Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дзюбенко А.А.,
судей областного суда: Зубовой Е.А., Башкатовой Е.Ю.,
при секретаре Груша А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 12 июля 2017 года
дело по апелляционной жалобе истца Капаниной Е.К. на решение Центрального районного суда города Омска от 16 мая 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Капаниной Е.К. к Администрации города Омска, департаменту образования Администрации города Омска, департаменту финансов и контроля Администрации города Омска о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, компенсации морального вреда отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Капанина Е.К. обратилась с иском к Администрации г. Омска, департаменту образования Администрации г. Омска, департаменту финансов и контроля Администрации г. Омска о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, возмещении морального вреда.
В обоснование указала, что является матерью несовершеннолетней ФИО РЕБЕНКА года рождения. " ... " истец встала на очередь в комиссию Ленинского АО г. Омска для получения места в "Детский сад N " ... "". В апреле 2016 года в комиссии по распределению мест истцу был дан ответ, что в детский сад попали дети, которые встали на очередь ранее согласно свободным местам. " ... " истец обратилась в департамент образования Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении места в детском саду для ребенка, в чем ей было отказано. Полагает, что ответчиком нарушены ее права и права ее ребенка, которому уже исполнилось " ... ", однако, он до сих пор лишен возможности посещать детское образовательное учреждение. Считает, что отказ не содержит предусмотренных законодательством РФ оснований для отказа в предоставлении ее ребенку места в детском дошкольном учреждении. До настоящего времени место в дошкольном учреждении не предоставлено, чем нарушено право ребенка на дошкольное образование. Сложившаяся ситуация доставляет ей нравственные страдания, которые она оценивает в " ... "
Просила обязать Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации г. Омска создать для ее ребенка место в БДОУ г. Омска до даты вступления решения суда в силу, обязать Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации г. Омска допустить к получению бесплатного дошкольного образования в БДОУ г. Омска ее ребенка ФИО РЕБЕНКА" ... " г.р.; взыскать компенсацию морального вреда в сумме " ... "
В судебном заседании истец Капанина Е.К., ее представитель Басов И.Г., действующий по устному ходатайству, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Администрации города Омска, департамента образования Администрации г. Омска, департамента финансов и контроля Администрации г. Омска.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Капанина Е.К. просит решение отменить, принять по делу новое решение, полагает, что решение суда противоречит Конвенции о защите прав ребенка, Конституции РФ, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", ФЗ "Об образовании". Указывает, что место в БДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от одного месяца до одного года со дня подачи заявления об устройстве ребенка в детский сад. Считает, что факт комплектования БДОУ детьми с 2 летнего возраста нарушает гарантию на дошкольное образование с 2 месячного возраста. Также суд не учел тяжелое материальное положение истца.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (л.д. 100-105), в суд не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1 ст. 67 названного Федерального закона).
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст. 55 Федерального закона "Об образовании в РФ". Так, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 9).
Согласно ст. 67 названного Федерального закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч. 2).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3).
При этом в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 (особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел РФ) настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4). При этом части 5 и 6 указанной статьи регламентируют основания соответственно организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения и основания организации конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.
Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. Данное положение было предусмотрено в п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года N 666 (действовавшего до 16.04.2012 года), и в п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 года N 2562 (действовавшего до 03.11.2013 года).
Согласно п. 8 Порядка комплектования бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденного приказом департамента образования Администрации города Омска от 19 февраля 2013 г. N ДО/53 "О комплектовании бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования", действующего на момент обращения заявителя Капаниной Е.К., после регистрации детей в Книге учета родителям (законным представителям) ребенка специалистом Комиссии выдается Уведомление о регистрации в Книге учета. На Уведомлении ставится штамп Комиссии и подпись члена Комиссии.
В соответствии с приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от 21.11.2014 года N ДО/155 "О комплектовании бюджетных образовательных учреждений г. Омска, реализующих образовательные программы дошкольного образования", действующим на момент обращения заявителя в департамент образования Администрации города Омска, основанием для формирования очередности детей является возраст (год рождения) ребенка и дата регистрации в Книге учета будущих воспитанников (дата постановки на учет).
В настоящее время действует Порядок комплектования бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих образовательные программы дошкольного образования, являющийся приложением к приказу директора Департамента образования Администрации города Омска от 20.02.2017 года N 6 "О комплектовании бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих образовательные программы дошкольного образования", согласно п.п. 9, 16, 17 которого комплектование учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. При выдаче путевки в учреждение комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в книге учета. Основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в книге учета и дата его регистрации в книге учета. Чем раньше календарная дата постановки на очередь ребенка, тем выше его место в очереди. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Внеочередное или первоочередное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права, согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.
Из материалов дела следует, что Капанина Е.К. является матерью несовершеннолетней ФИО РЕБЕНКА года рождения.
Согласного уведомлению о регистрации ребенка в "Книге учета будущих воспитанников", выданному Департаментом образования Администрации города Омска, ФИО РЕБЕНКА поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении места в дошкольном образовательном учреждении. Регистрационный N " ... ", льгот ФИО РЕБЕНКА не имеет.
