Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой Ю.Ю.,
судей
Подгорной Е.П.,
Сухаревой С.И.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 мая 2017 года апелляционную жалобу ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2017 года по гражданскому делу N 2-73/2017 по иску военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю., объяснения представителя ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" - Ивановой А.Ю., представителя ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Щербаковой Е.А., представителя военного прокурора Санкт-Петербургского военного округа - Никулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Санкт-Петербургского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, с учетом неоднократного уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" об обязании в 90-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку в нежилом здании, расположенном по адресу: "адрес" (здание гаража) площадью 132 кв.метра, путем вывоза отходов на лицензированный полигон твердых бытовых отходов в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, ссылаясь в обоснование требований на то обстоятельство, что 11 мая 2016 года военной прокуратурой Санкт-Петербургского гарнизона проведена плановая проверка на предмет выявления соблюдения ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации природоохранного и санитано-эпидемиологического законодательства, в ходе которой выявлена несанкционированная свалка люминесцентных ламп в помещении нежилого здания по адресу: "адрес" площадью 132 кв.метра, принадлежащего Российской Федерации и переданного Министерству обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2017 года исковые требования военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона удовлетворены, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" обязаны ликвидировать несанкционированную свалку отходов в нежилом здании, расположенном по адресу: "адрес", осуществив их вывоз на лицензированный полигон твердых бытовых отходов в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с ответчиков в доход государства взыскана государственная пошлина в размере по 150 рублей.
В апелляционной жалобе ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" просит решение суда отменить, указывая на несоответствие выводов суда материалам дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.
Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Из материалов дела следует, что 11 мая 2016 года военной прокуратурой Санкт-Петербургского гарнизона проведена проверка на предмет соблюдения требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.
В ходе проверки военной прокуратурой выявлена несанкционированная свалка люминесцентных ламп в помещении нежилого здания (гаража) расположенного по адресу: "адрес" (здание гаража), что подтверждено актом осмотра N ... от 11 мая 2016 года, составленным с производством фотофиксации, и сообщением комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-ПетербургаN ... от 16 мая 2016 года.
Оснований не доверять сведениям, зафиксированным в акте осмотра от 11 мая 2016 года, сообщении комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, судебная коллегия не усматривает, доказательств опровергающих установленные в акте осмотра обстоятельства суду не представлены.
Проверкой также установлено, что указанное нежилое здание площадью 132 кв.м является собственностью Российской Федерации и передано в постоянное (бессрочное) пользование Министерству обороны Российской Федерации.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N ... и передаточного акта нежилое здание передано для дальнейшего использования ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
08 июня 2016 года военным прокурором Санкт-Петербургского гарнизона в ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России направлено обращение с указанием на выявленные нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и необходимости их устранения.
Наличие несанкционированной свалки ответчиками не оспаривалось.
В своем ответе от 14 июня 2016 года ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России сообщило, что не является уполномоченным по распоряжению бюджетных средств лицом, в ходе совместного осмотра ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и 715 регионального экологического центра Западного военного округа 27 ноября 2015 года несанкционированная свалка люминесцентных ламп по указанному выше адресу выявлялась ответчиком, о чем 03 декабря 2015 года было сообщено в Экологическую службу Западного военного округа. 23 марта 2016 года был представлен государственный контракт на оказание услуг "Утилизация отработанных люминесцентных ламп на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области Западного военного округа" от 25 января 2016 года, заключенный между ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" и ООО "Стройспецмонтаж". 31 мая 2016 года осуществлен вывоз отходов с участием работников ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, однако при приеме работ выявлено дополнительное захламление территории, поскольку гараж находится в свободном доступе.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с установленным судом обстоятельством несанкционированной свалки отходов в нежилом здании, находящемся на праве постоянного (бессрочного) пользования во владении ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
При проверке доводов апелляционной о необоснованном привлечении в качестве соответчика ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", судебная коллегия считает заслуживающей внимания позицию ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, изложенную в письменных возражениях об отсутствии у указанного лица полномочий на заключение контрактов и распоряжение бюджетными средствами.
