Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
при секретаре Уголковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-475/2017 по административному исковому заявлению региональной общественной организации "Объединение московских скульпторов" к Правительству Москвы о признании недействующими пункта 1891 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", пункта 6724 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", пунктов 6703, 6704, 6714, 6715, 6716, 6717, 6718, 6719 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП,
установил:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, 02.12.2014.
Под пунктом 1891 Приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1120, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Под пунктом 6724 Приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено вышеуказанное здание.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год.
Указанное постановление опубликовано на официальный сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2016, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, 30.12.2016 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 3, 30.12.2016 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 4, 30.12.2016 (приложение 1 (окончание), приложение 2).
В приложении 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" под пунктом 6703 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1028, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 18; под пунктом 6704 - нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1029, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 19; под пунктом 6714 - нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1119, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 2; под пунктом 6715 - нежилое здание, с кадастровым номером 77:02:0011003:1120, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 2; под пунктом 6716 - нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1121, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 5; под пунктом 6717 - нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1122, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 6; под пунктом 6718 - нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1123, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 7; под пунктом 6719 нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1124, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 15.
Региональная общественная организация "Объединение московских скульпторов", являясь собственником указанных объектов недвижимости, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании указанных пунктов недействующими, ссылаясь на то, что включение этих зданий в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", нарушает права и законные интересы истца в сфере экономической деятельности, незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере, поскольку здания не обладают признаками административно-делового и торгового центра, не предназначены и не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Представитель административного истца по доверенности Арапов Н.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы доверенности Борисова К.И. возражала против удовлетворения иска, указала на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержала представленный в материалы дела отзыв на заявление, просила обратить внимание суда на то, что на момент принятия оспариваемого постановления земельный участок имел вид разрешенного использования - 1.2.5 "объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными группами товаров".
Представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы Лисицкий Д.И. просил отказать в удовлетворении иска, поддержал позицию Правительства Москвы.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из нижеследующего.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом. Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
Следовательно, Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта. Полномочия Правительства Москвы в принятии оспариваемого постановления сторонами не оспаривалось.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемые постановления подписаны Мэром Москвы, опубликованы в официальных источниках.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в налоговом периоде 2015, 2016 годов определялась в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на 1 января 2017 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
Системный анализ этих положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
Судом установлено и следует из материалов дела, что под пунктом 1891 Приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" постановления N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1120, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, под пунктом 6724 которого включено вышеуказанное здание.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год.
В приложении 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" под пунктом 6703 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1028, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 18; под пунктом 6704 - нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1029, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 19; под пунктом 6714 - нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1119, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 2; под пунктом 6715 - нежилое здание, с кадастровым номером 77:02:0011003:1120, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 2; под пунктом 6716 - нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1121, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 5; под пунктом 6717 - нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1122, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 6; под пунктом 6718 - нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1123, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 7; под пунктом 6719 нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0011003:1124, расположенное по адресу: г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 15.
Указанные здания принадлежат административному истцу на праве собственности, что подтверждается представленными свидетельствами о регистрации права (т. 1 л.д. 38-43).
Согласно пояснениям представителя Правительства Москвы рассматриваемые объекты недвижимости включены в Перечень в соответствии с положениями пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из вида разрешенного использования земельного участка "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (1.2.5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки установлен в постановлении Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве". Пунктом 3.2 указанного постановления предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Методическими указаниями определено 17 видов разрешенного использования, в том числе:
земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (п.1.2.3);
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9);
земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (п. 1.2.10).
Из системного анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Методических указаний следует, что виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости из изложенных выше, соответствуют 1.2.5 и 1.2.7 видам разрешенного использования земельных участков.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 9541 от 09.07.2014 земельному участку с кадастровым номером 77:02:0011003:24 установлены виды разрешенного использования:
1.1. Объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными группами (1.2.5);
1.2. Объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств (1.2.9);
1.3. Объекты размещения складских предприятий (1.2.9);
1.4. Участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9).
Региональная общественная организация "Объединение московских скульпторов" в октябре 2015 года (т. 3 л.д. 178), декабре 2015 года (т. 3 л.д. 210) обращалась в Департамент городского имущества с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка 1.2.5, установленного распоряжением N 9541 от 09.07.2014, в удовлетворении которых административному истцу было отказано. Считая незаконными отказы, Региональная общественная организация "Объединение московских скульпторов" указанные отказы обжаловала в судебном порядке.
Решениями, вступившими в законную силу (решение Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2016 по делу N 40-640/16-37-2 (т. 3 л.д. 188), решение Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2016 по делу N А40-44054/2016 (т. 3 л.д. 220) установлено, что распоряжением от 09.07.2014 N 9541 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0011003:24" Департамент городского имущества города Москвы в одностороннем порядке, без учета фактического использования названного земельного участка, изменил вид разрешенного использования земельного участка, добавив вид разрешенного использования "объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными группами товаров" (1.2.5.), который Общественной организацией не осуществляется и никогда не осуществлялся, в том числе и с момента принятия Департаментом городского имущества города Москвы распоряжения от 09.07.2014 N 9541.
