Гр. дело N 33-28305/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Климовой С.В.,
судей Лобовой Л.В., Пильгановой В.М.
при секретаре Филатовой Н.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 13 марта 2017 года, которым постановлено:
Признать решение начальника Отдела социальной защиты населения района Теплый Стан УСЗН ЮЗАО г.Москвы от 29 апреля 2016 года N 060200167681 об отказе Путненко Марианне Михайловне в назначении и предоставлении ежемесячной компенсационной выплаты незаконным.
Обязать начальника Отдела социальной защиты населения района Теплый Стан УСЗН ЮЗАО г.Москвы повторно рассмотреть заявление Путненко Марианны Михайловны от 21 апреля 2016 года о назначении и предоставлении ежемесячной компенсационной выплаты и вынести по нему решение в установленные законом сроки.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
установила:
Путненко М.М. обратилась в суд с иском к УСЗН ЮЗАО г. Москвы, отделу социальной защиты населения района Теплый Стан г.Москвы УСЗН ЮЗАО о признании решения об отказе в назначении и предоставлении ежемесячной компенсационной выплаты от 29 апреля 2016 г незаконным, признании права на ежемесячную компенсационную выплату, обязании назначить и представить ежемесячную компенсационную выплату, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что на возмездной основе является опекуном несовершеннолетней ******., **.**.**** года рождения, на основании договора о приемной семье N *** от 30 ноября 2015 г, решением ОСЗН района Теплый Стан УСЗН ЮЗАО г.Москвы от 29 апреля 2016 г ей было отказано в предоставлении предусмотренной Законом города Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, в связи с отсутствием у ребенка постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве, что истец полагала незаконным, поскольку несовершеннолетняя ******* на период с **.**.**** г по **.**.**** г имеет регистрацию по по месту пребывания по адресу: ***********************, а отсутствие постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве не может служить условием реализации прав и свобод граждан, в том числе ограничивать закрепленное в законе право на получение указанных мер социальной поддержки.
В судебном заседании Путненко М.М. заявленные требования поддержала, представитель УСЗН ЮЗАО г. Москвы по доверенности Савина О.В. заявленные требования не признала.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит УСЗН ЮЗАО г. Москвы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав Путненко М.М., представителя УСЗН ЮЗАО г. Москвы - Савину О.В., приходит к выводу об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Постановлением Главы администрации Чебоксарского района Чувашской республики от 03 ноября 2015 г N 1679 Путненко М.М. была назначена опекуном оставшейся без попечения родителей несовершеннолетней **************, **.**.**** года рождения, воспитывающейся ***********************************.
На момент устройства в семью ********* была зарегистрирована по адресу: *****************************************.
Согласно представленной в материалы дела справке МСЭ-2014 N 2849213 несовершеннолетней ********* 01 мая 2016 г повторно установлена инвалидность по категории "***********".
Распоряжениями УСЗН Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы от 11 ноября 2015 г N **** несовершеннолетняя *********** была поставлена на учет в отдел опеки и попечительства УСЗН по Троицкому и Новомосковскому административным округам города Москвы, по месту фактического проживания опекуна по адресу: **********************************************.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 19 ноября 2015 г N**** несовершеннолетняя ************ имеет временную регистрацию на период с 19 ноября 2015 г по 05 апреля 2024 г по адресу: *********************************.
21 апреля 2016 г Путненко М.М. через портал госуслуг города Москвы обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, предусмотренной Законом г. Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве"; решением ответчика от 29 апреля 2016 г истцу в назначении и выплате требуемой меры социальной поддержки было отказано в связи с отсутствием у ребенка постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Путненко М.М. о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты на ребенка-инвалида и возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление о назначении указанной выплаты, суд первой инстанции пришел к выводу, что совокупностью исследованных доказательств подтвержден факт проживания несовершеннолетней ************ совместно с приемным родителем в г. Москве.
