Судья Улётовского районного суда Забайкальского края
Крюкова О.Н.,
при секретаре Хохряковой И.А.,
с участием: защитника лица, в отношении которого ведётся
производство по делу об административном правонарушении
Савин С.П. - Лещенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Савин С.П., на основании доверенности Лещенко А.А., на постановление заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым Савин С.П. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере данные изъяты рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГСавин С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере данные изъяты рублей.
Не согласившись с постановлением заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО4 защитник лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Савин С.П. - Лещенко А.А. подал жалобу в Улётовский районный суд Забайкальского края, в которой просил отменить постановление заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Поданную жалобу защитник Савин С.П. - Лещенко А.А. мотивировал следующими доводами. Объективную сторону административного правонарушения административный орган определилне верно, так как согласно п.1.4 Соглашения N срок возврата кредита является не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а в п.1.3 и 2.5 Соглашения N не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Событие административного правонарушения связанное в не погашении задолженности по бюджетному кредиту на дату ДД.ММ.ГГГГ, согласно графиков возврата бюджетного кредита по вышеуказанным Соглашениям, является нарушением заемщиком условий предоставления бюджетного кредита и такое правонарушение должно квалифицироваться по ч.2 ст.15.15.2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ у заемщика окончательный срок возвращения выданных бюджетных кредитов по заключенным Соглашениям не наступил, следовательно, протоколом и постановлением административного органа правонарушение было неправильно квалифицировано по ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица - главы муниципального района "Улётовский район" Савин С.П., состава вмененного ему административного правонарушения, а именно: отсутствуют необходимые признаки объективной стороны данного правонарушения "нарушение сроков возврата бюджетных средств". В качестве подтверждения обстоятельств исключающих производство по делу об административном правонарушении сообщает, что главой муниципального образования вносилось и направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление возврата бюджетного кредита и при этом бюджетные средства на указанные цели не выдавались. В дальнейшем вносились изменения в данное решение, которыми уже была увеличена сумма для погашения задолженности по бюджетному кредиту в размере 12 100 000 рублей. Но в ходе реализации бюджета муниципального района, запланированные бюджетные средства на погашение задолженности по бюджетному кредиту не выдавались из-за недостаточности финансовых средств. Административным органом при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления не были истребованы соответствующие документальные подтверждения, что повлекло необоснованное вынесение оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности. Таким образом, административным органом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, а само постановление вынесено на неполно исследованных доказательствах по делу, в связи с чем, не может быть признано законным и обоснованным. При таких обстоятельствах, ввиду допущенных процессуальных нарушений, постановление Министерства финансов Забайкальского края подлежит отмене с прекращением производства по делу в отношении Савин С.П. Просил постановление заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
Защитник лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Савин С.П. - Лещенко А.А., в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, дополнив, что, если финансирование не выделялось, привлечь к административной ответственности главу муниципального района нельзя. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, вносилось и направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению. Администрация муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края обращалась к врио губернатора Забайкальского края с просьбой о выделении финансовой помощи в сумме данные изъяты рублей и бюджетного кредита данные изъяты рублей для погашения задолженности по бюджетным кредитам прошлых лет. На данное обращение и.о. руководителя ФИО5 ответила, что оказание дополнительной финансовой помощи бюджетам муниципальных образований не представляется возможным. Также об оказании финансовой помощи администрация муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края обращалась к депутату законодательного собрания Забайкальского края ФИО6, ответ на которое дан не был. Просил постановление заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях - заместитель министра финансов Забайкальского края ФИО4, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, суду представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором прояснил, что постановление заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ считает законным и обоснованным. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении муниципальным районом возврат долга по бюджетному кредиту не осуществлялся. Безусловно, условие о возврате займа является одним из условий договора займа и его нарушение является также нарушением условий договора (соглашения) о предоставлении бюджетного кредита. Средства для погашения задолженности по бюджетным кредитам решением Совета муниципального района "Улётовский район" были запланированы. Доказательства непредставления соответствующих средств главой муниципального района не представлены. Кроме того, для соблюдения требований бюджетного законодательства глава муниципального района не был лишен возможности привлечь иные средства. Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения главы муниципального района от исполнения обязанностей по соблюдению требований бюджетного и гражданского законодательства. Таким образом, Савин С.П., глава муниципального района, являясь должностным лицом со специальными полномочиями, осуществляющим функции представителя власти, наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями, обладая всей полнотой организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в муниципальном образовании, допустил в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей невозврат бюджетных средств в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, соглашениями о предоставлении бюджетного кредита, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Просил в удовлетворении жалобы отказать, постановление оставить без изменения.
