Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
при секретаре Уголковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-641/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АСТЕЛИЯ" к Правительству Москвы о признании недействующими пункта 4368 постановления Правительства Москвы N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
установил:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67, 02.12.2014.
В налоговом периоде 2015 года постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года действовало в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 года N 153-ПП, от 29 апреля 2015 года N 254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 года N 466-ПП, от 27 октября 2015 года N 705-ПП и от 15 декабря 2015 года N 874-ПП.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Под пунктом 4368 названного Перечня включено здание с кадастровым номером 77:07:0005008:1090 общей площадью 2 921,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Тучковская, д. 11, корп. 2.
Общество с ограниченной ответственностью "Астелия" обратилось в Московский городской суд к Правительству Москвы с требованием о признании недействующим пункта 4368 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", ссылаясь на то, что является собственником указанного выше здания, не обладающего признаками, предусмотренными в пунктах 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 и статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Неправомерное включение здания в указанный Перечень возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Астелия" Останина О.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что в налоговом периоде 2016 года здание исключено из перечня объектов недвижимости налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости в результате проведения повторных проверочных мероприятий Государственной инспекции по недвижимости по Москве. В настоящее время здание по адресу: г. Москва, ул. Тучковская, д. 11, корп. 2 планируется использовать под размещение гостиницы.
Представитель Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Борисова К.И. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что постановление принято в рамках полномочий Правительства Москвы в соответствии с действующим законодательством. Суду пояснила, что основанием включения рассматриваемого здания в оспариваемый Перечень, послужил акт обследования фактического использования здания (сооружения), составленный Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 2014 году. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не учитывался.
Суд, выслушав представителей сторон, прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" Постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67 02 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы". Изменения внесены постановлениями Правительства Москвы от 31 марта 2015 года N 153-ПП, от 29 апреля 2015 года N 254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 года N 466-ПП, от 27 октября 2015 года N 705-ПП и от 15 декабря 2015 года N 874-ПП.
Как того требует пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт был размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На территории города Москвы в налоговом периоде 2015 года в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определялась в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ этих положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1. Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
Судом установлено и следует из материалов дела, что под пунктом 4368 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание общей площадью 2 921,2 кв.м с кадастровым номером 77:07:0005008:1090, расположенное по адресу: город Москва, ул. Тучковская, д. 11, корп. 2, принадлежащее административному истцу на праве собственности (л.д. 44).
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, "эксплуатация административного здания и под благоустройство".
В соответствии с пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения", пунктом 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N 184-ПП, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности, в том числе и по отнесению объектов недвижимости к определенной группе вида использования, является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Определение понятия "офис", используемого для целей осуществления органами исполнительной власти города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, приводится в подпункте 4 пункта 1.4 Порядка. При буквальном толковании названной нормы в редакции, действовавшей на дату проведения сотрудниками Госинспекции обследования принадлежащего Обществу здания, следует, что здание или его часть является офисом в случае его одновременного соответствия всем условиям, содержащимся в названном пункте Порядка. Так, офис должен быть оборудован стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи, использоваться для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не использоваться непосредственно для производства товаров.
В соответствии с пунктом 3.9 постановления Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП в случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения собственник объекта нежилого фонда вправе обратиться в течение 30 календарных дней с момента размещения информации о результатах проведения мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения на официальном сайте Госинспекции (пункт 3.7 настоящего Порядка) в Департамент экономической политики и развития города Москвы, который обеспечивает рассмотрение соответствующего вопроса на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Таким образом, отнесение нежилого здания и расположенных в нем нежилых помещений к определенной группе использования для целей налогообложения отнесено к компетенции Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости, Положение о работе которой, утверждено постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 года.
Здание по адресу город Москва, ул. Тучковская, д. 11, корп. 2 включено в Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из критерия фактического использования и на основании акта обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от 23.10.2014 N 9074321, составленного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, согласно которого 100% общей площади здания фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (л.д. 91-126).
Из указанного акта следует, что сотрудники Госинспекции здание и помещения в нем не осматривали, вывод о фактическом использовании здания основан исключительно на визуальном осмотре внешнего вида здания.
При этом, в нарушение требований пункта 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий, в акте обследования здания не указано выявленных признаков размещения в нем офисов, расчет определения долей фактического использования помещений в акте отсутствует. Имеющиеся фотографии, приложенные к акту обследования, не свидетельствуют об использовании более 20 процентов площади указанного здания под размещение офисов.
Указанное здание согласно пояснениям представителя административного истца в рассматриваемом периоде не использовалось, поскольку в здании проходил ремонт, что объективно подтверждается представленным договором подряда N 01/12-14 от 15 декабря 2014 года, заключенным между административным истцом и ООО "РУСИНТЭК", а также Актом N9000009/2ОФИ о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения от 20 апреля 2016 года, составленном Госинспекцией по недвижимости на основании обследования с допуском в здание, проведенного в соответствии с п. 3.9 Порядка определения вида фактического использования зданий, из которого следует, что здание по адресу г. Москва, ул. Тучковская, д. 11, корп. 2, фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствуют доказательства, свидетельствующие об использовании указанного выше здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Выводы Государственной инспекции по недвижимости, изложенные в акте 2016 года о том, что здание не используется под размещение офисов представителем административного ответчика не опровергнуты, а ссылки на сведения из интернета и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, указывающие, по мнению представителя Правительства Москвы, на использование здания в офисных целях сторонними организациями, сами по себе не доказывают то обстоятельство, что размер используемых под офисы помещений, превышает 20% от общей площади вышеуказанного здания, доказательства, подтверждающие заключение со сторонними организациями договоров аренды не представлены.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что включенное в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости на 2015 год, рассматриваемое здание не отвечает признакам, предусмотренным положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1. Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", соответственно указанный пункт подлежит признанию недействующим.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Оспариваемые положения затрагивают права административного истца, регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2015 год.
Поскольку пункт 4368 Перечня утратил силу в соответствии с п. 1.2 постановления Правительства Москвы от 26.11.2015 N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", в связи с принятием новой редакции всего Перечня, суд считает, что этот пункт подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с Правительства Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Астелия" 4 500 рублей расходы по уплате государственной пошлины при подачи иска в суд.
Руководствуясь положениями статьями 111, 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "АСТЕЛИЯ" к Правительству Москвы удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия пункт 4368 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 года N 153-ПП, от 29 апреля 2015 года N 254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 года N 466-ПП, от 27 октября 2015 года N 705-ПП и от 15 декабря 2015 года N 874-ПП).
Взыскать с Правительства Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью "АСТЕЛИЯ" расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** руб.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленных срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья |
Т.Д. Михалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.