Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Соболевой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела N 3а-329/2017
по административному исковому заявлению Ващенко И.А.
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, Кильсеевой В.А.,
об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, равной их рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
-представителя административного истца Разгоевой С.А., действующей на основании доверенности от 02 мая 2017 года;
-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
-представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области неявился;
-Кильсеева В.А. не явилась;
- эксперта ( / / )7
установил:
Ващенко И.А. (далее - административный истец) обратился с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N в размере их рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2015 года.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N их рыночной стоимости, установленной Отчетами об оценке от 23 марта 2017 года N 21-03-к/17, от 23 марта 2017 года N 22-03-к/17, от 23 марта 2017 года N 23-03-к/17, нарушает права административного истца, которые могут быть защищены посредством установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях подтвердил дату определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N и её размер.
Сообщил о внесении 24 октября 2015 года в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N по результатам очередной государственной кадастровой оценки.
Иные лица, участвующие в деле - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Кильсеева В.А. своего отношения к рассматриваемому делу не выразили.
В судебном заседании представитель административного истца Разгоева С.А. требование о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков поддержала; заявила ходатайство о вызове в судебное заседание эксперта ( / / )7 для дачи объяснений по составленному ею заключению от 29 июня 2017 года N 20.
Иные лица, участвующие в деле, - представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Кильсеева В.А. - в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле, после возобновления производства по делу определением суда от 24 июля 2017года.
Заслушав пояснения представителя административного истца, объяснения эксперта ( / / )7, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, отзывы лиц, участвующих в деле, а также заключение эксперта от 29 июня 2017года N 20, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований на основании следующего.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 названного Кодекса).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в ЕГРН, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
На территории Свердловской области очередная государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований была проведена по состоянию на 01 января 2015 года, ее результаты утверждены Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец является собственником:
-земельного участка с кадастровым номером N площадью 2229 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов - под объект торговли (торговый центр), расположенного по адресу: ... ;
-земельного участка с кадастровым номером N площадью 1058 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - под объект торговли (магазин), расположенного по адресу: ...
Кроме того, административному истцу принадлежит 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью 364 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов - под объект торговли (магазин), расположенный по адресу: ...
По состоянию на 01 января 2015 года была утверждена кадастровая стоимость:
- для земельного участка с кадастровым номером N - в размере 11470188, 81 руб.,
- для земельного участка с кадастровым номером N - в размере 5521204, 74 руб.,
- для земельного участка с кадастровым номером N - в размере 1817903, 36 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец представил Отчеты об оценке от 23 марта 2017 года N 21-03-к/17, от 23 марта 2017 года N 22-03-к/17, от 23 марта 2017 года N 230-03-к/17, выполненные оценщиком закрытого акционерного общества "Генезис".
Как видно из представленных Отчётов рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2015 года:
- для земельного участка с кадастровым номером N составляет 822340, 34 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N составляет 309811, 61 руб.,
- для земельного участка с кадастровым номером N составляет 1625809, 64 руб.
После допроса в судебном заседании в качестве свидетеля оценщика ( / / )3 у суда возникли сомнения в обоснованности представленных отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 66N
По ходатайству представителя административного истца определением суда от 30 мая 2017 года судом было приостановлено производство по административному делу в связи с назначением судебной экспертизы для определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года, проведение которой было поручено эксперту ООО "Трансэнергоресурс" ( / / )7
Согласно заключению эксперта от 29 июня 2017года N 20 по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость:
- для земельного участка с кадастровым номером N составила 2039824 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N составила 743652 руб.,
- для земельного участка с кадастровым номером N составила 4297512 руб.
Производство судебной экспертизы регламентировано положениями статей 77 - 79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", который определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Согласно статье 41 указанного выше Закона судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 (негосударственных судебных экспертов) распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона N 73-ФЗ.
Из содержания статьи 25 Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.