Принимая во внимание положения, установленные ст.25.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях - заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО4
Изучив материалы дела об административном правонарушении, нахожу, что постановление заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению, а жалоба защитника лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Савин С.П. - Лещенко А.А. не подлежит удовлетворению. Приходя к указанному выводу, исхожу из нижеследующего.
Согласно ст.2.4 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Статьей 2.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.24.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Судом установлено, что в результате проверки условий, сроков предоставления и возврата бюджетных кредитов, и платы за пользование бюджетными кредитами выделенных бюджету муниципального района "Улётовский район" министерством финансов Забайкальского края установлено нарушение п.2 ст.93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На основании данной проверки в отношении должностного лица - главы муниципального района "Улётовский район" Забайкальского рая Савин С.П.ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении административного наказания N.7-5-2016, которым Савин С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено минимальное наказание в виде административного штрафа в размере данные изъяты рублей.
Признавая должностное лицо - главу муниципального района "Улётовский район" Забайкальского рая Савин С.П. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель министра финансов Забайкальского края ФИО4 в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ исходил из того, что должностное лицо Савин С.П. нарушил требования ч.ч.1,2 ст.93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.14 соглашения от ДД.ММ.ГГГГN, п.1.5 соглашения от ДД.ММ.ГГГГN муниципальным районом "Улётовский район" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не погашена задолженность по предоставленному бюджетному кредиту на общую сумму данные изъяты рублей (л.д. 71-72).
В соответствии с ч.1 ст.93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с ч.2 ст.93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации или соответствующими законами (решениями) о бюджете, возвратности.
Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользованием им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.
Согласно Соглашению N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении бюджетного кредита" Министерство финансов Забайкальского края предоставило главе администрации муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края Савин С.П. бюджетный кредит в сумме данные изъяты рублей с уплатой процентов в размере ? ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России, действующей на день заключения Соглашения о предоставлении бюджетного кредита (л.д. 57-62).
Согласно п.1.2 Соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении бюджетного кредита" заемщик осуществляет возврат бюджетного кредита и начисленных процентов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2.7 Соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении бюджетного кредита" возврат заемщиком основного долга по кредиту осуществляется до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с графиком возврата бюджетного кредита.
Согласно Соглашению N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении бюджетного кредита" Министерство финансов Забайкальского края предоставило главе администрации муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края Савин С.П. бюджетный кредит в сумме данные изъяты рублей с уплатой процентов в размере ? ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России, действующей на день заключения Соглашения о предоставлении бюджетного кредита (л.д. 63-65)
Согласно п.1.2 Соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении бюджетного кредита" заемщик осуществляет возврат кредита и начисленных процентов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2.7 Соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении бюджетного кредита" возврат заемщиком основного долга по кредиту осуществляется до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с графиком возврата бюджетного кредита.
Согласно Соглашению N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении бюджетного кредита" Министерство финансов Забайкальского края предоставило главе администрации муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края Савин С.П. бюджетный кредит в сумме данные изъяты рублей с уплатой процентов в размере ? ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России, действующей на день заключения Соглашения о предоставлении бюджетного кредита (л.д. 43-50)
Согласно п.1.2 Соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении бюджетного кредита" заемщик осуществляет возврат кредита и начисленных процентов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2.7 Соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении бюджетного кредита" возврат заемщиком основного долга по кредиту осуществляется до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с графиком возврата бюджетного кредита.
Согласно Соглашению N от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту, выданному из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района "Улётовский район" в соответствии с Соглашениями "О предоставлении бюджетного кредита" от ДД.ММ.ГГГГN и от ДД.ММ.ГГГГN" задолженность по бюджетным кредитам, выданным из бюджета Забайкальского края для частичного покрытия дефицита бюджета муниципального района "Улётовский район" на основании Соглашения "О предоставлении бюджетного кредита" от ДД.ММ.ГГГГN и Соглашения "О предоставлении бюджетного кредита" от ДД.ММ.ГГГГN реструктурирована путем прекращения первоначального обязательства и возникновения нового обязательства (л.д. 66-70).
Согласно п.1.3 Соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту, выданному из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района "Улётовский район" в соответствии с Соглашениями "О предоставлении бюджетного кредита" от ДД.ММ.ГГГГN и от ДД.ММ.ГГГГN" заемщик осуществляет погашение задолженности по кредиту начиная с декабря 2015 года, равными долями ежегодно с возможностью досрочного погашения, с уплатой процентов в размере 1/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России, действующей на день заключения Соглашения о реструктуризации задолженности по кредиту. Окончательное погашение задолженности по кредиту осуществляется не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2.5 Соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту, выданному из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района "Улётовский район" в соответствии с Соглашениями "О предоставлении бюджетного кредита" от ДД.ММ.ГГГГN и от ДД.ММ.ГГГГN" возврат заемщиком основного долга по кредиту осуществляется до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с графиком возврата кредита.