Разрешая требования, суды установили, что спорный земельный участок до принятия оспариваемого распоряжения состоял на государственном кадастровом учете с разрешенным использованием - для эксплуатации административно-производственных и складских зданий (1.2.9) и использовался в соответствии с его назначением, и при отсутствии доказательств изменения целевого назначения зданий и сооружений, находящихся на земельном участке, пришли к выводу о неправомерности действий Департаментом городского имущества города Москвы.
До принятия распоряжения Департаментом городского имущества города Москвы от 09.07.2014 N 9541 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0011003:24" такой вид разрешенного использования как розничная торговля продовольственными группами товаров (1.2.5) к указанному земельному участку не применялся.
В решении от 21.10.2016 по делу N А40-44054/2016, вступившим в законную силу, суд, установив фактический вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0011003:24, указал на отсутствие торговой деятельности в принадлежащих на праве собственности РОО "Объединение московских скульпторов" зданиях, сославшись, что данные обстоятельства также подтверждаются письмом компетентного органа - Госинспекции по недвижимости от 10.06.2015 г. N 22-06-16174 (т. 1 л.д. 46).
Фактически на земельном участке осуществляется деятельность, которая соответствует виду разрешенного использования земельного участка, установленному Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ от 15.02.2007 г. N 39: 1.2.9 "земельные участки, предназначенные для размещения производственных административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"; 1.2.17 "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Учитывая, что изменение вида разрешенного использования земельного участка (распоряжением от 09.07.2014 N 9541) произведено при отсутствии на то правовых и фактических оснований, Арбитражный суд города Москвы, решением от 21.10.2016 N А40-44054/2016, обязал Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенное нарушение прав административного истца, исключив из видов разрешенного использования участка с кадастровым номером 77:02:0011003:24 вид разрешенного использования 1.2.5 в классификации приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" - "объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными группами товаров", добавив вид разрешенного использования - "объекты размещения ветеринарных лабораторий, ветеринарных центров, участковых ветеринарных лечебниц, ветеринарных участков, клиник без содержания животных" (1.2.17).
Таким образом, вышеприведенными решениями судов установлено, что изменение Департаментом указанным распоряжением вида разрешенного использования земельного участка произведено при отсутствии на то правовых и фактических оснований.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 15560 от 31 мая 2017 года в соответствии с решениями Арбитражного суда города Москвы от 1 июня 2016 года по делу N А40-640/16-37-2 и от 21 октября 2016 года по делу А40-44054/16-17-376, установлены виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0011003:24 - 1.2.9; 1.2.17.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения.
С учетом того, что на момент рассмотрения данного дела установление Департаментом городского имущества города Москвы вида разрешенного использования земельного участка 77:02:0011003:24 - 1.2.5 "объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными группами товаров" упомянутыми решениями судов признано незаконным, суд приходит к выводу, что вышеуказанные здания, принадлежащие административному истцу на праве собственности, не соответствуют установленным критериям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций" для их отнесения к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости (по виду разрешенного использования земельного участка), следовательно, оспариваемые пункты Перечней не соответствуют требованиям налогового законодательства, имеющего большую юридическую силу и подлежат признанию недействующими.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Оспариваемые положения затрагивают права региональной общественной организации "Объединение московских скульпторов, регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2015, 2016, 2017 годы.
Поскольку пункт 1891 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утратил силу в соответствии с п. 1.2 постановления Правительства Москвы от 26.11.2015 N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", в связи с принятием новой редакции всего Перечня, суд считает, что этот пункт подлежит признанию недействующим с момента его принятия, то есть с января 2015 года.
Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", которым Перечень изложен в новой редакции, включивший оспариваемые пункты, вступило в силу с 1 января 2016 года.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункт 6724 Перечня подлежат признанию недействующим с 1 января 2016 года.
Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", которым Перечень изложен в новой редакции, включивший оспариваемые пункты 6703, 6704, 6714, 6715, 6716, 6717, 6718, 6719, вступило в силу с 1 января 2017 года.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца указанные пункты приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП подлежит признанию недействующим с 1 января 2017 года.
Доводы административного ответчика о том, что на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов сведения о виде разрешенного использования земельного участка являлись актуальными и действительными, не имеют правого значения, поскольку вступившими в законную силу решениями судов, установление вида разрешенного использования земельного участка - 1.2.5 "объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными группами товаров" является незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление региональной общественной организации "Объединение московских скульпторов" к Правительству Москвы удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2015 года пункт 1891 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", с 1 января 2016 года пункт 6724 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", с 1 января 2017 года пункты 6703, 6704, 6714, 6715, 6716, 6717, 6718, 6719 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу региональной общественной организации "Объединение московских скульпторов" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья |
Т.Д. Михалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.