Однако судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям:
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, принят Закон г. Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", регулирующий отношения по установлению статуса многодетных семей, предоставлению им денежных выплат и других мер социальной поддержки.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1 данного Закона право на меры социальной поддержки, в том числе на предоставление ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет (п. 3 ч. 1 ст. 7, ст. 9), возникает у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.
Порядок назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, устанавливаемых за счет средств бюджета города Москвы, в целях поддержки многодетных, студенческих, неполных и других социально незащищенных категорий семей с детьми, установлен в Положении о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 г. N 37-ПП, в пунктах 4, 24 (1) которого закреплено, что денежные выплаты назначаются и выплачиваются управлениями социальной защиты населения города Москвы при условии, что ребенок, на которого они назначаются, и заявитель имеют место жительства в городе Москве.
На основании п. 44 названного Положения наличие права на денежные выплаты (место жительства родителей с детьми, возраст детей, принадлежность детей и (или) родителей к категории, определенной настоящим Положением) и отсутствие обстоятельств, при наступлении которых денежные выплаты не назначаются и не выплачиваются, определяются на день обращения за назначением денежных выплат.
Таким образом, действующее законодательство города Москвы связывает право граждан на денежные выплаты с наличием постоянного места жительства в г. Москве.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статья 2 Закона от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" различает понятия место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, и место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24.11.1995 г. N 14-П указал, что под "местом пребывания" и "местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом "место жительства" может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и, согласно Закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства. Свобода выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Вместе с тем Закон возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту пребывания, и по месту жительства.
Несовершеннолетняя ***************, до передачи в приемную семью являлась воспитанницей **************************************Минобразования Чувашии, распоряжением УСЗН Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы от 11ноября 2015 г N ****** определено место фактического проживания по адресу опекуна: *********************************, но не определено место ее постоянного проживания в г.Москве, более того, *********************** выдано свидетельство о временной регистрации по месту пребывания в жилом помещении приемного родителя на определенный период, а именно на период сохранения над нею опеки, что не указывает на постоянный характер места жительства в г. Москве, в связи с этим Путненко М.М. не имеет права на получение ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, учитывая, что ребенок, на которого назначается данная выплата, не имеет места жительства в г. Москве.
Кроме того, суд не принял во внимание, что в силу ст. 9 Закона г. Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" требуемая истцом ежемесячная компенсационная выплата устанавливается одному из родителей (опекуну, попечителю), не занятому в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" и осуществляющему уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет.
Из материалов дела следует, что 30 ноября 2015 г между Московским отделом социальной защиты населения Управления социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы и Путненко М.М. заключен договор о приемной семье N ***, по условиям которого приемный родитель на возмездных условиях принял на себя обязательство осуществлять воспитание и содержание, обеспечение уходом и лечением несовершеннолетней *****************, а орган опеки и попечительства обязался производить выплату приемному родителю денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемного ребенка.
В соответствии с п. 1 ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также СК РФ.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 16).
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п.п. 1 и 2 ст. 152 СК РФ).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153 СК РФ).
Из положений п. 2 ст. 153.1 СК РФ усматривается, что СК РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм СК РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной СК РФ.
В ст. 217 НК РФ приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 НК РФ и статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Поскольку Путненко М.М., являясь стороной договора о приемной семье от 30 ноября 2015 г, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, то ее следует признать выполняющим оплачиваемую работу, в связи с этим Путненко М.М. как работающее лицо не имеет права на получение ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, предусмотренной Законом города Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" и Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 г. N 37-ПП.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания незаконным решения ответчика от 29 апреля 2016 г об отказе в назначении истцу ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, и для обязания ответчика повторно рассмотреть заявление истца о назначении и предоставлении указанной выплаты.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 13 марта 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Путненко Марианны Михайловны к УСЗН ЮЗАО г. Москвы о признании незаконным решения, признании права на ежемесячную компенсационную выплату, обязании назначить ежемесячную компенсационную выплату отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.