Согласно Соглашению N от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту, выданному из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района "Улётовский район" в соответствии с Соглашением "О предоставлении бюджетного кредита" от ДД.ММ.ГГГГN" задолженность по бюджетному кредиту, выданному из бюджета Забайкальского края для частичного покрытия дефицита бюджета муниципального района "Улётовский район" на основании Соглашения "О предоставлении бюджетного кредита" от ДД.ММ.ГГГГN реструктурирована путем прекращения первоначального обязательства и возникновения нового обязательства (л.д. 66-70).
Согласно п.1.4 Соглашению N от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту, выданному из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района "Улётовский район" в соответствии с Соглашением "О предоставлении бюджетного кредита" от ДД.ММ.ГГГГN" заемщик осуществляет погашение задолженности по основному долгу ежегодно, начиная с декабря 2016 года, равными долями по 1/3 в каждом календарном году, с возможностью досрочного погашения. Окончательное погашение задолженности по кредиту осуществляется не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Обжалуемое постановление заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении N.7-5-2016 не соответствует диспозиции ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в невозврате бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п.1.4 Соглашения N окончательное погашение задолженности (срок возврата кредита) осуществляется не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При этом погашение задолженности по основному долгу должно осуществляться ежегодно, начиная с декабря 2016 года, равными долями, по одной трети в каждом календарном году, с возможностью досрочного погашения.
Согласно п.1.3 Соглашения N окончательное погашение задолженности (срок возврата кредита) осуществляется не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При этом погашение задолженности по кредиту должно осуществляться ежегодно, начиная с декабря 2015 года, равными долями, с уплатой процентов.
Согласно п.2.5 Соглашения N возврат основного долга по кредиту осуществляется до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с графиком возврата бюджетного кредита.
Решением Совета муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГN "О бюджете муниципального района "Улётовский район" на 2016 год" установлено, что подпунктом 1 статьи 1 главы 1 предусмотрен общий объем доходов районного бюджета на 2016 год - данные изъяты тысяч рублей, подпунктом 2 статьи 1 главы 1 предусмотрен объем расходов районного бюджета на 2016 год - данные изъяты тысяч рублей, подпунктом 3 статьи 1 главы 1 предусмотрен профицит районного бюджета данные изъяты тысяч рублей. Согласно приложению N к решению Совета муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГN предусмотрены средства на погашение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации в размере данные изъяты рублей (л.д.24-38).
Решением Совета муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГN "О внесении изменений в решение Совета муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края N от ДД.ММ.ГГГГ "О бюджете муниципального района "Улётовский район" на 2016 год" внесены изменения: в подпункте 1 статьи 1 главы 1 цифры "данные изъяты" заменены цифрами "данные изъяты", в подпункт 2 статьи 1 главы 1 цифры "данные изъяты" заменены цифрами "данные изъяты". Согласно приложению N к решению Совета муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГN предусмотрены средства на погашение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации в размере данные изъяты рублей (л.д. 7-23).
Решением Совета муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГN "О внесении изменений в решение Совета муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края N от ДД.ММ.ГГГГ "О бюджете муниципального района "Улётовский район" на 2016 год" внесены изменения: в подпункте 1 статьи 1 главы 1 цифры "данные изъяты" заменены цифрами "данные изъяты", в подпункте 2 статьи 1 главы 1 цифры "данные изъяты" заменены цифрами "данные изъяты". Согласно приложению N к решению Совета муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГN предусмотрены средства на погашение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации в размере данные изъяты рублей (л.д. 39-42).
ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального района "Улётовский район" Савин С.П. направил врио Губернатора Забайкальского края ФИО7 письмо с просьбой о выделении финансовой помощи в сумме данные изъяты тысяч рублей и бюджетного кредита данные изъяты тысяч рублей для погашения задолженности по бюджетным кредитам прошлых лет.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя Министерства финансов Забайкальского края ФИО5 направила в адрес главы муниципального района "Улётовский район" Савин С.П. ответ, в котором пояснила, что в связи с напряженным исполнением краевого бюджета по первоочередным расходным обязательствам, оказание дополнительной финансовой помощи бюджетам муниципальных образований не представляется возможным.
