Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием представителя административного истца Таранец А.Р., представителя Администрации г. Оренбурга Коробкина И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гордей ФИО8 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Гордей Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что ей на праве собственности принадлежит 3/10 доли земельного участка с кадастровым номером N, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли по объектами торговли с размещением здания магазина литер В, общая площадь *** кв.м, адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира здание литер В, расположенного в границах участка, адрес ориентира: (адрес).
Кадастровая стоимость этого участка, установленная постановлением администрации г. Оренбурга от 29 ноября 2016 г. N 3698-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав территории муниципального образования "город Оренбург" в размере *** руб. от которой исчисляется земельный налог, значительно превышает его рыночную стоимость.
Просит суд установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка равной рыночной стоимости, в размере *** руб. на период с 01 января 2016 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца Таранец А.Р., требования административного искового заявления поддержала.
Представитель администрации г. Оренбурга Коробкин И.Д. в судебном заседании просил установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере определенном экспертом по результатам судебной экспертизы.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в письменных отзывах, просили рассмотреть дело без их участия.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующему.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности" в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В 2016 году на территории Муниципального образования "город Оренбург" проведена очередная государственная кадастровая оценка земель.
Результаты этой оценки утверждены постановлением администрации г. Оренбурга от 29 ноября 2016 года N 3698-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав территории муниципального образования "город Оренбург".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере *** рублей внесена в Единый государственный реестр недвижимости на основании приложения N 1 к вышеуказанному постановлению администрации г. Оренбурга.
Из материалов дела следует, что Гордей Н.А. является собственником 3/10 доли земельного участка с кадастровым номером N, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли по объектами торговли с размещением здания магазина литер В, общая площадь *** кв.м, адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира здание литер В, расположенного в границах участка, адрес ориентира: (адрес), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01 июля 2008 г.
Заявленное в административном иске требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в единый реестр недвижимости органом ведения реестра недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка, доля собственности в котором принадлежит административному истцу, очень значительно отличается от стоимости определенной в отчете, а также то, что в отчете, представленном административным истцом, использовались аналоги не соответствующие по площади, виду разрешенного использования и назначению земельного участка с объектом оценки, определением суда была назначена судебная оценочная экспертизы.
Согласно заключению эксперта N Э-01-07/17 от 18 июля 2017 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N на 01 января 2016 года составляет *** рублей.
Экспертное заключение N N Э-01-07/17 от 18 июля 2017 г. соответствует требованиям, предъявленным законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации требованиям относимости, допустимости и достоверности представленного доказательства.
Экспертом-оценщиком, назначенным на основании определения суда, проведено изучение рынка земельных участков, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом, что объект оценки относится к коммерческой недвижимости среднего масштаба, с учетом коэффициента вариации выборки, с учетом категории и назначения земельного участка, его площади, наличия построек, наличия инженерных коммуникаций, местоположения и наличия подъездных путей. Информация об объектах-аналогах проанализирована и приведена в расчетной таблице.
Заключение эксперта дано по всем поставленным судом вопросам, не содержит противоречий.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы, сделанные экспертом, назначенным определением суда, административным ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в результате проведения судебной экспертизы.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Учитывая указанные разъяснения рыночная стоимость установленная решением суда не может применяться ранее даты подачи административного искового заявления.
Доводы Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области о необоснованности их привлечения к участию в рассмотрении дела и ходатайство о переводе Филиала в состав заинтересованных лиц являются ошибочными.
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отнесены в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (пункт 4); выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (пункт 6).
Предусмотренные частью 3 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 статьи 3 Закона, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 Закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений Закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. Положения Закона о регистрации недвижимости применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений (часть 4 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости).
Пункты 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, также предусматривают, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
В соответствии с пунктом 1 Приказ Росреестра от 18 октября 2016 года N П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе по ведению ЕГРН.
Согласно статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Анализ вышеуказанных нормативных актов свидетельствует о том, что обязанность по исполнению решения суда возложена на ФГБУ "ФКП Росреестра", поэтому оснований для удовлетворения ходатайства о замене ответчика суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Гордей ФИО9 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли по объектами торговли с размещением здания магазина литер В, общая площадь *** кв.м, адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира здание литер В, расположенного в границах участка, адрес ориентира: (адрес). равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года в размере *** рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи административного искового заявления считать 25 мая 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Мотивированное решение суда изготовлено 16 августа 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.