Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 сентября 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Луневой С.П., Болотовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Краснослободцевой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления жилищно- коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска Журба Д.А. на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 07 июля 2017 года по делу по административному исковому заявлению Прокурора города Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Невинномысска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкиной И.В.
установила:
Заместитель прокурора города Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административном исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Невинномысска, управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, выразившегося в непринятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска.
В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой города Невинномысска проведена проверка по обращению начальника Отдела МВД России по городу Невинномысску полковника полиции Толмачева А.Ю. по вопросу отсутствия освещения дорог и улиц города Невинномысска. Проведенной проверкой исполнения должностными лицами администрации г. Невинномысска законодательства о безопасности дорожного движения в части освещения дорог и улиц города Невинномысска установлено, что на территории города Невинномысска имеются участки дорог и улиц, где в нарушение нормативным требованиям отсутствует стационарное электрическое освещение. На протяжении длительного времени отделом МВД России по г. Невинномысску, в связи с многочисленными обращениями участников дорожного движения по вопросам отсутствия освещения дорог и улиц города Невинномысска, а также в связи с совершением дорожно-транспортных происшествий, в адрес главы администрации г. Невинномысска направляются информации о необходимости приведения в соответствие с нормативными требованиями улично-дорожную сеть города Невинномысска в части обустройства искусственным освещением, строительства линий уличного освещения, однако, до настоящего времени недостатки не устранены.
На основании изложенного заместитель прокурора города Невинномысска просил суд признать незаконным бездействие администрации города Невинномысска, выразившееся в непринятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска, а именно: бульвар Мира от пересечения с улицей Краснопартизанской до спортивного комплекса "Олимп"; улица Пятигорское шоссе, от пересечения с а/д Р-217 "Кавказ" до улицы Водопроводной; улица Партизанская в районе строения N 15; улица Калинина от пересечения с улицей Гагарина до пересечения с улицей Энгельса; улица Матросова от улицы Заводской до границы с селом Ивановским Кочубеевского района (подъем в сторону с. Ивановское Кочубеевского района); улица Советская от пересечения с улицей Красноармейской до улицы Степной; объездная автомобильная дорога ЗИП-ПРП (100-101 микрорайоны). Обязать администрацию города Невинномысска в срок, не позднее 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска, а именно: бульвар Мира от пересечения с улицей Краснопартизанской до спортивного комплекса "Олимп"; улица Пятигорское шоссе, от пересечения с а/д Р-217 "Кавказ" до улицы Водопроводной; улица Партизанская в районе строения N 15; улица Калинина от пересечения с улицей Гагарина до пересечения с улицей Энгельса; улица Матросова от улицы Заводской до границы с селом Ивановским Кочубеевского района (подъем в сторону с. Ивановское Кочубеевского района); улица Советская от пересечения с улицей Красноармейской до улицы Степной; объездная автомобильная дорога ЗИП-ПРП (100-101 микрорайоны).
Первоначально административное исковое заявление было предъявлено к администрации города Невинномысска.
Определением Невинномысского городского суда от 15.06.2017 года в качестве соответчика по делу привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска.
Обжалуемым решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 07 июля 2017 года исковые требования заместителя прокурора города Невинномысска Самарина В.И. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Невинномысска, управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, выразившегося в не принятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, выразившееся в не принятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска.
Суд обязал управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска, а именно: бульвар Мира от пересечения с улицей Краснопартизанская до спортивного комплекса "Олимп"; улица Пятигорское шоссе, от пересечения с а/д Р-217 "Кавказ" до улицы Водопроводной; улица Партизанская в районе строения N 15; улица Калинина от пересечения с улицей Гагарина до пересечения с улицей Энгельса; улица Матросова от улицы Заводской до границы с селом Ивановским Кочубеевского района (подъем в сторону с. Ивановское Кочубеевского района); улица Советская от пересечения с улицей Красноармейской до улицы Степной; объездная автомобильная дорога ЗИП-ПРП (100-101 микрорайоны).
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Невинномысска Самарина В.И. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Невинномысска, выразившегося в не принятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Управления жилищно- коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска Журба Д.А. просит решение суда отменить в полном объеме и принять по делу новое решение. В обоснование доводов указывает, что принятое решение может повлечь существенное обременение бюджета города Невинномысска, который и без того является дефицитным, как отражено в основных характеристиках бюджета города.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой города Невинномысска проведена проверка по обращению начальника Отдела МВД России по городу Невинномысску по вопросу отсутствия освещения дорог и улиц города Невинномысска. Проведенной проверкой исполнения должностными лицами администрации г. Невинномысска законодательства о безопасности дорожного движения в части освещения дорог и улиц города Невинномысска установлено, что на территории города Невинномысска имеются участки дорог и улиц, где в нарушение нормативным требованиям отсутствует стационарное электрическое освещение, а именно на участках дорог и улиц: бульвар Мира от пересечения с улицей Краснопартизанской до спортивного комплекса "Олимп"; улица Пятигорское шоссе, от пересечения с а/д Р-217 "Кавказ" до улицы Водопроводной; улица Партизанская в районе строения N 15; улица Калинина от пересечения с улицей Гагарина до пересечения с улицей Энгельса; улица Матросова от улицы Заводской до границы с селом Ивановским Кочубеевского района (подъем в сторону с. Ивановское Кочубеевского района); улица Советская от пересечения с улицей Красноармейской до улицы Степной; объездная автомобильная дорога ЗИП-ПРП (100-101 микрорайоны).