Приказом Министерства финансов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГN-пд "О бесспорном взыскании сумм несвоевременного возврата части бюджетных кредитов бюджетами муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края "адрес", "адрес", "адрес", "Улётовский район", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", городского округа "адрес", городского округа "адрес" осуществлено бесспорное взыскание сумм несвоевременного возврата части бюджетных кредитов путем проведения некассовых операций по перечислению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), предусмотренных бюджетам муниципальных районов на 2017 год - муниципальный район "Улётовский район" в объеме данные изъяты рублей - по бюджетному кредиту, полученному в соответствии с Соглашениями "О предоставлении бюджетного кредита" от ДД.ММ.ГГГГN и от ДД.ММ.ГГГГN и реструктурированных Соглашением от ДД.ММ.ГГГГN в сумме данные изъяты рублей (с графиком погашения в срок до ДД.ММ.ГГГГ) и по бюджетному кредиту, полученному в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГN "О предоставлении бюджетного кредита" и реструктурированного Соглашением от ДД.ММ.ГГГГN в сумме данные изъяты рублей (с графиком погашения в срок до ДД.ММ.ГГГГ).
Должностным лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его защитником не оспаривается факт нарушения графика возврата бюджетного кредита. Однако, понятия "нарушение графика возврата бюджетного кредита" и "невозврат бюджетного кредита" не являются тождественными. Срок, до которого должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обязано вернуть кредит, не истек.
На основании изложенного прихожу к выводу, что событие административного правонарушения связанное с непогашением задолженности по бюджетному кредиту на дату ДД.ММ.ГГГГ, согласно графиков возврата бюджетного кредита по вышеуказанным Соглашениям является нарушением заемщиком условий предоставления бюджетного кредита и такое правонарушение не соответствует диспозиции ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и должно было квалифицироваться по ч.2 ст.15.15.2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно ч.2 ст.15.15.2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
На основании изложенного прихожу к выводу о необходимости переквалификации состава вменённого в вину Савин С.П. административного правонарушения с ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на ч.2 ст.15.15.2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, условие, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, соблюдено. Исключительных случаев, предусмотренных статьей 15.14 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, не установлено.
Допущенное нарушение кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Савин С.П. может быть устранено без возвращения дела на новое рассмотрение, так как не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление министра финансов Забайкальского края ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для переквалификации состава вменённого в вину Савин С.П. административного правонарушения с ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на ч.3 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, так как диспозицией ч.3 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата, а на момент вынесения обжалуемого постановления ДД.ММ.ГГГГ возврат бюджетного кредита произведен не был. Возврат бюджетного кредита был произведен ДД.ММ.ГГГГ приказом исполняющего обязанности председателя Правительства Забайкальского края - министра финансов Забайкальского края ФИО8N-пд "О бесспорном взыскании сумм несвоевременного возврата части бюджетных кредитов бюджетами муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края - "адрес", "адрес", "адрес", "Улётовский район", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", городского округа "адрес", городского округа "адрес", в соответствии с которым путем проведения некассовых операций по перечислению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществлено бесспорное взыскание сумм несвоевременного возврата части бюджетных кредитов. При этом указанным должностным лицом сформулировано взыскание именно сумм несвоевременного возврата части бюджетных кредитов, что соответствует диспозиции ч.2 ст.15.15.2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение заёмщиком условий предоставления бюджетного кредита, связанных с графиком погашения бюджетного кредита. Указанная формулировка противоречит диспозиции ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей невозврат бюджетного кредита в целом.
Разрешая вопрос об административном наказании, исхожу из нижеследующего.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
При этом должностному лицу - главе муниципального района "Улётовский район" Савин С.П. с учетом ст.4.1 и ст.3.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует назначить за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, ввиду отсутствия отягчающих обстоятельств.
В соответствии с п.2 ст.30.7 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Доводы защитника лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Савин С.П. - Лещенко А.А. о том, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, вносилось и направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению, считаю несостоятельным, поскольку недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения главы муниципального района от исполнения обязанностей по соблюдению требований бюджетного и гражданского законодательства.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению, жалоба защитника лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Савин С.П. - Лещенко А.А. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.9 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо - глава муниципального района "Улётовский район" Савин С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного наказания в виде штрафа в размере данные изъяты рублей, изменить.
Действия должностного лица - главы муниципального района "Улётовский район" Савин С.П. переквалифицировать с ч.1 ст.15.15 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на ч.2 ст.15.15.2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой назначить наказание в виде административного штрафа в размере данные изъяты рублей.
В остальной части постановление заместителя министра финансов Забайкальского края ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Жалобу представителя лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Савин С.П. - Лещенко А.А. оставить без удовлетворения.
В соответствии с положением ст.30.9 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.Н.Крюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.