Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Реском - Тюмень" Марьина В.Б. на решение судьи Надымского городского суда ЯНАО от 23 мая 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 6 апреля 2017 года N 01/17 начальника отдела - лесничего отдела Надымского лесничества управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Вшивцева И.А. (далее лесничий) юридическое лицо ООО "Реском - Тюмень" (далее Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Надымского городского суда от 23 мая 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба юридического лица - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в суд ЯНАО, генеральный директор Общества Марьин В.Б. просил постановление и решение отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что судом при вынесении решения не учтено, что у Общества отсутствует обязанность и возможность оформить разрешительные документы на пользование участками лесного фонда под существующим линейным объектом, которые могут быть оформлены только собственником или иным законным владельцем. Указал, что при рассмотрении дела доводы жалобы не были оценены судьей. Вина Общества отсутствует, поскольку оформление прав на лесные участки входит в обязанности собственника автомобильных дорог - Дорожной дирекции ЯНАО.
Представитель ООО "Реском-Тюмень" и должностное лицо Вшивцев И.А. извещены судом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, полагаю, что оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как видно из материалов дела и установлено судьей, 15 марта 2017 года при плановом обследовании главным специалистом отдела Надымское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Юматовым И.Ю. автомобильного зимника дороги "Салехард - Надым" на территории Надымского района, расположенном на лесном участке 82,4658 га, в кварталах 202 (выделы 31,34,36,40,52,57), 203 (выделы 31,34,36-38,45,59,63), 204 (выделы 28,31-34,45,56,60,62), 205 (выделы 28,30,32-34,37,44,45,58), 206 (34-36,39,40,43,55), 207 (выделы 26-29,31-33,43), 235 (выделы 33,40,78,83,89,91,92,111,113,114,146,149,156,158),
236 (выделы 93,94,96-98,100, 102,120,123,124,126,127,137,147,149,150,169,173,182,183,201,2111,212,218) , 246 (выдел 41), 247 (выделы 5,7,12,13,32,37,40,50,70,80,83,86,90), 248 (выделы 1,29), 253 (выделы 1,2,29,30,32), 254 (выделы 1,20,32,33,40,41,44,45), 255 (выделы 6,33,45-49,53-55), 256 (выделы 5,30,39,41), 257 (выделы 5,19,20,26,27,29,31,32,35-37), 258 (выделы 6,17-19,22,26,27), 259 (выделы 3,18-20,24,26), 260 (выделы 12,14,15,33,36), 261 (выделы 10,14,15,17,32,33,53,56,57,65,68,69), 262 (выделы 15,22-24,27,56,58,65), 270 (выделы 10,24,35,36), 271 (выделы 21,28,37,52), 274 (выделы 35,39,52), 275 (выделы 29,32,33,35,38,39,54,56,61), 276 (выделы 20-22,24,27,28,30,49,52-54), 277 (выделы 16,17,19,22,23,34,37), 278 (выдел 24), 282 (выделы 5,9,16,24,29,31-34,38,44,45,51,53,62), 283 (выделы 1,4,5,8,27,30,42-44,46), 301 (выделы 47,115,118,170,171,178,182,195,231), 310 (выдел 36), 312 (выделы 6,30), 313 (выделы 1,7,8,9,13,42,43,46,50,51,54,61), 314 (выделы 2-4,30), 315 (выделы 1-6,8,36,37,43,53), 316 (выдел 1), 317 (выделы 4,5,28,39), 318 (выделы 1,24,28,29,49,50), 319 (выделы 2,5,6,35,39), 320 (выделы 2,3,8-11,43,44), 321 (выделы 6-8,37,50-52), 322 (выделы 34,37) Надымского участкового лесничества Надымского лесничества, выявлен факт самовольного использования лесных участков при устройстве зимней автомобильной дороги Салехард - Надым.
По результатам обследования составлен акт от 15 марта 2017 N 3/Н-17 с фотофиксацией (л.д. 2-13).
На основании акта 24 марта 2017 лесничим Вшивцевым И.А. в отношении Общества в отсутствие его представителя, извещенного о дате и времени составления протокола надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении N 01/17, которым зафиксировано нарушение Обществом статей 8, 9, 71, 72 Лесного кодекса Российской Федерации, и установлено событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесных участков).
В названном протоколе отражено, что на участке проведены работы по устройству зимней автодороги "Салехард-Надым", полотно зимника расчищено, по дороге передвигаются транспортные средства, средняя ширина зимника около 9м. Даты выявления правонарушения 15 марта 2017 года.
Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу ст. 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (части 1,2 настоящей статьи).
