Московский городской суд в составе судьи Колосовой С.И., при секретаре Леденевой А.Э., с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-578/2017 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" о признании недействующим пункта 3416 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; признании недействующим пункта 3391 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы"; признании недействующим пункта 13528 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП",
установил:
Постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, опубликованным 28 ноября 2014 года на официальном сайте правительства Москвы http:www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды.
Согласно пункту 3416 в названный Перечень на 2015 год включено здание с кадастровым номером 77:05:0001010:1103, общей площадью 4139 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, улица Орджоникидзе, дом 11, строение 6.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 1 декабря 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 61, а также размещен 27 ноября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В результате внесенных изменений приложение 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 3 постановления Правительства от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП данное постановление Правительства Москвы вступает в силу с 1 января 2016 г. Пунктом 3391 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" на 2016 год включено здание с кадастровым номером 77:05:0001010:1103, общей площадью 4139 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, улица Орджоникидзе, дом 11, строение 6.
Постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП внесены изменения в указанное выше постановление от 28 ноября 2014 года, в результате которых Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Пунктом 13528 в названный Перечень включено здание с кадастровым номером 77:05:0001010:1103, общей площадью 4139 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, улица Орджоникидзе, дом 11, строение 6.
Открытое акционерное общество "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" (далее - ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе", Общество), являясь собственником названного здания, обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пункта 3416 Перечня на 2015 год, пункта 3391 Перечня на 2016 год и пункта 13528 Перечня на 2017 год, полагая, что здание не обладает предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель административного истца по доверенности Крючков А.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Снегирева А.И. возражала против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержала представленный в материалы дела отзыв.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 названного Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен на территории города Москвы с 1 января 2014 года.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в ред. законов г. Москвы от 07 мая 2014 г. N 25, от 18 ноября 2015 г. N 60) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
5) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
6) нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования и (или) предназначения здания (помещений).
Судом установлено, что административный истец ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001010:1103, расположенного по адресу: г. Москва, улица Орджоникидзе, дом 11, строение 6.
Указанное здание площадью 4139 кв.м расположено на земельном участке общей площадью 22951 кв.м с кадастровым номером 77:05:0001010:3327, находящимся в собственности ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе". В отношении земельного участка установлен вид разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"(1.2.9).
Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, здание не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными подпунктами 1 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Из материалов административного дела, а также из объяснений представителей сторон судом установлено, что здание с кадастровым номером 77:05:0001010:1103, расположенное по адресу: г. Москва, улица Орджоникидзе, дом 11, строение 6, включено в оспариваемые пункты Перечней на 2015, 2016, 2017 годы в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", исходя из критерия фактического использования.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела) определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 поименованной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости).
Согласно пункту 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением фотоматериалов.
В случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6 Порядка).
Как следует из материалов дела, основанием для включения здания в оспариваемые пункты Перечней послужил акт Госинспекции по недвижимости от 22 октября 2014 года N 9074239, в пункте 6.4 которого отражено, что 84,8 % от общей площади здания используется для размещения офисов. Содержащийся в пункте 6.4 акта вывод о том, что здание фактически используется для размещения офисов, сделан госинспекторами на основании визуального осмотра. В пункте 2 акта указано, что на объект госинспекторы допущены не были.
Допрошенные в качестве свидетелей ***, инспекторы Госинспекции по недвижимости, в суде показали, что здание расположено на охраняемой территории бизнес-парка "Орджоникидзе 11", на которой действует пропускной режим. Поскольку ни на территорию бизнес-парка, ни в само здание охрана их не пропустила, обследование здания проводилось на основании документов технического учета и осмотра по периметру забора. Вывод о том, что здание обладает признаками офисного помещения, сделан на основании технической документации, информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о наличии зарегистрированных по адресу здания юридических лиц, занимающихся, в том числе торговлей. Кроме того, на контрольно-пропускном пункте были размещены объявления о сдаче в аренду помещений, находящихся на территории бизнес-парка, здание N 6 имело пластиковые окна.
