Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 16 августа 2017 г. по делу N 33а-1151/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А.,
судей Санникова А.Б., Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 16 мая 2017 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований командира войсковой части N капитана Борисова Руслана Александровича о признании незаконным акта встречной проверки 3 отдела (проверок) Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по "адрес" военному округу) (далее - 3 отдел управления финансового контроля).
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения истца и его представителя - Николаевой А.В. в обоснование доводов жалобы, представителя начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по "адрес" военному округу) и начальника 3 отдела управления финансового контроля - Гольева С.Е., возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Борисов Р.А. проходит военную службу в должности командира войсковой части N.
В период с 28 ноября по 11 декабря 2016 года в войсковой части N проведена встречная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности войсковой части N, по результатам которой составлен акт от 12 декабря 2016 года N 39/3.
В выводах указанного акта указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсковых частях N и N, заступавшим в суточный наряд по войсковой части N, на основании приказов командиров указанных воинских частей, в нарушение примечания 1 нормы N 7 Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время (далее - Руководство), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 888, вместо положенного котлового довольствия в 2013-2016 годах выдавались индивидуальные рационы питания, что привело к удорожанию нормы довольствия на общую сумму 1629154 рубля 92 копейки.
Командир войсковой части N обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным указанный акт, в части финансовых нарушений по продовольственному обеспечению в размере 1629154 рубля 92 копейки, и обязать начальника 3 отдела управления финансового контроля исключить из него указание об этих нарушениях.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить.
В обоснование автор жалобы ссылается на то, что в примечании 1 нормы 7 Руководства указано, что военнослужащие имеют право на питание по нормам общевойсковых пайков в случаях, когда приготовление горячей пищи по этим нормам не представляется возможным, что и было выполнено командованием войсковой части N. Судом не дана оценка государственному контракту N 241211/1/1/ПП от 24 декабря 2011 года на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2012-2014 годах (далее - государственный контракт), в котором установлен порядок организации горячим питанием в войсковых частях N, N и N только для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. При этом вывод суда о возможности организации военнослужащих по контракту пищей по нормам является необоснованным.
Рассмотрев материалы дела, содержание решения гарнизонного военного суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), в частности в форме организации питания по месту военной службы, месту прохождения военных сборов - для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 946 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время" утверждены нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время. Министерству обороны Российской Федерации указано устанавливать по согласованию с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации рационы питания, рационы выживания, аварийные рационы, бортовые и сухие пайки, комплекты аварийного запаса для обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также порядок продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц, порядок организации их питания в стационарных условиях, в том числе с привлечением предприятий общественного питания, и в полевых условиях.
Порядок продовольственного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации установлен вышеназванным Руководством, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 888.
В приложении N 3 Руководства указаны нормы рационов питания.
Примечаниями 1 и 2 к норме N 7 (индивидуальный рацион питания) приложения N 3 Руководства установлено, что по данной норме необходимо обеспечивать военнослужащих, имеющих право на питание по нормам общевойскового, морского, кадетского пайков, в случаях, когда приготовление горячей пищи по этим нормам не представляется возможным (в полевых условиях, на учениях, маневрах, полигонах, в учебных центрах и лагерях, подразделениях, действующих в отрыве от пункта дислокации воинской части, в районах стихийных бедствий и катастроф, в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, в миротворческих операциях); военнослужащих, проходящих подготовку в специальных центрах выживания (в том числе инструкторов по выживанию), в период практических занятий по выживанию. Непрерывное питание личного состава по данному рациону не должно превышать 7 суток.
Как видно из материалов дела, на основании приказов командира войсковой части N военнослужащим, заступавшим на боевое дежурство в центре управления войсковой части N в 2013 году, третьем и четвертом кварталах 2015 года и за 11 месяцев 2016 года, надлежало выдать индивидуальные рационы питания. Командиру войсковой части N указано оформить выдачу установленным порядком.
В приказах командира войсковой части N указано, что военнослужащим, заступающим на боевое дежурство, в 2013 году, третьем и четвертом кварталах 2015 года и за 11 месяцев 2016 года выданы индивидуальные рационы питания на основании вышеуказанных приказов командира войсковой части N.
В 2014 году, в первом и втором кварталах 2015 года индивидуальные рационы питания военнослужащим не выдавались.
Из акта встречной проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности войсковой части N от 12 декабря 2016 года N 39/3 следует, что в 2013, 2015 и 11 месяцев 2016 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсковых частях N и N, заступавшим в суточный наряд по войсковой части N, на основании приказов командиров указанных воинских частей выдавались индивидуальные рационы питания, вместо положенного котлового довольствия, что привело к финансовому нарушению по продовольственному обеспечению на сумму 1629154 рубля 92 копейки.
Согласно возражениям на названный акт от 12 декабря 2016 года, командир войсковой части N с суммой ущерба не согласен, так как невозможно организовать приготовление горячей пищи для военнослужащих, назначенных в суточный наряд или для выполнения специальных задач. Поскольку в военном городке отсутствуют условия для приготовления и приема горячей пищи, командованием было принято решение организовать питание военнослужащих, назначенных в суточный наряд или для выполнения специальных задач. Кроме того, выдача индивидуальных рационов питания осуществлялась в связи с необходимостью освежения запасов ввиду того, что истекали сроки годности.
Из справки врио начальника штаба войсковой части N от 12 мая 2017 года N 402 следует, что в соответствии с государственным контрактом питание военнослужащих войсковых частей N, N и N осуществляется в столовой на территории войсковой части N.
Довод жалобы о том, что пункт 2.8.3 названного государственного контракта позволяет военнослужащим, назначенным в состав суточного наряда (дежурства) или для выполнения специальных задач, когда невозможно организовать приготовление горячей пищи, осуществлять питание по рациону N 7 (индивидуальный рацион питания), является необоснованным, поскольку в этом же пункте указано, что такая организация предусмотрена для военнослужащих, имеющих право на получение питания по соответствующим нормам пайков согласно названному Руководству. При этом в примечании 1 к норме N 7 приложения N 3 Руководства указан исчерпывающий перечень случаев, влекущих право военнослужащих на выдачу индивидуальных рационов питания. Несение дежурства в штабе войсковой части 99608 к указанным случаям не относится.
Довод жалобы о невозможности организации горячего питания военнослужащих войсковых частей N, N и N, проходящих военную службу по контракту, является необоснованным, поскольку в соответствии с государственным контрактом питание военнослужащих этих воинских частей осуществляется в столовой на территории войсковой части N.
При таких обстоятельствах гарнизонным военным судом дана правильная оценка тому, что военнослужащие войсковых частей N, N и N, получавшие индивидуальные рационы питания, заступали в суточное дежурство без отрыва от пункта постоянной дислокации воинской части, в связи с чем не исключалась возможность организовать их горячее питание на территории войсковой части N.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выявленные в ходе работы встречной проверки 3 отдела управления финансового контроля финансовые нарушения при продовольственном обеспечении военнослужащих обоснованно указанны в акте встречной проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности войсковой части N N 39/3 от 12 декабря 2016 года.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 16 мая 2017 года по административному исковому заявлению командира войсковой части N оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.