4а-2690/2017
Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу Алиёрова К.М. на вступившие в законную силу постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 15 сентября 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 28 октября 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 15 сентября 2015 года гражданин Республики Таджикистан Алиёров К.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Московского городского суда от 28 октября 2015 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Алиёрова К.М. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Алиёров К.М. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что миграционная карта была передана им для продления срока регистрации по месту пребывания.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 15 сентября 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 28 октября 2015 года подлежащими отмене по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, 14 сентября 2015 года старшим инспектором отделения АП ОУФМС России по г. Москве в ЦАО в отношении гражданина Республики Таджикистан Алиёров К.М. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с данным протоколом 14 сентября 2015 года в 16 часов 00 минут по адресу: г. Москва, Слесарный пер., д. 5, был выявлен гражданин Республики Таджикистан Алиёров К.М., который в нарушение ст.ст. 2, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не имел при себе документов, подтверждающих законность его нахождения на территории Российской Федерации, а именно: миграционной карты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Алиёрова К.М. к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Приходя к выводу о наличии в действиях Алиёрова К.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, судья районного суда сослался на протокол об административном правонарушении, рапорт старшего инспектора отделения АП ОУФМС России по г. Москве в ЦАО; письменные объяснения Алиёрова К.М.; информацию из АС ЦБДУИГ.
Вместе с тем при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела в районном суде Алиёров К.М. вину в совершении вмененного правонарушения отрицал, последовательно указывал на то, что миграционная карта была передана им для продления срока регистрации по месту пребывания.
Указанный довод отвергнут судьей районного суда как не имеющий правового значения для настоящего дела со ссылкой на то, что на момент проверки у Алиёрова К.М. отсутствовал документ, подтверждающий его право на пребывание на территории Российской Федерации (миграционная карта), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья Московского городского суда также пришел к выводу о наличии в действиях Алиёрова К.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
С таким выводом судебных инстанций нельзя согласиться.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, к числу документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, относятся миграционная карта и патент.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ миграционной картой признается документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Патентом является документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года. N 115-ФЗ, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 названного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики Таджикистан Алиёров К.М. прибыл на территорию Российской Федерации 16 февраля 2015 года, ему выдана миграционная карта серия * N ***** (л.д. 8).
В соответствии со ст. 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту.
Пунктом 2 Правил использования миграционной карты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 413 "О миграционной карте" (далее - Правила), установлено, что миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.
Иностранный гражданин предъявляет миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию (пункт 7 Правил).
Согласно пунктам 8, 10 Правил для регистрации по месту пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин предъявляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, вместе с документами, необходимыми для регистрации, миграционную карту с отметкой о въезде в Российскую Федерацию. На основании представленных документов соответствующий орган исполнительной власти проставляет в миграционной карте отметку о регистрации иностранного гражданина по месту его пребывания.
Как усматривается из копий документов, имеющихся в материалах дела и приложенных заявителем к настоящей жалобе, 25 февраля 2015 года Алиёров К.М. был поставлен на миграционный учет до 17 мая 2015 года и в дальнейшем неоднократно продлевал миграционный учет по месту пребывания, а именно: 25 мая 2015 года на срок до 30 августа 2015 года, 04 сентября 2015 года - до 30 ноября 2015 года (л.д. 24-26). 12 апреля 2015 года в Отделе внешней трудовой миграции УФМС России по г. Москве Алиёрову К.М. был выдан патент ***** на осуществление трудовой деятельности (л.д. 23).
В силу пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.
Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Уплата Алиёровым К.М. налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа подтверждается квитанциями (л.д. 27-29).
В материалах дела имеются сведения о проверке гражданина Республики Таджикистан Алиёрова К.М. по учетам базы данных ЦБДУИГ и Территория, подтверждающие указанные обстоятельства (л.д. 8-9).
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении 14 сентября 2015 года Алиёров К.М. законно находился на территории Российской Федерации, поскольку срок его временного пребывания на территории Российской Федерации, установленный п. 1 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан, не истек.
При этом в материалах дела имеется миграционная карта Алиёрова К.М. от 16 февраля 2015 года серия * N ***** с отметкой ОУФМС по г. Москве в СВАО от 04 сентября 2015 года о продлении срока пребывания до 30 ноября 2015 года (л.д. 22). Дата выдачи, серия и номер миграционной карты Алиёрова К.М. полностью совпадают с данными миграционной карты, выданной ему при въезде на территорию Российской Федерации 16 февраля 2015 года (л.д. 8). Оригинал данной карты приложен заявителем к настоящей жалобе.
Следовательно, 14 сентября 2015 года у Алиёрова К.М. имелись действительная миграционная карта и патент с уплаченным фиксированным авансовым платежом, подтверждающие его право на временное пребывание на территории Российской Федерации.
Суждение судебных инстанций о наличии в рассматриваемом случае события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, сделано без учета приведенных выше положений Закона о правовом положении иностранных граждан, международных договоров и не основано на фактических обстоятельствах дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 15 сентября 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 28 октября 2015 года подлежат отмене, производство по делу прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Алиёрова К.М. удовлетворить.
Постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 15 сентября 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 28 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Алиёрова К.М.- отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.