Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полтевой В.А.,
судей Федотовой Е.В., Сенякина И.И.,
при секретаре Горященко В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Л.Е.П. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2017 года по гражданскому делу по иску Л.Е.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге о признании незаконным решения, включении в специальный стаж периодов работы, обязании назначить досрочную пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Полтевой В.А., пояснения истца Л. Е.П., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге Булгакову Е.Н., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Л. Е.П. обратилась в суд с иском к ответчику, в обоснование требований указав, что (дата) она обратилась в УПФР в городе Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, приложив к заявлению документы, подтверждающие стаж ее работы в должности воспитателя и помощника воспитателя. Однако, решением начальника УПФР в г. Оренбурге от (дата)N ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Не согласившись с указанным решением, истица просила суд признать данное решение начальника УПФР в г. Оренбурге незаконным; обязать ответчика включить период с 02.03.1992 г. по 31.07.1995 г., продолжительностью 3 года 4 месяца 29 дней, в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ; обязать УПФР в г. Оренбурге назначить ей пенсию с 29 сентября 2016 года.
В судебном заседании истец Л. Е.П. исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.
Представитель ответчика Маркелова А.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2017 года в удовлетворении исковых требований Л. Е.П. отказано.
В апелляционной жалобе Л. Е.П. просит указанное решение отменить, полагая его незаконным и необоснованным. Обращает внимание, что в приложении к лицевым счетам по заработной плате за 1992 год ее должность указана "воспитатель", что также подтверждается ее трудовой книжкой. Поскольку с 17 августа 1992 года по 30 декабря 1993 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком, то не могла быть переведена на другую должность. При этом, указала также, что в приказе от 04 марта 1992 года о переводе ее на должность помощника воспитателя отсутствует ее подпись, что свидетельствует о том, что заявления о переводе она не писала, продолжала выполнять трудовые функции воспитателя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списками должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, а затем постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено право воспитателей дошкольных образовательных учреждений, в том числе детских садов, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Должность "помощник воспитателя" была введена в штаты дошкольных групп детских дошкольных учреждений вместо должностей "няня", "санитарка-няня" в 1986 г. по решению Министерства Просвещения СССР, в штаты образовательных учреждений вместо должности "ночная няня" в 1990 г. (Приказ Гособразования СССР от 04.06.1990 N 375).
Материалами дела установлено, что Л. Е.П. (дата) обратилась в УПФР г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в городе Оренбурге N от (дата) в стаж Л. Е.П., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не засчитан период работы с 02 марта 1992 года по 31 июля 1995 года - помощник воспитателя в яслях-саду N 125 Оренбургского газопромыслового управления (11.04.1994 г. ясли-сад передан Управлению образования администрации г. Оренбурга, переименован в МУДО "Ясли-сад N 125"), поскольку наименование должности "помощник воспитателя" не предусмотрено разделом "Наименование должностей" Списка N781 от 29 октября 2002 года.
Из материалов дела также следует, что Л. Е.П. 12 сентября 1988 года принята в ясли/с *** помощником воспитателя, 10 сентября 1990 года уволена по ст. 31 КЗОТ РСФСР; 15 октября 1990 года принята в ясли-сад N125 помощником воспитателя, 11 апреля 1994 года ясли-сад N125 передан управлению образования администрации г. Оренбурга, 01 августа 1995 года уволена по ст. 31 КЗОТ РСФСР.
Факт работы истца в период с 11 апреля 1994 года по 01 августа 1995 года в должности помощника воспитателя подтверждается также справкой N от (дата), выданной МДОБУ "Детский сад обще развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей N125".
Из личной карточки формы Т-2 на имя Л. (Шибиной) Е.П. следует, что истица с 15 октября 1990 года указана помощником воспитателя я/с N125, с 03 декабря 1990 года переведена воспитателем на время д/о Сергеевой, с 01 января 1991 года значится как воспитатель, с 02 марта 1992 года переведена помощником воспитателя.
В соответствии с архивной справкой от (дата)N ООО "Газпром добыча Оренбург", в документах архивного фонда N Оренбургского газопромыслового управления ГПО "Оренбурггазпром" в приказах по личному составу ФИО10 принята с 15 октября 1990 года в ясли-сад N 125 помощником воспитателя на основании приказа N от (дата). В личной карточке (Ф. Т-2) указано, что ФИО10, замещает должность воспитателя с 03 декабря 1990 года на время декретного отпуска Сергеевой на основании приказа N-N от (дата) (приказ на хранение в архив не поступал). Приказом N-N от (дата)Ш.Е.П., установлена должность воспитателя я/с N 125 с - января 1991 года. Приказом N от (дата)Ш.Е.П. воспитатель я/с N 125, переведена со 2 марта 1992 года помощником воспитателя. Приказом N от (дата)Л. Е.П., помощнику воспитателя я/с N 125, предоставлен частично-оплачиваемый отпуск с 17 августа 1992 года по 30 декабря 1993 года до достижения ребенком возраста полутора лет.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в должности воспитателя, подлежащей включению в стаж педагогической деятельности, истица работала только в период с 03 декабря 1990 года по 01 марта 1992 года, и указанный период в бесспорном порядке включен решением ответчика в специальный стаж. В остальные же периоды работы в ясли-саду N125 истица осуществляла трудовую деятельность в должности помощника воспитателя, в связи с чем законных оснований для включения в специальный стаж Л. Е.П. периода работы с 02 марта 1992 года по 31 июля 1995 года не имеется, а потому в удовлетворении данного требования отказал.
Ввиду недостаточности стажа для назначения истице досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, составляющего 22 года 03 месяца 22 дня, суд не нашел оснований для удовлетворения требований истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 29 сентября 2016 года.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку данные выводы мотивированы, соответствуют нормам закона и собранным по делу доказательствам, оснований считать их необоснованными не имеется.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. В этой связи право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако, ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни ранее действовавшими Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "помощник воспитателя".
Таким образом, оснований для включения в специальный стаж рассматриваемого спорного периода работы истца в должности "помощник воспитателя" у суда не имелось.
В педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию, всегда включались только периоды работы в должностях и учреждениях, перечень (список) которых определялся постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Таким образом, вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативных правовых актах.
В связи с изложенным, утверждение истицы о фактическом выполнении в спорный период обязанностей воспитателя не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку право на досрочную пенсию возникает при выполнении не любой педагогической работы, а лишь той, которая предусмотрена в списках. Должность "помощник воспитателя" не предусмотрена списками.
Доказательств тому, что работодателем неправильно поименована указанная должность, истцом не представлено.
В связи с изложенным, утверждения истицы о фактическом выполнении в спорный период обязанностей воспитателя обоснованно были оставлены судом без внимания.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции и ставящих под сомнение решение суда, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование истцом доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах, которые исследованы судом с достаточной полнотой, материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Л.Е.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.