Отказывая в удовлетворении требований к администрации города Невинномысска суд первой инстанции исходил из того, что администрацией города, в пределах предоставленной ей компетенции, создано управление Жилищно-коммунального хозяйства, которое согласно Положению об Управлении является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. При этом суд пришел к выводу о том, что ненадлежащее содержание дорог на территории г. Невинномысска допущено не администрацией, а фактически лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование, то есть Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска.
Однако, по мнению судебной коллегии, данный вывод нельзя признать верным, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административных исковых требований к администрации города Невинномысска в соответствии с п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктами 6, 11 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
В статье 3 Федерального закона N 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Статьи 1, 4, 5, 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативно правовых актов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 12 Федерального закона N 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в т.ч. допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов в течение всего срока службы (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (ред. от 12.10.2015) "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (вместе с "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", п. 8 ст. 3).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих Принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Кроме того, согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Исходя из пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, статьей 38 Устава муниципального образования город Невинномысск (утвержденного Решением Думы г. Невинномысска Ставропольского края от 26.09.2012 N 263-24 (ред. от 11.05.2016) "О принятии Устава муниципального образования городского округа - города Невинномысска Ставропольского края Российской Федерации") администрация города Невинномысска является - исполнительно-распорядительным органом, наделенным Уставом города полномочиями по решению вопросов местного значения города и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края.
Согласно Устава города Невинномысска, принятым решением Думы города Невинномысска Ставропольского края от 26 сентября 2016 года N 263-24, администрация города - исполнительно-распорядительный орган, наделенный Уставом города полномочиями по решению вопросов местного значения города и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и законами Ставропольского края.
Администрацией города, в пределах предоставленной ей компетенции, создано управление Жилищно-коммунального хозяйства, которое согласно Положению об Управлении является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ненадлежащее содержание дорог на территории г. Невинномысска допущено в том числе и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, в связи с чем решение в этой части является законным и обоснованным.
При этом согласно Положению об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска названное управление является лишь органом администрации г.Невинномысска, в силу пункта 10 финансирование расходов на реализацию функций Управления осуществляется за счет средств бюджета города. В связи с тем, что источником средств исполнения настоящего решения является бюджет города Невинномысска, исключение администрации города Невинномысска из числа ответчиков, является необоснованным.
Неисполнении требований федерального законодательства, нарушает права и законные интересы граждан, подвергает опасности их жизни и здоровье. Кроме того, отсутствие освещения на вышеуказанных участках дороги оказывает существенное и негативное влияние на безопасность дорожного движения, влечет совершение дорожно-транспортных происшествий с травмированием граждан и в дальнейшем может увеличить вероятность аварийных ситуаций, в связи с чем, обоснованно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии средств на исполнение решения суда судебная коллегия не может признать обоснованными, поскольку отсутствие бюджетного финансирования и дефицит бюджета не могут быть оценены как уважительные причины, поскольку безопасность участников дорожного движения не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования, а дефицит соответствующего бюджета не должен освобождать административных ответчиков от обязанности по выполнению возложенных на них законом обязанностей.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 07 июля 2017 года - в части отказа в удовлетворении административных требований заместителя о признании незаконным бездействия администрации города Невинномысска, выразившегося в не принятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска - отменить.
Принять в этой части по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования, признать незаконным бездействие администрации города Невинномысска, выразившееся в не принятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска.
Обязать администрацию города Невинномысска в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска, а именно: бульвар Мира от пересечения с улицей Краснопартизанская до спортивного комплекса "Олимп"; улица Пятигорское шоссе, от пересечения с а/д Р-217 "Кавказ" до улицы Водопроводной; улица Партизанская в районе строения N 15; улица Калинина от пересечения с улицей Гагарина до пересечения с улицей Энгельса; улица Матросова от улицы Заводской до границы с селом Ивановским Кочубеевского района (подъем в сторону с. Ивановское Кочубеевского района); улица Советская от пересечения с улицей Красноармейской до улицы Степной; объездная автомобильная дорога ЗИП-ПРП (100-101 микрорайоны).
В остальной части это же решение оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.