судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.,
судей Попова П.Г., Репиной Е.В.,
при секретаре Будановой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе и.о. Главы администрации г. Пензы Волкова С.В. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 23 марта 2017 г., которым постановлено:
"Административный иск и.о. Главы администрации г. Пензы Волкова С.В. к прокуратуре Ленинского района г. Пензы о признании незаконным представления и.о. прокурора Ленинского района г. Пензы N 07-03-2016 от 02.09.2016 об устранении нарушений жилищного законодательства оставить без удовлетворения",
заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения представителей административного истца по доверенности Кочетовой С.В. и Сарайкиной В.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика прокуратуры ленинского района г. Пензы - Бойко, возражавшей против удовлетворения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
И.о. Главы администрации г. Пензы Волков С.В., в лице представителя Сарайкиной В.Н., обратился в суд с названным административным иском, указав, что 05.09.2016 и.о. прокурора Ленинского района г. Пензы в адрес главы администрации г. Пензы внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства N 07-03-2016 от 02.09.2016. 03.10.2016 и 18.11.2016 в адрес и.о. прокурора был направлен ответ, в котором изложены доводы, в соответствии с которыми действия администрации города Пензы являются законными и обоснованными. Представление является незаконным, поскольку правовых оснований для предоставления жилого помещения С.В.И., проживающей в муниципальной квартире "адрес" по договору социального найма жилого помещения, признанной 27.08.2015 межведомственной комиссией непригодной для проживания, не имеется. С.В.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, с заявлением о постановке на такой учет в администрацию города не обращалась, малоимущей не признавалась.
Кроме того, считает правомерным заключение межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда города Пензы от 15. 06.2016 об отмене заключения межведомственной комиссии N 163/50 от 02.07.2008, которым жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Данное решение принято на основании обращения 30.05.2016 граждан, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений, расположенных в доме по "адрес". Заявителями в межведомственную комиссию представлено техническое заключение ООО "данные изъяты", согласно которому данный жилой дом отнесен к категории пригодных для проживания. В связи с чем, межведомственной комиссией было рассмотрено и принято на основании представленных документов соответствующее решение об отмене заключения межведомственной комиссии от 02.07.2008 N 163/50. В данном случае у межведомственной комиссии отсутствовали основания для отказа в рассмотрении заявления граждан. Таким образом, действия администрации города Пензы соответствуют закону, а установленные в ходе прокурорской проверки обстоятельства не соответствуют фактическим.
По изложенным основаниям просит суд признать представление и.о. прокурора Ленинского района г. Пензы N 07-03-2016 от 02.09.2016 об устранении нарушений жилищного законодательства незаконным.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель и.о. Главы администрации г. Пензы Волкова С. В. - Сарайкина В.Н. просит отменить данное решение, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные тем, которые изложены в административном исковом заявлении. Также просит учесть, что для возникновения жилищных правоотношений по социальному найму жилого помещения, по смыслу ч.1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. Неверное толкование судом положений ст. ст. 51, 57 ЖК РФ, привело к необоснованному выводу о том, что для получения жилья достаточно признание помещения непригодным для проживания. Заключение межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда города Пензы от 15. 06.2016 об отмене заключения межведомственной комиссии N 163/50 от 02.07.2008, является правомерным поскольку, в Положении не содержится прямого запрета на отмену комиссией ранее вынесенных заключений. Применяя аналогию закона, межведомственная комиссия, в компетенцию которой входит принятие соответствующих решений, вправе принять решение и об отмене такого акта. Также, не согласен с выводом суда о пропуске срока для обращения в суд, при этом просит учесть, что первоначально административный иск был подан без нарушения срока, но оставлен без движения и впоследствии возвращен. Не имелось полной ясности относительно лица, в отношении которого вынесено представление прокурором.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В силу п. 1 ст. 21 указанного Закона предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", вносит представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22 указанного Федерального закона).
В силу п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре Российской Федерации представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Судом первой инстанции установлено, что 05.09.2016 и.о. прокурора Ленинского района г. Пензы в адрес главы администрации г. Пензы внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства N 07-03-2016 от 02.09.2016.