Вместе с тем из технического паспорта здания по адресу: г. Москва, ул. Орджоникидзе, дом 11, строение 6, выданного Автозаводским территориальным бюро технической инвентаризации г. Москвы 13 марта 2017 года, следует, что помещения здания определены как "кузнечно-заготовительный корпус". При этом 2953 кв.м площади здания являются производственными помещениями, 658,7 кв.м - складскими, 433,4 кв.м- учрежденскими, 93,9 кв.м- прочими (т.1, л.д.78-81).
Аналогичная информация по итогам технической инвентаризации от 9 августа 2006 года содержится в экспликации к поэтажному плану здания (т.1, л.д.72-77).
Представитель административного истца в судебном заседании, ссылаясь на то, что истец не был уведомлен о проведенном 22 октября 2014 года Госинпекцией по недвижимости мероприятии по определению вида фактического использования здания, не отрицал, что помещения в этом здании сдаются аренду, однако для размещения офисов передано на условиях договора аренды менее 20% общей площади, при этом более 80% площади здания фактически используется в качестве производственных и складских помещений.
Анализируя акт обследования от 22 октября 2014 года N 9074239, на основании которого здание включено в Перечни на 2015 - 2017 годы, суд приходит к выводу, что названный акт объективно не подтверждает фактическое использование спорного здания в качестве офисного. Выводы, содержащиеся в этом акте о фактическом использовании здания в качестве офисного помещения, являются преждевременными. Приложенные к акту три фотографии с изображением вывески "На территории бизнес-парка "Орджоникидзе 11" ведется видеонаблюдение" и изображения внешнего фасада здания с учетом приложенных к акту экспликации и поэтажного плана не позволяют достоверно определить фактическое использование для размещения офисов более 20% площади здания, о чем указано в акте проверки.
В данном акте в нарушение пункта 3.6 вышеназванного порядка не указаны выявленные признаки размещения в здании офисов.
Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что спорное здание является частью комплекса - ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" и построено специально для функционирования кузнечно-заготовительного цеха.
Согласно техническому паспорту, экспликации к поэтажному плану здание кузнечно-заготовительного корпуса по своей конструкции представляет собой 2-этажное здание с антресолями на первом этаже, имеет открытое пространство между 1-м и 2-м этажами.
В ходе судебного разбирательства по делу административным истцом представлены в материалы дела копии договоров аренды нежилых помещений, заключенных с различными юридическими лицами в период с 2014-2016 годов в отношении помещений, находящихся в здании, и действующих в период с 2015 года по 2017 год.
Проанализировав условия таких договоров, суд приходит к выводу, что площадь переданных в аренду помещений для размещения офиса в период с 2015 года по 2017 года составляла менее 20% от общей площади здания.
Так, в течение трех лет (2014 г., 2015, 2016 г.) были заключены следующие договоры аренды нежилого помещения, действовавшие в 2015-2017 годах:
- N 01-58-18-00416/с от 28 марта 2014 года, заключенный с ООО "РЕОН-ФМ" на срок до 28 февраля 2015 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже, помещение N II, комната N 3 площадью 9,6 кв.м.
-N 01-58-18-00432/с от 29 августа 2014 года, заключенный с ООО "Спортмеханика" на срок до 1 августа 2015 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже помещение N I,I комната N 2 площадью 9,2 кв.м.
-N 01-58-18-00434/с от 29 августа 2014 года, заключенный с ООО "Полиграф" на срок до 1 августа 2015 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже, помещение N II, комната N 8, площадью 10,9 кв.м.
-N 01-58-18-00437/с от 29 сентября 2014 года, заключенный с ООО "Дорзнак МК" на срок до 2 мая 2015 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 1 этаже, помещение N I, комната N 20, площадью 9 кв.м.
