Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Белоногого А.В.
судей
Ильичёвой Е.В., Ивановой Ю.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июля 2017 года апелляционную жалобу Тольской О.Г., Шервуд А.В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 17 апреля 2017 года по административному делу N 2а-2386/2017 по административному иску Тольской О.Г., Шервуд А.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования Выборгский район Ленинградской области (далее - КУМИГ администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области) о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании совершить определённые действия,
Заслушав доклад судьи Белоногого А.В., объяснения административного истца Тольской О.Г. и представителя административных истцов Шервуд А.В. и Тольской О.Г., Лимоновой Н.В., действующей на основании доверенностей от "дата" и "дата" соответственно, настаивавших на доводах жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тольская О.Г., Шервуд А.В. обратились в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просили признать незаконным выраженный в письме от 23 июня 2016 года N ... отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования Выборгский район Ленинградской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просили обязать административного ответчика утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что вступившим в законную силу решением суда за ними признано право общей долевой собственности на земельный участок. На своё обращение в администрацию района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, они получили оспариваемый отказ, мотивированный тем, что в решении суда не установлено, что земельный участок является многоконтурным.
Административные истцы полагают, что оснований для отказа, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, не имелось.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 17 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных Шервуд А.В., Тольской О.Г. требований отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы ставят вопрос об отмене состоявшегося судебного акта и принятии нового об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Шервуд А.В., представитель административного ответчика, Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации Муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д.126-129), об отложении судебного разбирательства не просили, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что земельный участок, принадлежащий административным истцам на основании решения суда, фактически является многоконтурным, тогда как в самом судебном решении сведения о его координатах отсутствуют; из текста данного судебного акта усматривается только лишь признание за административными истцами права собственности на земельный участок без привязки его расположения на местности, что явилось основанием для отказа в иске.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу "дата" решением Выборгского городского суда Ленинградской области от "дата" по гражданскому делу N ... удовлетворены исковые требования Тольской О.Г., Шервуд А.В.:
- признан незаконным отказ администрации МО "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в бесплатном предоставлении в собственность Тольской О.Г., Шервуд А.В. земельного участка, площадью N ... га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Рощинское городское поселение", "адрес"
- за Тольской О.Г. признано право собственности на объект недвижимости - на N ... долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью N ... га, расположенный по вышеуказанному адресу;
- за Шервуд А.В. признано право собственности на объект недвижимости - на N ... доли в праве общей долевой собственности на этот же земельный участок (л.д. 32-39).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 29 июля 2013 года по гражданскому делу N 2а-4350/2013 отказано в удовлетворении заявленных Тольской О.Г., Шервуд А.В. требований, предъявленных к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, Борониной Н.Н., муниципальному образованию "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, отделу по Выборгскому району филиала Управления Росреестра по Ленинградской области, ООО "Поиск-П", о признании недействительными и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах поворотных точек границ земельного участка, признании недействительным межевого плана, восстановлении граница земельного участка (л.д.53-65).
Данным судебным актом установлено, что государственная регистрация права собственности на данный земельный участок за Тольской О.Г., Шервуд А.В. не была произведена на момент обращения в суд с иском, что не оспаривалось и в рамках настоящего дела.
Также установлено, что границы земельного участка Толькой О.Г. и Шервуд А.В. в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Земельный участок не сформирован и в государственном кадастре недвижимости не учтён, его границы в натуре путём межевания не выносились. Смежный земельный участок, площадью N ... кв.м ... предоставленный в аренду Борониной Н.И. под строительство индивидуального жилого дома, сроком на 49 лет, категория земель - земли населённых пунктов, поставлён на кадастровый учёт (кадастровый номер данного земельного участка N ... ), его границы соответствуют материалам межевания; процедура предоставления данного земельного участка соблюдена.
Письмом от 30 июля 2015 года N ... Тольская О.Г., Шервуд А.В. уведомлены о том, что границы принадлежащего им земельного участка по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, муниципальное образование "Рощинское городское поселение", "адрес", площадью N ... га, подлежат уточнению, утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не требуется (л.д.42).
Письмом от 14 сентября 2015 года N ... административным истцам сообщено, что Выборгским городским судом Ленинградской области в ранее указанном судебном акте не установлено, что земельный участок является многоконтурным; предложено обратиться в суд для получения разъяснения данного судебного решения (л.д.43).
Определением Выборгского городского суда Ленинградской области от "дата" в удовлетворении заявления Тольской О.Г., Шервуд А.В. о разъяснении решения Выборгского городского суда Ленинградской области от 29 августа 2011 года по делу N ... отказано (л.д.40-41).
Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что требования Тольской О.Г., Шервуд А.В. о разъяснении указанного судебного акта фактически сводятся к изменению его существа, что недопустимо в связи с не разрешением вопроса об установлении границ земельного участка в рамках гражданского дела N ...
Шервуд А.В., Тольская О.Г. "дата" обратились в КУМИГ администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плате соответствующей территории (л.д.27).
Письмом административного ответчика от 23 июня 2016 года N ... истцам отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в данном письме отмечено, что решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 29 августа 2011 года не установлено, что земельный участок, площадью N ... га, является многоконтурным; административным истцам разъяснено право на обращение в суд с иском об обязании КУМИГ администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане на многоконтурный участок с указанными на схеме координатами (л.д.44).
Проверяя законность данного решения, судебная коллегия исходит из того, что в соответствии со статьёй 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утверждённый в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утверждённая схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьёй 11.10 Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утверждённого проекта межевания территории с учётом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешённого использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешённым использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 6).
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершённого строительства (часть 2).
Частью 3 данной правовой нормы регламентировано, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьёй 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путём раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путём раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (часть 6).
Как следует из части 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом.
Частью 14 данной правовой нормы установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешённого использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (часть 15).
Согласно части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьёй 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утверждённому проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории.
В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утверждённым после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о её утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утверждённой схемой его расположения (часть 17).
Частью 18 данной статьи регламентировано, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учёте образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Объектами кадастрового учёта с присвоенными кадастровыми номерами являются многоконтурный земельный участок и земельные участки, входящие в его состав.
В целях государственного кадастрового учёта и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров.
В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.
В отношении многоконтурных земельных участков применимы все из ранее перечисленных способов образования земельных участков, за исключением тех способов образования земельных участков, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы).
В данном случае следует учитывать, что в соответствии со статьями 11.6 и 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков. Поэтому в результате объединения существующих земельных участков (в отношении которых осуществлён государственный кадастровый учёт), не имеющих общих границ, не может быть образован многоконтурный земельный участок.
Образуемые земельные участки (в том числе образуемые многоконтурные земельные участки) должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
При несоблюдении одного из указанных требований по соответствующему основанию, предусмотренному частью 2 или частью 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта образованного земельного участка.
В силу части 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 3 июля 2016 года) (далее - Закон о кадастре) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с частью 4 статьи 14 указанного Федерального закона кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
Многоконтурному земельному участку присваивается один кадастровый номер. В целях идентификации (в реестре объектов недвижимости и на кадастровой карте) контурам границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учёта могут присваиваться учётные номера.
В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Таким образом, площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость. Соответственно проверка соблюдения требований к предельным минимальным или максимальным размерам земельных участков осуществляется в отношении указанной суммы площадей.
Действительно, из правоустанавливающего документа (решения Выборгского городского суда Ленинградской области от 29 августа 2011 года по гражданскому делу N ... ) не представляется возможным определить границы земельного участка, на который за истцами судом было признано право собственности.
Вместе с тем, в соответствии с вышеупомянутыми нормативными предписаниями указанное обстоятельство не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории.
Из материалов настоящего дела также не представляется возможным установить, когда и в каких границах был образован принадлежащий административным истцам земельный участок.
Однако и это обстоятельство не препятствует установлению границ земельного участка, существующего, согласно объяснениям административных истцов, не позднее 1970 года, что также нашло отражение в вышеупомянутом решении Выборгского городского суда Ленинградской области от 29 августа 2011 года, путём существующих на местности более пятнадцати лет границ, и закреплённых с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Поскольку оспариваемый отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не содержит оснований, предусмотренных частью 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о его законности, в связи с чем решение суда подлежит отмене с удовлетворением административного иска.
Поскольку для решения вопроса о возможности возложения на административного ответчика обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в материалах дела нет достаточных сведений, изложенных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, в том числе отсутствует кадастровый план территории, судебная коллегия полагает, что способом восстановления нарушенного права будет являться обязание административного ответчика повторно рассмотреть заявление административных истцов об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
С учётом изложенного, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении требований административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 17 апреля 2017 года отменить.
Признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования Выборгский район Ленинградской области от 23 июня 2016 года N ... об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью N ... га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, муниципальный округ Рощинское городское поселение, "адрес", на кадастровом плане территории.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования Выборгский район Ленинградской области повторно рассмотреть заявления Тольской О.Г., Шервуд А.В. об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.