Представитель административного истца, заслушав в судебном заседании объяснения эксперта ( / / )7 на заданные её вопросы, касающиеся оценки спорных земельных участков, согласился с выводами судебной экспертизы, посчитав заключение эксперта от 29 июня 2017 года N 20 объективным и достоверным.
В связи с чем, представитель административного истца просил суд установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N в размере их рыночной стоимости, как это определено в заключении эксперта.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 названного Кодекса.
Согласно частям 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта от 29 июня 2017 года N 20, суд приходит к выводу о том, что экспертом Панфиловой Е.С. не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 299, и статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
В заключении эксперта от 29 июня 2017 года N 20 содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, занимаемая должность), которому было поручено проведение экспертизы.
Заключение эксперта от 29 июня 2017 года N 20 подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт ( / / )7 предупреждена об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В заключении эксперта от 29 июня 2017 года N 20 эксперт ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы.
Анализ заключения эксперта от 29 июня 2017 года N 20 свидетельствует о том, что оно основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Заключение эксперта от 29 июня 2017 года N 20 содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N.
В частности, в экспертном заключении указана информация о количественных и качественных характеристиках земельных участков с кадастровыми номерами: N (о площади, о виде разрешенного использования; о текущем использовании объектов оценки, о наиболее эффективном использовании, совпадающем с разрешенным использованием), присутствует точное описание локального местоположения объектов оценки, наличие коммуникаций и объектов капитального строительства.
При определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N эксперт применил сравнительный подход, обосновал отказ от использования доходного подхода и применения затратного подхода.
В ходе применения сравнительного подхода и соответствующего ему метода сравнения продаж экспертом был проведен анализ рынка предложений по продаже незастроенных земельных участков под общественно-деловую застройку по состоянию на 01 января 2015 года.
Отобранные ( / / )7 по правилам отбора объекты-аналоги в количестве трех земельных участков схожи с объектами оценки по основным экономическим, материальным, техническим характеристикам, определяющих их стоимость.
Из пояснений эксперта следует, что все три объекта-аналога были идентифицированы им по Публичной кадастровой карте; все объекты-аналоги находятся в одном сегменте рынка с объектами оценки; экспертом точно установлено местоположение земельных участков, их площадь, кадастровые номера.
Определение итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N произведено путем обобщения скорректированных цен аналогов.
Согласно статье 12 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Правильность заключения эксперта от 29 июня 2017 года N 20, отвечающего требованиям процессуального законодательства, ни административным истцом, ни административными ответчиками не опровергнута.
Данных об иной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, которые могли бы поставить под сомнение достоверность заключения эксперта, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административным истцом и административными ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с изложенными в нем выводами, и расценивает экспертное заключение, как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, которое может быть положено в основу решения.
Таким образом, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает по состоянию на 01 января 2015 года:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 2039824 руб.;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 743652 руб.,
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 4297512 руб.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой внесения в ЕГРН кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, является 24 октября 2015 года.
Датой подачи заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, является дата обращения административного истца в Свердловский областной суд - 02 мая 2017 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: N, в размере их рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2017 года.
Обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, в связи с чем, настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, поэтому расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение административного искового заявления в первой инстанции Свердловского областного суда подлежат отнесению на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ващенко И.А. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1058 кв.м., расположенного по адресу: ... , в размере рыночной стоимости 2039824 (два миллиона тридцать девять тысяч восемьсот двадцать четыре) руб. по состоянию на 01января2015года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 364 кв.м.; категория земель: земли населенных пунктов - под объект торговли (магазин), расположенного по адресу: ... , в размере рыночной стоимости 743652 (семьсот сорок три тысячи шестьсот пятьдесят две тысячи) руб. по состоянию на 01января2015года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2229 кв.м., расположенного по адресу: ... , в размере рыночной стоимости 4297512 (четыре миллиона двести девяносто семь тысяч пятьсот двенадцать) руб. по состоянию на 01января2015года.
Датой подачи заявлений о пересмотре кадастровой стоимости считать 02мая2017года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательном виде 26 июля 2017 года.
Председательствующий С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.