Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июня 2017 г. N 33-21663/17 Судья Полковников С.В. Дело N 33-21663
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Шубиной И.И..
судей - Мищенко О.А., Акульшиной Т.В.
при секретаре - Ишмурзине Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мищенко О.А. дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Гагаринского районного суда адрес от 07 декабря 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ПАО "Сбербанк России" о признании действий незаконными, о взыскании денежных средств, процентов, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов - отказать.
установила:
Истец фио обратился в суд с иском к ПАО "Сбербанк России" и, уточнив исковые требования, просит признать действия ПАО Сбербанк России в результате которых незаконно были списаны с его счетов денежные средства в размере сумма неправомерными, взыскать незаконно списанные денежные средства в размере сумма, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере сумма, неустойку в размере сумма, компенсацию морального вреда в размере сумма, расходы, связанные с оплатой юридических услуг, в размере сумма и сумма, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, мотивируя свои требования тем, что он является держателем 2 банковских карт ПАО Сбербанк России. 15 ноября 2015 года со счетов истца незаконно были списаны денежные средства в размере сумма Услугой Сбербанк Онлайн истец никогда не пользовался, распоряжений ответчику по переводу денежных средств не давал. На его просьбу о возврате незаконно списанных денежных средств ответчик ответил отказом. Своими действиями Банк причинил ему моральный вред, который он оценивает в размере сумма
В судебное заседание представитель истца фио по доверенности фио явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ПАО "Сбербанк России" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Третье лицо фио, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ответчика ПАО "Сбербанк России" по доверенности фио явилась, решение суда первой инстанции полагала законным и обоснованным.
Истец фио, третье лицо фио в судебное заседание апелляционной инстанции не явились о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом (л.д. 194-196). В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и требованиями закона.
Судом установлено, 09 октября 2009 года истец обратился к ответчику с заявлением на получение кредитной карты Сбербанка России N 639002409025549474.
18 октября 2012 года истец обратился к ответчику с заявлением на получение социальной карты Сбербанка России N 5469014000734081.
Согласно заявлению от 09 октября 2009 года и заявлению от 18 октября 2012 года, фио был ознакомлен с Условиями использования банковских карт, памяткой держателя и тарифами ПАО "Сбербанк России", согласился и обязался их выполнять, что подтверждается его подписью.
Условия выпуска и обслуживания банковских карт ПАО Сбербанк России в совокупности с памяткой держателя карт ПАО Сбербанк России, заявлениями на получение карт, в совокупности являются заключенными между Клиентом и ПАО Сбербанк России Договорами на выпуск и обслуживание банковских карт.
Условия Договоров определены Банком в стандартной форме, соответствующей нормам гражданского права Российской Федерации, и рассматриваются как предложение Банка, а физическое лицо, подписав стандартную форму, таким образом, акцептует сделанное предложение.
Заключенные между сторонами Договоры являются договорами присоединения, основные положения которого в одностороннем порядке сформулированы Сбербанком в Условиях. Возможность заключения таких Договоров предусмотрена ст. 428 ГК РФ.
В рамках заключенного договора истцу открыт счет телефон телефон и выдана карта N 5469014000734081, что подтверждается заявлением на получение социальной карты Сбербанка России от 23 октября 2012 года, собственноручно подписанным истцом.
В рамках заключенного договора истцу открыт счет телефон телефон 1371 и выдана кредитная карта N 639002409025549474, что подтверждается заявлением на получение кредитной карты Сбербанка России от 09 ноября 2009 года, собственноручно подписанным истцом.
Услуга "Мобильный банк" подключена к обеим картам на номер телефона телефон, что следует из собственноручно подписанных заявлений на получение карт, а также из распечатки из программы "Мобильный банк" с текстами СМС-сообщений с номера "900" на номер фио.
Согласно п. 4.14 Условий предоставление услуг, предусмотренных Договором, осуществляется только в случае успешной идентификации и аутентификации Клиента. Программное обеспечение системы "Сбербанк ОнЛ@йн" Банка не позволяет осуществлять работу в системе без указанных идентификации и аутентификации.
Идентификация Клиента Банком при проведении операций через систему "Сбербанк ОнЛ@йн" осуществляется на основании введенного Идентификатора Пользователя (Клиент считается идентифицированным в случае соответствия Идентификатора Пользователя, введенного Клиентом в систему "Сбербанк ОнЛ@йн", Идентификатору Пользователя, присвоенному Клиенту и содержащемуся в базе данных Банка). Аутентификация Клиента Банком при проведении операций через систему "Сбербанк ОнЛ@йн" осуществляется на основании постоянного пароля и/или одноразовых паролей.
Согласно Условиям держатель карты обязан выполнять Условия и правила, изложенные в Памятке Держателя, а также при наличии дополнительных карт обеспечить выполнение Условий и правил Держателями дополнительных карт; не сообщать ПИН-код и не передавать карту (ее реквизиты) для совершения операций другими лицами, предпринимать необходимые меры для предотвращения утраты, повреждения, хищения карты, нести ответственность по операциям, совершенным с использованием ПИН-кода.
