. Сведения в ГКН на данные земельные участки отсутствуют, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.
Ответом МУ "ПИЗО ЗМР РТ" на заявление П.А. Софьина о предоставлении в его собственность спорного земельного участка со ссылкой на ст. 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации, было указано о невозможности предоставления земельного участка в индивидуальную собственность. Рекомендовано для рассмотрения данного вопроса всем собственникам помещений в многоквартирном "адрес" РТ обратиться с заявлениями о предоставлении общего земельного участка в общую долевую собственность
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления П.А. Софьину в собственность земельного участка. При этом суд исходил из того, что в силу действующего законодательства земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, которые, в свою очередь, вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Из частей 2 - 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
При этом, режим использования и распоряжения общим имуществом многоквартирного дома установлен специальными нормами жилищного законодательства и выдел в натуре доли земельного участка осуществлен быть не может в силу прямого указания закона, в том числе и по основаниям ст. ст. 247, 252, 254 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, поскольку жилой дом по указанному адресу является многоквартирным, а следовательно земельный участок, расположенный под данным жилым домом, согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ, относится к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома.
Доводы апелляционной жалобы, со ссылкой на техническую документацию, подготовленную ООО "Межрегиональный кадастровый центр" о том, что принадлежащая истцу квартира является жилым домом блокированной застройки, несостоятельны, поскольку на кадастровом учете в Государственном кадастре недвижимости жилое помещение состоит в виде квартиры, на которую за истцом признано право собственности.
В апелляционной жалобе заявитель не приводит доводов, которые являлись бы основанием для отмены судебного решения, а лишь выражает несогласие с вынесенным судебным постановлением путем приведения доводов, направленных на переоценку обстоятельств и доказательств, исследованных судом первой инстанции.
В этой связи необходимо учесть, что законодателем установлен способ оформления прав на неделимый земельный участок, как приобретение в общую долевую собственность. Установленный порядок приобретения прав на неделимые земельные участки объективно обусловлен спецификой объекта и природой права общей собственности, а также характером связанных с ней отношений; он направлен на защиту прав и законных интересов всех участников общей собственности. Приобретение права собственности на такие участки в обход установленной законом процедуры недопустимо. При этом отсутствие регистрации права в отношении остальных жилых помещений в жилом доме не может явиться основанием для изменения порядка приобретения права на данный земельный участок.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, оценив исследованные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 17 марта 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя П.А. Софьина - А.Е. Лапина - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.