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (части 1,2,4 ст. 72 ЛК РФ).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
На территории ЯНАО и соответственно Надымского района предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование отнесено к полномочиям департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развитию нефтегазового комплекса ЯНАО по приказу постановления Правительства ЯНАО от 29 апреля 2013 года N 297-П.
Наличие разрешительных документов на выполнение работ по устройству и содержанию зимней автомобильной дороги "Салехард - Надым" в соответствии с государственным контрактом от 3 октября 2016 года N 8529/16-ДХ, заключенным между ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО" и ООО "Реском - Тюмень" (подрядчик), не освобождает Общество от обязанности получить в департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развитию нефтегазового комплекса ЯНАО все необходимые разрешительные документы, и не дает право использовать лесной участок из состава земель лесного фонда для указанных в контракте работ без оформления правоустанавливающих документов.
Приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила).
Под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п. 2 Правил).
Пунктом 7 Правил, предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
Частями 1 статей 88 и 89 ЛК РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1,2 статьи 23 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду ежегодно подают в органы государственной власти лесную декларацию - заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Таким образом, в соответствии с требованиями лесного законодательства освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов являются законными при наличии соответствующего договора аренды лесного участка, заключенного с уполномоченным органом государственной власти, проекта освоения лесов, с последующим представлением лесопользователем в заявительном порядке лесной декларации по установленной форме и утвержденному федеральным органом исполнительной власти порядку.
Общество, являясь подрядчиком по государственному контракту от 3 октября 2016 года N 8529/16-ДХ, заключенному с ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО", не имело права в отношении используемого лесного участка производить работы по устройству и содержанию зимней автомобильной дороги "Салехард - Надым" до оформления соответствующих правоустанавливающих документов в установленном законом порядке.
Согласно п. 7.8 и 7.10 указанного госконтракта Общество, как подрядчик, с целью выполнения взятых на себя обязательств, обязалось при выполнении работ обеспечить выполнение мероприятий по рациональному использованию территорий, охране окружающей среды с проведением необходимых согласований. Если в ходе исполнения настоящего Контракта потребуется получение специального разрешения на выполнение отдельных видов работ, то Подрядчик обязан получить разрешение до начала их выполнения.
Постановлением Правительства ЯНАО от 10.03.2011 года N 108-П, утвержден Перечень зимних автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения ЯНАО, в который вошла зимняя дорога Салехард-Надым.
К зимним автомобильным дорогам (автозимникам) относятся сезонные дороги с полотном из дорожной одежды из снега, льда и мерзлого грунта, что предусмотрено п. 1.2 ВСН 137-89 "Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР" (утв. Минтрансстроем СССР, согласованы Госстроем СССР 20 февраля 1989 года N 8-247), действующих по настоящее время.
Дорога Салехард-Надым является сезонным сооружением, поскольку согласно контракту сроки выполнения работ определены периодом с 10.11.2016 года по 30.04.2017 года.
Поэтому довод жалобы, что указанная дорога является постоянным круглогодично существующим объектом, несостоятельны.
Более того, поскольку зимник состоит из снега, льда и мерзлого грунта, и в весенне-летний период перестает существовать как сооружение, Общество, приступив к выполнению работ по госконтракту, вынуждено осуществлять создание зимней автомобильной дороги вновь с учетом рельефа местности, вида подстилающего основания, состояния грунтов основания и характера метелевой деятельности в районе строительства ( п. 4 и 5 ВСН 137-89).
Иными словами, именно Общество произвело на лесном участке работы для ежегодного устройства зимника в отсутствие разрешительных документов, тем самым самовольно заняв его.
Таким образом, доводы жалобы о том, что Общество не является субъектом правонарушения не нашли подтверждение.
Доводы жалобы о вине в указанном правонарушении ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО" подлежат отклонению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности обсуждать вопросы о виновности лица, не привлеченного по делу об административном правонарушении.
Должностное лицо, в соответствии с законом уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления по таким делам, и судья пришли к обоснованному выводу о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ.
При этом требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что в решении судьи не дана оценка всем доводам жалобы, ошибочны, поскольку в решении судья подробно указал, что именно Общество является субъектом указанного правонарушения, в чем именно состоит его вина, а также дал оценку всем возражениям Общества.
В целом доводы жалобы основаны на субъективном толковании закона и утверждениях, не подтвержденных материалами дела, подлежат отклонению. Оснований для отмены решения не имеется, нарушений процессуальных требований, предусмотренных п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при рассмотрении дела допущено не было.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, в отношении ООО "Реском - Тюмень" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.В.Мочалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.