Согласно п. 1.2 Приложения N 4 к Условиям Клиенту предоставляется возможность проведения банковских операций через удаленные каналы обслуживания, в частности систему "Сбербанк ОнЛ@йн".
Основанием для предоставления услуг проведения банковских операций в системе "Сбербанк ОнЛ@йн" является подключение Клиента к система "Сбербанк ОнЛ@йн" путем получения Идентификатора пользователя (через устройство самообслуживания Банка с использованием Карты и вводом ПИНа или через Контактный Центр Банка) и постоянного пароля (через устройство самообслуживания Банка с использованием Карты и вводом ПИНа или мобильный телефон Клиента, подключенный к системе "Мобильного банка" по Картам). Услуги предоставляются при условии положительной идентификации и аутентификации Клиента в системе "Сбербанк ОнЛ@йн".
Через систему "Сбербанк ОнЛ@йн" предоставляется ряд услуг, определенных банком, в частности: операции перечисления/платежей со Счетов Карт Клиента в адрес организаций, перечисления со Счета Карты на Счет другой Карты, на вклад/Счет Клиента, на счет третьего лица, в том числе, в другую кредитную организацию, погашения кредита со Счета Карты; определение шаблонов платежей Клиента в системе "Мобильный банк" и в системе "Сбербанк ОнЛ@йн".
Кроме того, согласно Приложению N 4 к Условиям установлено, что при осуществлении операций в сети интернет с использованием системы "Сбербанк ОнЛ@йн" Держатель: обязуется хранить Идентификатор Пользователя, Пароль и одноразовые пароли в недоступном для третьих лиц месте, не передавать их для совершения операций другим лицам, согласен, что несет ответственность по операциям, совершенным в сети Интернет с использованием полученных одноразовых паролей, а также по операциям, совершенным через систему "Сбербанк ОнЛ@йн", согласен, что документы в электронной форме, направляемые Клиентом Банку через систему "Сбербанк ОнЛ@йн", после положительных результатов аутентификации и идентификации Клиента, считаются отправленными от имени Клиента и признаются равнозначными, в том числе имеют равную юридическую и доказательственную силу, документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью Клиента, и порождают аналогичные им права и обязанности Сторон по настоящему Договору. Указанные документы являются основанием для проведения Банком операций, заключения договоров (сделок) и совершения иных действий от имени Клиента. Сделки, заключенные путем передачи в Банк распоряжений Клиента, подтвержденных с применением средств идентификации и аутентификации Клиента, предусмотренных Договором, удовлетворяют требованиям совершения сделок в простой письменной форме в случаях, предусмотренных законодательством, и влекут последствия, аналогичные последствиям совершения сделок, совершенных при физическом присутствии лица, совершающего сделку.
Пунктом 11.8 Условий установлено, что Держатель соглашается с тем, что постоянный и разовые пароли являются аналогом собственноручной подписи. Электронные документы, подтвержденные постоянным и/или одноразовым паролем, признаются Банком и Держателем документами на бумажном носителе и могут служить доказательствами в суде.
Согласно п. 11.9. Условий клиент соглашается с получением услуг посредством системы "Сбербанк ОнЛ@йн" через сеть Интернет, осознавая, что сеть Интернет не является безопасным средством связи, и соглашается нести финансовые риски и риски нарушения конфиденциальности, связанные с возможной компрометацией информации при ее передаче в сеть Интернет.
Держатель самостоятельно и за свой счет обеспечивает подключение своих вычислительных средств к сети Интернет, доступ к сети Интернет, а также обеспечивает защиту иных вычислительных средств от несанкционированного доступа и вредоносного программного обеспечения. В случае получения услуги "Сбербанк ОнЛ@йн" на не принадлежащих клиенту вычислительных средствах, клиент соглашается нести все риски, связанные с возможным нарушением конфиденциальности и целостности информации, а также иными неправомерными действиями иных лиц (п. 11.10 Условий). При этом Банк информирует Держателя о мерах безопасности, рисках Держателя и возможных последствиях для держателя в случае несоблюдения мер информационной безопасности, рекомендованных Банком. Информирование осуществляется на веб-сайте Банка.
Пунктом 11.17 Условий установлено, что Банк не несет ответственность за последствия компрометации идентификатора пользователя, постоянного и/или одноразовых паролей держателя, а также за убытки, понесенные клиентом в связи с неправомерными действиями третьих лиц. Кроме того, банк не несет ответственности в случаях необоснованного или ошибочного перечисления клиентом средств получателям через "Сбербанк ОнЛ@йн". Клиент самостоятельно урегулирует вопрос возврата средств с их получателями.
Согласно п. 11.18.4 Условий Держатель обязуется ознакомиться с мерами безопасности и неукоснительно их соблюдать.