Так, в силу положений ст. 9.1, п.1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ФГКУ является некоммерческой организацией, имеющей право осуществлять тот вид деятельности, который не запрещен законодательством Российской Федерации и соответствует целям ее деятельности, которые предусмотрены ее учредительными документами.
В соответствии с Уставом ФГКУ, его полномочия в отношении имущества Вооруженных Сил Российской Федерации ограничены учетом, контролем за использованием и сохранностью имущества, управлением и распоряжением имуществом по заданиям (решениям) Министра обороны и директора Департамента имущественных отношений.
Поскольку функции по контролю использования и сохранности имущества ФГКУ не исполнены надлежащим образом, что выразилось в допущении образования несанкционированной свалки на вверенном ему имуществе, прокурор обоснованно предъявил требования к данному ответчику. ФГКУ не оспаривалось, что в его полномочия входит принятие мер для исключения дальнейшего образования несанкционированных свалок, что и было исполнено обращением в вышестоящие военные органы и передачей гаража под ответственность по охране и ограничению доступа силами военной части.
Вместе с тем, в соответствии с п.5 ст. 161 БК РФ, заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно п. 9 Устава ФГКУ осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств. Заключение государственных контрактов на выполнение работ, направленных на предотвращение образования и ликвидацию несанкционированных свалок в объектах недвижимости, закрепленных на праве оперативного за ФГКУ, не является видом деятельности учреждения, лимиты бюджетных обязательств по данной статье расхода учреждению не доводятся. ФГКУ не вправе принимать обязательства, не обеспеченные бюджетными средствами, полномочиями по заключению государственных контрактов на оказание услуг по утилизации отработанных люминесцентных ламп на объекте, закрепленном за ФГКУ на праве оперативного управления, а также соответствующим финансированием не обладает.
Функции собственника имущества в структуре Министерства обороны Российской Федерации распределены между различными департаментами, управлениями, учреждениями.
Согласно структуре Министерства обороны Российской Федерации ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" в лице Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ предназначено для организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах и выполняет функции по текущему и последующему контролю исполнения обязательств ресурсных и эксплуатационных контрактов. Бюджетные денежные средства на содержание имущества доводятся до ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа".
Указанное обстоятельство подтверждается и представленным в материалы дела, ранее заключенным ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" с ООО "Спецстроймонтаж", государственным контрактом N ... на оказание услуг утилизации отработанных люминесцентных ламп на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Учитывая изложенное, прокурор обоснованно уточнил исковые требования, указав в качестве соответчика ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", как лицо, полномочия которого позволяют исполнить требования решения суда.
При таких обстоятельствах, судом обоснованно возложены обязательства по устранению несанкционированной свалки на ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", поскольку как усматривается из материалов дела, именно ФКУ является лицом уполномоченным заключить государственный контракт на вывоз твердых бытовых отходов, на основании принятых ФГКУ мер реагирования (направления соответствующих обращений, составления актов осмотра).
В рассматриваемом случае судом первой инстанции правильно определено, что именно совместными действиями ответчиков возможно устранение выявленного военным прокурором нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, находящейся во владении ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, при этом лицом, уполномоченным на заключение государственного контракта, выступает ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки территории, которые должны провести ответчики.
Предоставленный судом ответчику для этих целей срок судебная коллегия считает разумным.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к оспариванию произведенной судом оценки доказательств, представленных истцом, вместе с тем, доказательств в подтверждение своих возражений об отсутствии нарушений действующего законодательства в области охраны окружающей среды, в частности отсутствия свалки отходов на спорном земельном участке ответчиком в материалы дела в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При этом, суд воспользовался правом, предоставленным ему ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки доказательств у судебной коллегии не имеется.
Само по себе несогласие ответчика с данной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.