Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Васякина А.Н., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Еремеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Советского района г. Орска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Орские прицепы", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Закрытому акционерному обществу "Сармат", Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и гражданской обороне,
по апелляционному представлению прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 февраля 2016 года,
установила:
Прокурор Советского района г. Орска, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным выше иском к ООО "Орские прицепы", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (управление Росимущества) и с учетом частичного отказа от исковых требований, принятого судом определением от 26 февраля 2016 года, просил суд возложить на ООО "Орские прицепы", как арендатора недвижимого имущества, расположенного по адресу (адрес) принадлежащего ЗАО "САРМАТ", в срок до (дата) устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и гражданской обороне в корпусах N *** и N *** кроме объектов гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности, а на управление Росимущества возложить обязанность в тот же срок устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны - убежища N *** (противорадиационного укрытия), расположенного в корпусе N ***.
Решением Советского районного суда г. Орска от 26 февраля 2016 года требования прокурора Советского района г. Орска удовлетворены частично, на ответчика ООО "Орские прицепы" возложена обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности и гражданской обороне в корпусах N *** и N ***, расположенных по адресу: (адрес), кроме объектов гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности. В удовлетворении остальных требований, в т.ч. к управлению Росимущества, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 8 июня 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 года по кассационному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Коржинека Л.Г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 8 июня 2016 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В суд апелляционной инстанции не явились представителя ООО "Орские прицепы", ЗАО "Сармат", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения представителя заявителя - прокурора Оренбургской областной прокуратуры Губаревой О.А., представителей Территориального управления Росимущества в Оренбургской области Ж. А.А., С. Ю.В., действующих на основании доверенностей, представителя ответчика ГУ ГО МЧС России по Оренбургской области Ш. Д.С., действующей на основании доверенности, изучив материалы дела, обсудив доводы представления прокурора, возражений управления Росимущества, судебная коллегия находит представление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Поскольку в апелляционном представлении прокурора Советского района г. Орска решение суда первой инстанции оспаривается только в части отказа в удовлетворении заявления прокурора о возложении обязанности на управление Росимущества в Оренбургской области устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны- убежища N *** (противорадиационного укрытия), в остальной части решение не является предметом проверки в апелляционном порядке.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Такие нарушения были допущены судом первой и инстанции при разрешении спора по требованиям прокурора к управлению Росимущества в Оренбургской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в убежище N ***, расположенном по адресу: (адрес).
В соответствии со ст.ст. 1,2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" регламентировано, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Объекты в виде защитных сооружений гражданской обороны в Приложениях 1-3 указанного Постановления прямо не указаны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 359 утверждено Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, п.2 которого предусмотрено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся встроенные убежища гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. Данный договор заключается между предприятием (организацией), представителем Госкомимущества (территориального агентства Госкомимущества России), и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли. Договор согласовывается с начальником штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и должен содержать обязанность по сохранению защитных сооружений, принятию мер по поддержанию их к постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от (дата) ЗАО "САРМАТ" является собственником *** этажного нежилого здания бытового корпуса N *** с пешеходной галереей, литер *** общей площадью *** кв.м. (основная ***, вспомогательная *** кв.м.) на основании акта N *** от (дата) приема-передачи недвижимого имущества, принадлежащего ОАО "Орский завод тракторных прицепов-САРМАТ", вносимого в оплату уставного капитала ЗАО "САРМАТ".
Согласно договора аренды недвижимости, заключенного (дата) между ЗАО "САРМАТ"(Арендодатель) и ООО "Орские прицепы" (Арендатор), последнему передано во временное владение и пользование недвижимое имущество, расположенное по адресу: г(адрес), срок действия договора до (дата), в т.ч. бытовой корпус N *** который используется арендатором под складское помещение.
Предметом договора аренды убежище N ***, расположенное в подвальном помещении бытового корпуса N ***, не является.
В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от (дата) правообладателем убежища N *** общей площадью *** кв.м. является Российская Федерация.
Из технического паспорта в отношении убежища N *** (противорадиационного укрытия) следует, что оно построено в *** году.