Перечень мер информационной безопасности, которые следует соблюдать пользователю "Сбербанк ОнЛ@йн", подробно приведен в Руководстве пользователя услуги "Сбербанк ОнЛ@йн"в разделе "Безопасность".
Судом установлено, что при входе в систему "Сбербанк Онл@йн" и проведении операций были использованы данные карт, правильный идентификатор, логин и пароли, направленные на номер телефона истца, лицо, вошедшее в систему, в соответствии с условиями договора было определено, как Клиент Банка, распоряжения которого для Банка обязательны к исполнению.
В соответствии с п. 3.19.2 Условия Клиент согласен с тем, что банк не несет ответственности за последствия компрометации идентификатора пользователя, постоянного и/или одноразовых паролей Клиента, а также за убытки, понесенные Клиентом в связи с неправомерными действиями третьих лиц.
Согласно Условиям держатель карты обязан выполнять Условия и правила, изложенные в Памятке Держателя, не сообщать ПИН-код и не передавать карту (ее реквизиты) для совершения операций другими лицами, предпринимать необходимые меры для предотвращения утраты, повреждения, хищения карты, нести ответственность по операциям, совершенным с использованием ПИН-кода: обязуется хранить Идентификатор Пользователя, Пароль и одноразовые пароли в недоступном для третьих лиц месте, не передавать их для совершения операций другим лицам (п. 3.20.1 Условий); клиент соглашается с получением услуг посредством системы "Сбербанк ОнЛ@йн" через сеть Интернет, осознавая, что сеть Интернет не является безопасным каналом связи, и соглашается нести финансовые риски и риски нарушения конфиденциальности, связанные с возможной компрометацией информации при её передаче через сеть Интернет (п. 3.10 Условий); согласен с тем, что самостоятельно и за свой счет обеспечивает подключение своих вычислительных средств к сети Интернет, доступ к сети Интернет, а также обеспечивает защиту собственных вычислительных средств от несанкционированного доступа и вредоносного программного обеспечения. В случае получения услуги "Сбербанк ОнЛ@йн" на не принадлежащих Клиенту вычислительных средствах, Клиент соглашается нести все риски, связанные с возможным нарушением конфиденциальности и целостности информации, а также возможными неправомерными действиями иных лиц (п. 3.11 Условий).
Банк не несет ответственность в случае, если информация о Карте, ПИНе, контрольной информации Клиента, Идентификаторе пользователя, логине, паролях системы "Сбербанк ОнЛ@йн" станет известной иным лицам в результате недобросовестного выполнения Клиентом условий их хранения и использования (п. 5.4 Условий).
Банк не несет ответственности за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами, и в тех случаях, когда с использованием предусмотренных банковскими правилами и Условий процедур Банк не мог установить факта выдачи распоряжения неуполномоченными лицами, (п. 5.5 Условий).
Клиент несет ответственность за все операции, проводимые в подразделениях Банка, через устройства самообслуживания, систему "Мобильный банк", систему "Сбербанк ОнЛ@йн" с использованием предусмотренных Условиями банковского обслуживания средств его идентификации и аутентификации, (п. 5.9 Условий).
Необходимая информация о мерах предосторожности при работе в системе "Сбербанк ОнЛ@йн" представлена на сайте банка. Препятствий для ознакомления с документами, представленными на сайте, у истца не имелось. Присоединяясь к услуге через Интернет, истец должен был ознакомиться с размещенными на сайте документами, в том числе регламентирующими предоставление услуги "Сбербанк ОнЛ@йн".
Как следует из материалов дела, 15 ноября 2015 года произведена оплата за мобильную связь (оператор Билайн") с использование карты истца N**** 4081 в размере сумма
15 ноября 2016 года произведена операция по переводу денежных средств частному лицу с использованием карты истца N *** 8519 в размере сумма и сумма (комиссия за перевод составила сумма и сумма).
16 ноября 2015 года истец обратился с заявлением к ответчику о возврате денежных средств в размере сумма, поскольку операция по списанию денежных средств им не проводилась.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 151, 395, 847, 856, 1102, 1109 ГК РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований фио, поскольку ненадлежащего оказания услуги со стороны банка, выразившейся в незаконном списании денежных средств, судом не было установлено, ответчиком надлежащим образом исполнены обязательства по аутентификации и идентификации клиента, в соответствии с согласованными сторонами правилами. Ответчик, установив, что распоряжение о перечислении денежных средств исходит от клиента, выполнил перевод, оснований для отказа в исполнении поступивших от клиента распоряжений у ответчика не имелось.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции отказа в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и требованиях закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, представленные истцом доказательства, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, дал неправильную оценку доводам и доказательствам истца, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, заявление разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом.
Доводы апелляционной жалобы повторяют изложенную ранее заявителем позицию, которая была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда адрес от 07 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.