Из ответа Департамента образования Администрации города Омска от " ... " видно, что очередь ФИО РЕБЕНКА в ДОУ города Омска "Детский сад N " ... " общеразвивающего вида" - " ... ", общегородская очередь - " ... "
Группы детей раннего возраста (от года до двух), которая соответствует возрасту ФИО РЕБЕНКА, в дошкольных учреждениях нет.
Вопрос определения ФИО РЕБЕНКА в дошкольное учреждение будет рассмотрен в порядке очередности в период комплектования на 2018-2019 года учебный год с марта по июнь 2018 года.
Также в материалы дела Департаментом образования Администрации города Омска представлены данные о комплектовании групп в ДОУ города Омска, которые свидетельствуют о наличии очередности, превышении планового количества детей в детских садах фактическому их наличию и отсутствии свободных мест в дошкольных учреждениях.
Разрешая спор, суд первой инстанции, верно установив юридически значимые обстоятельства по делу и принимая во внимание тот факт, что в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении ребенку истца отказано не было и ее ребенок поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, пришел к верному выводу об отсутствии со стороны ответчиков бездействия ввиду принятия ими мер по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждений с целью обеспечения нуждающихся путевками и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Количество групп в учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории Российской Федерации действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года N 26 и вступившие в силу с 30.07.2013 года.
Пунктом 1.9 названных СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на 1 ребенка.
Между тем в настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории города Омска недостаточно для обеспечения всех нуждающихся.
При этом превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13.
Таким образом, само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольных учреждениях нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 01.12.2011 года на Администрацию города Омска и Департамент образования Администрации города Омска возложена обязанность принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях города Омска лицам, имеющим право на получение такого образования, в срок до 01.01.2015 года.
Определением Центрального районного суда города Омска от 08.12.2014 года Департаменту образования Администрации города Омска предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда до 01.01.2016 года; определением суда от 14.12.2015 года - до 01.01.2017 года.
Во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей Администрацией города Омска принято Распоряжение от 03.04.2013 года N 91-р "Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования на территории города Омска на 2013-2014 годы", в рамках реализации которого предусмотрено создание групп кратковременного пребывания детей в муниципальных образовательных учреждениях, проведение ремонтных работ для восстановления резервных групп в существующей системе муниципальных учреждений дошкольного образования, приобретение оборудования и материальных запасов для восстановления резервных групп в существующей системе муниципальных учреждений дошкольного образования, проведение ремонтных работ помещений, предназначенных для открытия дошкольных групп полного дня на базе муниципальных общеобразовательных учреждений, проведение ремонтных работ в целях перепрофилирования зданий, переданных в муниципальную собственность, под муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
Кроме того, решение проблемы нехватки мест на территории города Омска осуществляется в рамках реализации региональной поэтапной программы "Дорожная карта", направленной на ликвидацию дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте от 3 до 7 лет, утвержденной Распоряжением Правительства Омской области от 24.04.2013 года N 51-рп.
"Дорожная карта" включает в себя реализацию мероприятий ведомственной целевой программы развития "Развитие муниципальной системы образования города Омска", создание дополнительных мест дошкольного образования, строительство новых зданий дошкольных организаций, пристрой зданий к действующим зданиям образовательных учреждений, организацию ремонтных работ в дошкольных образовательных учреждениях, организацию создания групп кратковременного пребывания детей в образовательных организациях, предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в сфере дошкольного образования, в том числе по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 года N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Таким образом, органами местного самоуправления в лице Администрации города Омска и Департамента образования Администрации города Омска принимаются меры для ликвидации имеющейся очередности и предоставления гражданам возможности реализации права на получение детьми дошкольного образования, причины непредставления ребенку истца места в ДОУ не связаны с противоправными действиями (бездействиями) ответчиков. Данные выводы основаны на представленных сторонами доказательствах и сомнений в правильности не вызывают.
По изложенным основаниям ссылка автора жалобы на письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 года N 03-1883, согласно которому место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в реальные сроки от одного месяца до одного года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад, о незаконности решения суда не свидетельствует.
Таким образом, само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольных учреждениях нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
На основании изложенного коллегия соглашается с выводами суда о том, что непредставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием групп для данного возраста детей и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца, при том, что в обязанность ответчика входит предоставление ее ребенку места в дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности. Доказательств, свидетельствующих о том, что истец имеет внеочередное или первоочередное право на определение ребенка в учреждение, суду не представлено.
Доводы жалобы о том, что решение вынесено с учетом не соответствующих действительности представленных Департаментом образования Администрации города Омска данных об укомплектованности групп в БДОУ города Омска на 2018-2019 учебный год, не обоснованы, каким-либо доказательствами не подтверждены.
Поскольку факт виновного бездействия в предоставлении истцу для ее ребенка места в детском саду не установлен, суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований для компенсации морального вреда. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Доводы подателя жалобы о том, что судом не учтено тяжелое материальное положение семьи истца, на правомерность позиции суда повлиять не могут, поскольку данное обстоятельство само по себе основанием для первоочередного или внеочередного предоставления места в детском саду не является.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а жалоба истца не содержит доводов, опровергающих выводы суда
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 16 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.