Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 20 июля 2017 г. по делу N 33а-1034/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего
Караблина А.А.,
судей:
Дзадзиева Д.А., Коронца А.А.,
при секретаре - Файзуллине Р.Х., с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 3 мая 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N"данные изъяты" Гижко ФИО8 об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - начальник территориального отделения) о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из материалов дела и решения суда, Гижко, общая продолжительность военной службы которого составляет более 23 лет, проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части N. По месту службы Гижко зарегистрирован и проживает с семьей в г. Нижний Новгород в жилом помещении общей площадью 60,9 кв.м., в котором имеет в собственности 1/3 его доли. В период службы в 2010 году административный истец решением жилищной комиссии войсковой части N был признан нуждающимся в жилом помещении.
Однако, решением начальника территориального отделения от 8 февраля 2017 года N N Гижко был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что Гижко решением жилищной комиссии войсковой части N от 6 июля 2010 года был принят на жилищный учет, имея в собственности 1/3 доли в жилом помещении общей площадью 60,9 кв.м. в г. Нижнем Новгороде, а его жена и сын были вселены в данное жилое помещение в качестве членов семьи его собственников и имеют право пользования им в полном объеме, в связи с чем на каждого проживающего в данном жилом помещении приходится более учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в г. Нижнем Новгороде.
Полагая таким решением начальника территориального отделения свои права нарушенными, Гижко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным названное решение начальника территориального отделения, обязав данное должностное лицо отменить это решение и восстановить его и членов его семьи на жилищном учете.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Гижко оставил без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее автор, ссылаясь на ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, указывает на то, что суд не принял во внимание представленное им соглашение между собственниками жилого помещения от 16 июня 2010 года, согласно которому определен порядок пользования жилым помещением, в связи с чем его семье предоставлена в пользование одна из комнат квартиры и определен порядок пользования общими жилыми помещениями. Тем самым, члены его семьи не обладали равными правами пользования жилым помещением вместе с его собственниками.
Считает ошибочным вывод суда о том, что данное соглашение свидетельствует о том, что все зарегистрированные в данном жилом помещении лица выразили согласие на равное пользование им.
Полагает, что на него действующим законодательством не возлагалась обязанности по заключению данного соглашения до момента регистрации и вселения членов его семьи в данное жилое помещение.
Рассмотрев материалы дела и проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Суд первой инстанции, сославшись на ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 31, 51, 56 Жилищного кодекса РФ, п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), пришел к правильному выводу о том, что Гижко правомерно был снят с жилищного учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учётом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в том числе включение их в списки очередников на получение таковых, обеспечение жильем и снятие с жилищного учета регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации, вышеприведенным Федеральным законом, а также Инструкцией.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления и ее размер не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с постановлением Городской Думы г. Нижний Новгород от 16 марта 2005 года N 14 учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах.
Согласно ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как усматривается из материалов дела, Гижко с 2007 года зарегистрирован и проживает в г. Нижний Новгород в трехкомнатной квартире общей площадью 60,9 кв.м., в которой имеет в собственности 1/3 ее доли. В данное жилое помещение в 2007 году с согласия собственников была вселена и зарегистрирована его супруга в качестве члена семьи его собственников, а 14 июня 2010 года в таком же порядке и его сын. 6 июля 2010 года административный истец решением жилищной комиссии войсковой части N был признан нуждающимся в жилом помещении на основании его рапорта от 11 июня 2010 года. При этом, жена и сын административного истца были вселены в названное жилое помещение в качестве членов семьи его собственников. Всего зарегистрировано и проживает в этом жилом помещении 5 человек.
Таким образом, на момент подачи Гижко рапорта о принятии его на жилищный учет и принятии жилищной комиссией войсковой части N решения о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, Гижко и члены его семьи были обеспечены жилым помещением по установленным нормам, поскольку на каждого проживающего и зарегистрированного в данном жилом помещении приходилось 12, 18 кв.м. общей площади жилого помещения.
В связи с этим, указанные обстоятельства и анализ вышеприведенного законодательства свидетельствуют о том, что Гижко в 2010 году был без достаточных на то оснований поставлен на жилищный учет жилищной комиссией воинской части, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения административного истца и членов его семьи составляла более учетной нормы, что свидетельствует о наличии неправомерных действий должностных лиц указанной жилищной комиссии при решении вопроса о принятии на жилищный учет Гижко и членов его семьи.
Данное обстоятельство и послужило основанием для принятия начальником территориального отделения решения от 8 февраля 2017 года N 20-52/17-01 о снятии Гижко и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
То обстоятельство, что суду первой инстанции Гижко было представлено соглашение между собственниками жилого помещения и их членами семьи от 16 июня 2010 года об определении места проживания в квартире, согласно которому определен порядок пользования жилым помещением, в связи с чем членам семьи Гижко предоставлена в пользование одна из комнат квартиры и определен порядок пользования общими жилыми помещениями, свидетельствует лишь о том, что именно членам семьи административного истца определено место проживания в этой квартире, но которые не лишены права пользования помещениями общего пользования в полном объеме, что не влияет на уровень их обеспеченности в данном жилом помещении, который превышает установленную учетную норму.
Более того, как было установлено судом первой инстанции, данное соглашение не представлялось Гижко в жилищную комиссию войсковой части N и не рассматривалось при решении вопроса о принятии его на жилищный учет.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности решения начальника территориального отделения от 8 февраля 2017 года N N о снятии Гижко и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
При таких данных принятое по делу решение суда первой инстанции по существу является правильным, и судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 3 мая 2017 года по административному исковому заявлению Гижко ФИО8 об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Нижний Новогород) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.