Решение Московского городского суда от 16 марта 2017 г. N 3а-337/17 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва 16 марта 2017 года.
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Леденевой А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-337/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Светелка" о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Светелка" (далее - ООО "Светелка", Общество) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 9 января 2017 года N51-23/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В обоснование административных исковых требований истец ссылается на то, что, являясь собственником нежилого помещения, общей площадью 1058,3 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001078:3001, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 32, стр.1, и оспаривая установленную кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, 23 декабря 2016 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему нежилого помещения на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. К заявлению были приложены документы, предусмотренные ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Однако, уведомлением от 9 января 2017 года N51-23/2017 года в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости было отказано по мотиву пропуска срока, предусмотренного статей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Административный истец считает отказ в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания незаконным, нарушающим его права и законные интересы как собственника, имеющего право на оспаривание результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Светелка" по доверенности Мишин А.М. административные исковые требования поддержал полностью по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, полагал, что административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росресстра по Москве, в установленный законом срок.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве по доверенности Сухов Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что заявление ООО "Светелка" о пересмотре кадастровой стоимости здания, утвержденной по состоянию на 1 января 2014 года, поступило в Комиссию после даты внесения в ГКН результатов очередной государственной кадастровой оценки, в связи с чем Комиссией обоснованно отказано в принятии заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представители заинтересованных лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения заинтересованных о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ООО "Светелка" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "Светелка" является собственником нежилого помещения общей площадью 1058,3 кв.м, с кадастровым номером 77:01:0001078:3001, расположенного в здании по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д.32, стр.1.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19 июня 2014 года, выданным Управлением Росреестра по Москве.
23 декабря 2016 года ООО "Светелка" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, общей площадью 1058,3 кв.м, с кадастровым номером 77:01:0001078:3001 на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
При этом к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения были представлены следующие документы: кадастровая справка от 1 декабря 2016 года о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001078:3001; нотариальная копия свидетельства о государственной регистрации права; отчет об оценке NН-1611251 от 14 декабря 2016 года, выполненный ООО "Эксон"; экспертное заключение N77/201216/894 от 21 декабря 2016 года; доверенность от 22 декабря 2016 года; CD диск с электронной версией отчета об оценке и положительного экспертного заключения.
Уведомлением от 9 января 2017 года N 51-23/2017 Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости сообщила ООО "Светелка" об отказе в принятии заявления на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, мотивируя тем, что заявление подано с нарушением срока, после даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной государственной кадастровой оценки.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости) осуществляется в соответствии с данным Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее - Порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04 мая 2012 года "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22 февраля 2011 года "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01 июня 2009 года, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 года N П/481 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
В соответствии с пунктом 14 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 273, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001078:3001 находится в здании с кадастровым номером 77:01:0001078:1008, которое вошло в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год и последующие налоговые периоды, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N688-ПП, установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001078:3001 в размере 18 662 527,85 рублей.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 12 апреля 2016 года удовлетворено заявление Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. В государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения в размере 278 042 085,64 рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре указанной выше кадастровой стоимости нежилого помещения 23 декабря 2016 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2016 года).
Установленная этим нормативным правовым актом кадастровая стоимость применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 года (п.2 Постановления N790-ПП).
Таким образом, результаты предыдущей кадастровой оценки, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП, действовали до 1 января 2017 г.
22 декабря 2016 года в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 791-ПП в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001078:3001 были внесены новые сведения о кадастровой стоимости спорного нежилого помещения.
Вместе с тем в силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, если на дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости у заявителя существовало право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, то заявление о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что на момент обращения в Комиссию утверждены результаты очередной кадастровой оценки.
Согласно положениям главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" ООО "Светелка" является плательщиком налога на имущество организаций, исходя из кадастровой оценки объекта недвижимого имущества, следовательно, в силу положений абзаца 13 статьи 24.18 Закон об оценочной деятельности вправе обратиться в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, по состоянию на 23 декабря 2016 года, то есть на дату обращения в Комиссию, у административного истца существовало право на применение результатов такого пересмотра для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение Комиссии об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001078:3001, оформленное уведомлением от 9 января 2017 года N 51-23/2017, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "Светелка".
При этом суд учитывает, что иных оснований для отказа в принятии заявления ООО "Светелка" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости у Комиссии не имелось.
В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд полагает необходимым обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росресстра по Москве, принять заявление ООО "Светелка" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001078:3001, поступившее в Комиссию 23 декабря 2016 года, и рассмотреть его по существу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Светелка" о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 9 января 2017 года N 51-23/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления общества с ограниченной ответственностью "Светелка" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения общей площадью 1058,3 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001078:3001, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 32, стр.1, поступившее в Комиссию 23 декабря 2016 года.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росресстра по Москве, принять заявление общества с ограниченной ответственностью "Светелка" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения общей площадью 1058,3 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001078:3001, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 32, стр.1, поступившее в Комиссию 23 декабря 2016 года, и рассмотреть его по существу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2017 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.