-N 01-58-18-00436/с от 20 октября 2014 года, заключенный с ООО "Формос Трейд" на срок до 30 сентября 2015 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже, помещение N II, комната N 5, площадью 9,9 кв.м.
-N 01-58-18-00440/с от 28 ноября 2014 года, заключенный с ООО "Селена Компания" на срок до 31 июля 2015 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже, помещение N II, комната N 2 часть, площадью 9,2 кв.м.
-N 01-58-18-00448/с от 27 февраля 2015 года, заключенный с ООО "РЕОН-ФМ" на срок до 31 января 2016 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже, помещение N II, комната N 3, площадью 9,6 кв.м.
-N 01-58-18-00461/с от 30 июня 2015 года, заключенный с ООО "Торговый дом "Фотон" на срок до 31 мая 2016 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 1 этаже, помещение N V, комната N 1, площадью 10,6 кв.м, N 2 площадью 5,8 кв.м.
-N 01-58-18-00462/с от 20 июля 2015 года, заключенный с ООО "Спортмеханика" на срок до 30 июня 2016 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже, помещение N II, комната N 2 часть, площадью 9,2 кв.м.
-N 01-58-18-00463/с от 20 июля 2015 года, заключенный с ООО "Селена Компания" на срок до 30 июня 2016 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже, помещение N II, комната N 2 часть, площадью 9,2 кв.м.
-N 01-58-18-00466/с от 28 июля 2015 года, заключенный с ООО "Полиграф" на срок до 30 июня 2016 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже, помещение N II, комната N 8, площадью 10,9 кв.м.
-N 01-58-18-00471/с от 30 сентября 2015 года, заключенный с ООО "Формос Трейд" на срок до 31 августа 2016 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже, помещение N II, комната N 5, площадью 9,9 кв.м.
-N 01-58-18-00473/с от 16 ноября 2015 года, заключенный с ООО "Управляющая эксплуатационная компания" на срок до 31 октября 2016 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже, помещение N II, комната N 25, площадью 8,5 кв.м.
-N 01-58-18-00478/с от 29 января 2016 года, заключенный с ООО "РЕОН-ФМ" на срок до 31 декабря 2016 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже, помещение N II, комната N 3 площадью 9,6 кв.м.
-N 01-58-18-00493/с от 29 апреля 2016 года, заключенный с ООО "Аксисвязь" на срок до 31 марта 2017 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 1 этаже, помещение N V, комната N 1 площадью 10,6 кв.м.
-N 01-58-18-00495/с от 5 июля 2016 года, заключенный с ООО "Амиго логистикс" на срок до 31 мая 2017 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже, помещение N II, комната N 12 площадью 17,8 кв.м.
-N 01-58-18-00498/с от 30 августа 2016 года, заключенный с ООО "Пожарный Специализированный Центр" на срок до 31 мая 2017 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 1 этаже, помещение N V, комната N 2 площадью 5,8 кв.м.
-N 01-58-18-00500/с от 28 ноября 2016 года, заключенный с ООО "Светла Компани" на срок до 31 октября 2017 года, по условиям которого под офис сдано в аренду помещение, расположенное на 2 этаже, помещение N II, комната N 5 площадью 9,9 кв.м.
Проанализировав условия приведенных выше договоров аренды нежилого помещения, суд приходит к выводу, что в период с 2015 года по 2017 год, ежегодно, на условиях договора аренды под офисы использовалось не более 171,30 кв.м здания, что не превышает 20% от общей площади здания (4139 кв.м).
Представителем истца в подтверждение своих доводов о фактическом использовании здания представлены договоры аренды, заключенные в период с 2014 года по 2016 год с различными юридическими лицами, а также физическими лица, по условиям которых более 80% площади здания передано в аренду под склад, под производство, а также под хранение личных вещей физических лиц.