В ходе проверки, проведенной (дата) прокуратурой Советского района г. Орска с участием ОНД по г. Орску Управления МЧС по Оренбургской области, установлено, что защитное сооружение гражданской обороны - убежище N *** (противорадиационное укрытие), находящееся по адресу: (адрес), содержится с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны: в помещении убежища N *** произведен демонтаж оборудования- электрических двигателей системы вентиляции, инженерно-технического и специального оборудования, неисправны средства связи и оповещения, вспомогательные помещения и санузлы не закрыты и не опечатаны, не проводится окраска и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения, не производится проверка убежища на герметичность, отсутствуют контрольно-измерительные приборы для замера подпора воздуха и других параметров, фильтр гермоклапана закрашен и находится в неисправном состоянии.
Разрешая спор, суд, установив вышеуказанные обстоятельства и руководствуясь положениями приведенных выше нормативных актов, пришел к правильному выводу о том, что убежище N *** (противорадиационное укрытие) является объектом гражданской обороны, находится в федеральной собственности и в отношении него не соблюдаются правила эксплуатации и содержания защитного сооружения. Вместе с тем в удовлетворении требований прокурора к управлению Росимущества суд отказал, поскольку исходил из того, что на указанного ответчика в пределах его полномочий не может быть возложена обязанность по содержанию спорного объекта гражданской обороны, такая обязанность возлагается на предприятие, эксплуатирующее объект гражданской обороны по договору между предприятием и собственником такого объекта, согласованному с территориальным подразделением МЧС России, который по данному объекту не заключался.
Между тем, с выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, а доводы апелляционного представления прокурора заслуживают внимания судебной коллегии.
В соответствии со ст. 7 Закона о гражданской обороне предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Согласно приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и п.15 постановления объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности, управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведение текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества полностью или частично на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 "О Федеральной агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из п.1 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года N 278, следует, что территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с п.4 указанного положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с этим положением.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Установив, что спорный объект - защитное сооружение гражданской обороны - убежище N *** (противорадиационное укрытие) - управлением Росимущества не передано ЗАО "САРМАТ" либо ООО "Орские прицепы" в составе бытового корпуса N *** или иному предприятию в установленном порядке в пользование, и в отношении убежища не соблюдаются правила эксплуатации и содержания защитного сооружения, суд пришел к ошибочным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения иска прокурора к управлению Росимущества как в части признания незаконным бездействия данного ответчика по управлению защитным сооружением гражданской обороны, так и в части возложения обязанности устранить указанные нарушения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления прокурора Советского района г. Орска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Управлению Росимущества в полном объеме, без указания на срок исполнения ответчиком возложенных судом обязанностей.
Доводы возражений Управления Росимущества на представление прокурора в части отсутствия незаконного бездействия в отношении спорного объекта не могут быть признаны состоятельными, поскольку направление 21.05.2012 года в адрес ООО "МО Сармат" проекта договора о правах и обязанностях в отношении спорных объектов ГО для подписания и согласования с ГУ МЧС России по Оренбургской области и его неакцептование до 2017 года, не опровергают установленного факта бездействия собственника федерального имущества в лице территориального управления Росимущества в Оренбургской области в части соблюдения правил эксплуатации объекта гражданской обороны.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Советского районного суда г. Орска от 26 февраля 2016 года отменить в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Советского района г. Орска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Росимущества в Оренбургской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании незаконным бездействия и устранении нарушения законодательства о гражданской обороне.
Принять новое решение, которым заявление прокурора Советского района г. Орска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Росимущества в Оренбургской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - убежища N ***, расположенного по адресу: г(адрес) в бытовом корпусе N ***.
Возложить обязанность на Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в убежище N ***, расположенном по адресу: (адрес) бытовой корпус N ***: в помещениях убежища осуществить монтаж оборудования электрических двигателей систем вентиляции; привести в исправное техническое состояние инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы; провести окраску и ремонт помещений, оборудование систем жизнеобеспечения; произвести проверку убежища на герметичность; осуществить монтаж контрольно-измерительных приборов для замера подпора воздуха и других параметров; привести в исправное техническое состояние фильтр гермоклапана, устранить его закрашивание.
В остальной части решение этого же суда оставить без изменения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.