Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Кормильцевой И.И., Захаровой О.А.,
при секретаре Парамоновой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области к Богданову Максиму Федоровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика Богданова Максима Федоровича
на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 31 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Кормильцевой И.И., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (далее по тексту - МИФНС России N 30 по Свердловской области) обратилась с административным исковым заявлением к Богданову М.Ф. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2013-2014 годы в сумме 45 633 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 1106 рублей 18 копеек.
В обоснование указала, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку в период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2014 года являлся собственником транспортных средств: легковой автомобиль Лексус ... , государственный регистрационный N; грузовой автомобиль N, государственный номер N; автомобиль легковой Форд Фокус, регистрационный N. 22 мая 2015 года было направлено налоговое уведомление от 17 мая 2015 года N 724007, срок для уплаты налога установлен не позднее 01 октября 2015 года. Обязанность по уплате налога надлежащим образом не исполнена. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, Богданову М.Ф. были начислены пени, в его адрес направлено требование от 09 октября 2015 года N 15609.
Требование в добровольном порядке исполнено не были, что послужило основанием для обращения МИФНС России N 30 по Свердловской области к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с настоящим административным иском.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 31 марта 2017 года удовлетворено административное исковое заявление МИФНС России N 30 по Свердловской области.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Богданов М.Ф. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права, не соответствующее фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новое решение. В обоснование указывает, что срок обращения МИФНС России N 30 по Свердловской области в суд с требованием о взыскании транспортного налога за 2013 год в сумме 27989 рублей пропущен. Также указал, что оснований для выставления нового налогового уведомления и требования в 2015 году в связи с перерасчетом земельного налога у административного истца не имелось.
В письменных возражениях административный истец, не согласившись с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения. Указал, что в соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в суд с административным иском обратились в установленный законом срок.
Представитель административного истца МИФНС России N 30 по Свердловской области, административный ответчик Богданов М.Ф. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены заблаговременно и надлежащим образом, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся сторон на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Транспортный налог установлен Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области".
На основании п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик Богданов М.Ф. в спорный период являлся собственником транспортных средств: автомобиля марки Лексус ... , государственный регистрационный N, мощность двигателя ... л.с., дата регистрации 02 октября 2010 года, дата снятия с учета 10 июля 2014 года; автомобиля грузового N, государственный регистрационный N, мощность двигателя ... л.с., дата регистрации 28 сентября 2013 год, дата снятия с регистрационного учета 02 февраля 2017 года; автомобиля Форд Фокус, государственный регистрационный N, мощность двигателя ... л.с., дата регистрации 03 декабря 2014 года, дата снятия с регистрационного учета 02 февраля 2017 года.
На основании ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России N 30 по Свердловской области Богданову М.Ф. был начислен транспортный налог за 2013 год в сумме 27989 рублей, направлено налоговое уведомление N 908516 со сроком уплаты налога до 05 ноября 2014 года. В срок, указанный в уведомлении, Богдановым М.Ф. обязанность по уплате транспортного налога не исполнена. В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, на основании ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Богданова М.Ф. направлено требование об уплате задолженности по транспортному налогу за 2013 год и пени за несвоевременную уплату налога, предоставлен срок для добровольного исполнения до 31 декабря 2014 года, которое в установленный срок также исполнено не было.
Установлено, что срок исполнения требования налогового органа от 11 ноября 2014 года был установлен до 31 декабря 2014 года, соответственно, срок для обращения в суд истекал 01 июля 2015 года.
Административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье 05 июля 2016 года, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней.
Настоящее административное исковое заявление было подано налоговым органом в Первоуральский городской суд Свердловской области 11 октября 2016 года, ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд не заявлено.
Следовательно, установленный законом срок на обращение в суд налоговым органом в части взыскания транспортного налога и пени за 2013 год пропущен.
Доводы административного истца об исчислении срока обращения в суд на основании требования от 09 октября 2015 года, которое было выставлено в связи с изменением суммы земельного налога, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на нормах налогового законодательства, поскольку из обстоятельств дела следует, что сумма транспортного налога за 2013 года не изменилась и данная сумма превышала 3000 руб.
При таком положении, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований административного иска в данной части, какие-либо выводы суда по доводам административного ответчика оспариваемое решение не содержит.
Проверив предложенный налоговым органом расчет транспортного налога и пени за 2014 год, судебная коллегия приходит к выводу о его обоснованности, арифметической верности, что свидетельствует о том, что требования налогового органа в указанной части обоснованны.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу в размере 17 644 руб. и пени в сумме 24 руб. 26 коп., а всего - 17668 руб. 26 коп.
При этом судебная коллегия учитывает, что доказательств оплаты названной суммы недоимки материалы дела не содержат; административным ответчиком заявленная сумма не оспорена.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части взыскания транспортного налога и пени, а также суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 31 марта 2017 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
взыскать с Богданова Максима Федоровича, ( / / ) года рождения, уроженца ... , проживающего по адресу: ... недоимку по транспортному налогу и пени за 2014 год в сумме 17668 руб. 26 коп.,
взыскать с Богданова Максима Федоровича государственную пошлину в местный бюджет в сумме 706 руб. 73 коп.
В остальной части отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области к Богданову Максиму Федоровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.
Председательствующий Т.Е. Соболева
Судьи И.И. Кормильцева
О.А. Захарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.