В представлении прокурора указано, что администрация г. Пензы не предпринимает каких-либо действий, направленных на предоставление С.В.И., проживающей в муниципальной квартире "адрес" в г. Пензе по договору социального найма, другого благоустроенного жилого помещения, несмотря на признание данного жилого помещения непригодным для проживания. Не принимает мер по протоколу заседания межведомственной комиссии от 15.06.2016 N 25 об отмене заключения межведомственной комиссии о признании дома "адрес" в г. Пензе аварийным и подлежащим сносу. Прокурор потребовал: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района и принять действенные меры к устранению допущенных нарушений; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах уведомить прокурора района в установленный законом месячный срок в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Приходя к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных и.о. главы администрации г. Пензы требований, суд первой инстанции исходил из того, что у прокуратуры Ленинского района г. Пензы имелись правовые основания для внесения административному истцу оспариваемого представления.
Судом первой инстанции обоснованно указано на нарушение положений Жилищного кодекса РФ, а также Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Как установлено судом, 27.08.2015 заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции N 66, межведомственная комиссия по заявлению С.В.И. признала помещение N в доме "адрес" г. Пензы непригодным для проживания, в связи с высоким процентом физического износа.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).
Таким образом, указание в представлении прокурора на бездействие администрации города относительно обеспечения С.В.И. пригодным для проживания жильем, является законным, соответствующим требованиям Жилищного кодекса РФ.
Позиция административного истца о том, что предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе во внеочередном порядке является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях, в то время как С.В.И. на учете нуждающихся не состоит на существо принятого по делу решения не влияет и не влечет его отмену.
Проживание С.В.И. в непригодном доме, создает угрозу жизни и здоровья граждан, предусматривает обязанность администрации города предоставить жилое помещение, равноценное занимаемому, поскольку в этом случае в отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление такого жилья гражданам носит компенсационный характер.
Также судом установлено, что межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Пензы 02.07.2008 многоквартирный дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Указанные обстоятельства подтверждаются Постановлением администрации г. Пензы от 23.09.2013 N 1071/2 "Об утверждении заключений о признании многоквартирных домов города Пензы аварийными и подлежащими сносу в 2007-2008 годах", а также заключением N 163/50.
Данное решение принято на основании акта обследования от 27.06.2008 N 163/50 и данных технического паспорта.
Многоквартирный дом "адрес" включен в Перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением администрации города Пензы от 10.10.2014 N 1179/1, этап 2016 года.
Протоколом заседания Межведомственной комиссии от 15.06.2016 N25 было отменено вышеуказанное заключение межведомственной комиссии.
Деятельность межведомственных комиссий регламентирована Положением о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 г.
В соответствии с пунктом 6 названного Положения в компетенцию межведомственной комиссии входит решение вопросов о признании помещений жилыми, пригодными либо непригодными для проживания, а также многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Иные вопросы и задачи, в компетенцию комиссии не входят.
В рамках установленной законодателем компетенции, в соответствии с пунктом 47 Положения, комиссия вправе принять лишь одно из решений, перечисленных в названном пункте. При этом, право обсуждения вопросов о законности ранее выданных заключений по вопросам пригодности жилых помещений, названным нормативным правовым актом не предусмотрено. Так же как и не предусмотрено право комиссии отменять свои же заключения.
Право органа местного самоуправления отменять свои правовые акты закреплено в п. 1 ст. 48 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г., согласно которому муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Между тем, действие данного Закона не распространяется на межведомственную комиссию, поскольку предполагает возможность отмены принятого на основании заключения межведомственной комиссии органом местного самоуправления решения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан.
При таких обстоятельствах, ссылки в жалобе на положения ст. 48 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на требованиях материального права.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о пропуске истцом без уважительных причин срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, судебная коллегия не усматривает.
Представление прокурора получено администрацией г. Пензы 05.09.2016. В суд с административным иском истец обратился 27.01.2017, т.е. с пропуском установленного законом трехмесячного срока
Тот факт, что изначально исковое заявление своевременно подавалось в Ленинский районный суд г. Пензы, однако было оставлено без движения, а затем возвращено истцу, не свидетельствует об уважительных причинах пропуска срока.
Таким образом, при разрешении заявленного спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие правовое значение для дела, выводы суда мотивированы, основаны на исследованных доказательствах, решение постановленобез нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия-
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 23 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. Главы администрации г. Пензы Волкова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.