При этом такие организации как ООО "Управляющая эксплуатационная компания", ООО "Доставка кофе", ООО "Амиго логистикс", ООО "Спортмеханика", на которые ссылается Правительство Москвы как на арендаторов помещений, согласно представленным административным истцом договорам аренды действительно являлись арендаторами помещений, используемых под склад.
Доказательств, свидетельствующих о том, что помещения указанными юридическими лицами фактически использовались для размещения офисов, ответчиком не представлено.
Кроме того, сам по себе факт регистрации юридических лиц в спорном здании, при отсутствии объективных доказательств использования более чем 20% общей площади помещений в здании в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не свидетельствует о наличии обстоятельств, позволяющих отнести спорный объект недвижимости к объектам налогообложения по признакам статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Утверждения Правительства Москвы о том, что в здании находится бизнес-парк, не основаны на доказательствах.
Согласно утвержденным генеральным директором ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" "Правилам внутреннего распорядка бизнес-парка "Орджоникидзе 11" бизнес парк - это комплекс зданий, сооружений, инженерных систем, оборудования и другого имущества, расположенного на территории по адресу: г. Москва, ул. Орджоникидзе, д.11 и ул. Вавилова, д.1.
Таким образом, спорное строение N 6, входящее в состав комплекса зданий, само по себе не может рассматриваться в качестве бизнес-парка.
В январе 2017 года на основании обращения административного истца Госинспекцией по недвижимости проведено мероприятие по определению фактического использования здания с кадастровым номером 77:05:0001010:1103, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Орджоникидзе, дом 11, строение 6.
По результатам мероприятия оформлен акт N 9051059/ОФИ от 23 января 2017 года, согласно которому нежилое здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В акте отражено, что для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для размещения офисов используется 12,41% площади здания; для иных целей (в том числе склады) - 87,59%.
Обследование здания проводилось на основании документов, а также осмотра объекта без препятствий к его доступу, производилось фотографирование помещений в здании, акт содержит всю необходимую информацию.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объекта недвижимости, включенного в оспариваемые пункты Перечней, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Однако Правительством Москвы, исходя из изложенного, таких доказательств относительно включения в Перечень на 2015 год, в Перечень на 2016 год и в Перечень на 2017 год здания с кадастровым номером 77:05:0001010:1103 не представлено.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что здание с кадастровым номером 77:05:0001010:1103 не отвечает признакам административно-делового и (или) торгового центров по смыслу пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктов 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
С учетом изложенного, суд считает, что оснований для включения нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Орджоникидзе, дом 11, строение 6, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, как на налоговый период 2015 года, так и на налоговые периоды 2016 и 2017 года не имелось.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Оспариваемые положения затрагивают только права ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе", регулируют правоотношения по уплате налога на имущество организаций за 2015 год, 2016 год и за 2017 год.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункт 3416 Перечня на 2015 год следует признать не действующим с момента принятия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Пункт 3391 Перечня на 2016 год следует признать не действующим с 1 января 2016 года, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, а пункт 13528 Перечня на 2017 год следует признать не действующим с 1 января 2017 года, то есть момента вступления в силу постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП".
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" административные исковые требования в полном объеме.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
решил:
Административное исковое заявление открытого акционерного общества "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" о признании недействующим пункта 3416 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; признании недействующим пункта 3391 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы"; признании недействующим пункта 13528 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" - удовлетворить.
Признать не действующим с момента принятия пункт 3416 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года, в отношении здания с кадастровым номером 77:05:0001010:1103, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Орджоникидзе, дом 11, строение 6.
Признать не действующим с 1 января 2016 года пункт 3391 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в отношении здания с кадастровым номером 77:05:0001010:1103, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Орджоникидзе, дом 11, строение 6.
Признать не действующим с 1 января 2017 года пункт 13528 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" в отношении здания с кадастровым номером 77:05:0001010:1103, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Орджоникидзе, дом 11, строение 6.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу открытого акционерного общества "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья |
С.И. Колосова |
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.