судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей: Диянова С.П., Пегушина В.Г.,
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре Жигайло А.А.,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ИФНС России по Курганинскому району, по доверенности " Ф.И.О. "4, на решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 09 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
инспекция Федеральной налоговой службы России (ИФНС) по Курганинскому району Краснодарского края обратилась в райсуд с административным иском к " Ф.И.О. "5 о взыскании задолженности по налогам и пени. Указано, что ответчик является собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения, но транспортный, земельный и налог на имущество физических лиц в установленный срок ею не уплачен. В адрес ответчика направлялось требование об уплате налога с предложением погасить задолженность по налогам, но платежи ответчиком по налогам не произведены.
Обжалуемым решением Курганинского районного суда Краснодарского края от 09 марта 2017 года административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ИФНС России по Курганинскому району, по доверенности " Ф.И.О. "4, просит решение райсуда отменить полностью, полагая, что оно незаконно и необоснованно, принять новое об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (п.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ) и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 7 ст. 23 Налогового кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 388 указанного Кодекса налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на первое января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 4 этой же статьи 391 для налогоплательщиков - физических лиц, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 396 указанного Кодекса сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15, 16 этой статьи. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ).
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Курганинскому району Краснодарского края не предоставил суду первой инстанции доказательств того, что ответчику на праве собственности в 2014 г. принадлежал земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... "
В иске в отношении земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ", расчет налога за " ... " г., подлежащего взысканию, произведен из двух значений налоговой базы (кадастровой стоимости): " ... " рублей и " ... " рублей. Но истец не предоставил суду доказательств того, что кадастровая стоимости указанного земельного участка в " ... " г. была установлена в указанных значениях в порядке, установленном действующим законодательством. При этом количество месяцев владения в году указано как " ... ", что не соответствует действительности, поскольку в году - " ... " месяцев. Соответственно, сумма начисленного взыскателем налога состоит из двух сумм: " ... " рублей и " ... " рублей, что не может быть признано обоснованным. Сумма налога за 2014 г. в размере 374 рублей уплачена ответчиком " ... ". Земельный налог за земельный участок с кадастровым номером " ... " за " ... " г. в размере " ... " рублей уплачен ответчиком " ... ".
Таким образом, требования истца о взыскании с административного ответчика земельного налога в размере 2283 рублей и пени 743,11 рублей правомерно оставлены без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от " ... "" ... " "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Законом установлены два основания для взимания данного налога: наличие имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также владение им на праве собственности.
Согласно статье 2 Закона "О налогах на имущество физических лиц", статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения признается имущество физических лиц в виде строений, помещений и сооружений, к которым отнесены жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона "О налогах на имущество физических лиц" налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до " ... ", с учетом коэффициента-дефлятора.
На основании пунктов 8-10 статьи 5 Закона "О налогах на имущество физических лиц" налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Истец не предоставил райсуду доказательств о принадлежности административному ответчику на праве собственности в 2014 г. жилого дома с кадастровым номером " ... " по адресу: " ... ", ул. СПТУ-50.
Налог на квартиру с кадастровым номером " ... " за " ... " г. в размере " ... " рублей административным ответчиком уплачен двумя суммами: " ... ". - " ... " рубля и " ... ". - " ... " рубля.
Истец не предоставил райсуду доказательств направления ответчику налогового уведомления об уплате налога на указанную квартиру за 2013 г. в заявленной сумме (ст. 409 Налогового кодекса РФ).
В силу ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Положениями ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В качестве объекта налогообложения признаются автомобили, что отражено в ст. 358 Налогового кодекса РФ.
На основании ст. 363 указанного Кодекса уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки,. которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ).
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).
Как следует из положений ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней.
В соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Истец не представил суду доказательств того, что в " ... " г. автомобиль "" ... "", приобретенный " ... ", принадлежал административному ответчику на праве собственности в " ... " г.
Ст. 62 КАС РФ предусматривает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным кодексом.
Установлено, что автомобиль "" ... "" продан ответчиком - " ... ", а транспортный налог за автомобиль "" ... "" за " ... " г. уплачен в сумме " ... " рублей - " ... "..
Транспортный налог за автомобиль "" ... "" за " ... " г. уплачен в сумме " ... " рублей также - " ... "..
Истец указывает, что требования об уплате недоимки и пени, которые направлены административному ответчику " ... " и " ... ", предлагает уплатить налог и пеню в срок до мая 2013 г. и до " ... ".
Ст. 48 Налогового кодекса РФ предусматривает, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В ст. 69 Налогового кодекса РФ предусматривается, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Таким образом, срок подачи искового заявления по требованию от " ... " истек в ноябре " ... " г., а по требованию от " ... " - " ... "..
Пропуск этих сроков является основанием для отказа в удовлетворении иска. Это следует из приведенных выше норм закона и разъяснения, изложенного в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании на-лога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Указание истца на выдачу, а затем отмену 20.06.2016 судебного приказа о взыскании налога, как на основание, подтверждающее обращение в суд в рамках сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, по мнению суда, необоснованно.
Из определения об отмене судебного приказа не усматривается, в отношении каких налогов он вынесен. Заявление о выдаче судебного приказа подано 14.06.2016г., то есть за пределами шестимесячного срока с момента, когда указанными выше налоговыми требованиями был установлен срок на исполнение требований.
Ходатайств о восстановлении пропущенного срока подачи заявления административным истцом не заявлено, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.
Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пунктом 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству, истекает срок давности и по дополнительному.
Таким образом, решение Курганинского райсуда Краснодарского края следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Доводы жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганиского районного суда Краснодарского края от 09 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ИФНС России по Курганинскому району Краснодарского края, по доверенности " Ф.И.О. "4, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.