Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Рытиковой Т.А.,
судей Коневой Ю.А., Разуваевой А.Л.
при секретаре Солодовой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске
15
августа 2017 года административное дело по апелляционной жалобе Потапова С. В. - Королевой Н. А. на решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 10 мая 2017 г., которым административное исковое заявление Потапова С. В. удовлетворено частично, признано незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска N от 27 ноября 2015 г. в части начисления пени в размере 33359.41 руб. и предложения Потапову С. В. уплатить пени, в остальной части в удовлетворении требований административного истца отказано; административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска удовлетворено частично, взыскана с Потапова С. В., проживающего по адресу: "адрес", в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2012-2013г.г. в размере 205 605 руб., взыскана с Потапова С. В., проживающего по адресу: "адрес", государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 5256,05 руб. В остальной части в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коневой Ю.А., объяснения представителя Потапова С.В. - Королевой Н.А., представителя ИФНС России по Калининскому району г.Новосибирска Шеиной С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Потапов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска, в котором просил признать незаконными решение N 4 Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области по апелляционной жалобе Потапова С. В." от 11 марта 2016г.; решение N 09-12/18 Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27 ноября 2015 г., акт налоговой проверки N от 20 октября 2015 года Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска.
В обоснование заявленных требований указано, что в отношении Потапова С.В. была проведена налоговая проверка Инспекцией Федеральной Налоговой службы России по Калининскому району, составлен акт N Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району от 20.10.2015 г., на основании которого вынесено решение N от 27 ноября 2015 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Истцом подана жалоба, которая решением N Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области от 11 марта 2016 года оставлена без удовлетворения. Истец полагает указанные решения налоговых органов незаконными. Им приобретена на основании договора купли-продажи в собственность квартира, в связи с приобретением указанной квартиры истец подал налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2012-2013 годы, в соответствии которыми налогоплательщиком заявлен имущественный налоговый вычет.
Вместе с тем Инспекцией Налоговой службы России по Калининскому району была проведена выездная налоговая проверка, решение о проведении которой до истца не доводилось, проверка была осуществлена по месту налогового органа на основании документов, предоставленных истцом при подаче налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2012-2013 годы. Фактически налоговым органом была проведена повторная камеральная проверка по декларациям по форме 3-НДФЛ Потапова С.В. за 2012-2013 годы по приложенным к ним копиям документов, подтверждающим его право на получение имущественного налогового вычета.
Также указал, что ИФНС необоснованно относят средства целевого жилищного займа к выплатам, предоставленным из средств федерального бюджета, полагает, что средства целевого жилищного займа являются заемными средствами налогоплательщика. Средства ипотечного кредита и целевого жилищного займа, предоставленные на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита, затем потраченные на покупку квартиры, являются фактически произведенными налогоплательщиком расходами на приобретение квартиры.
Доводы ИФНС о том, что Потапов С.В. приобрел жилое помещение за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
ИФНС России по Калининскому району г.Новосибирска обратилась в суд с иском к Потапову С.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 205 605 руб. и пени в размере 33 359,41 руб.
В обоснование иска указано, что Потапов С.В. обратился в ИФНС России по Калининскому району г.Новосибирска с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2012-2013 годы, подав в Инспекцию заявление о возврате НДФЛ на сумму "данные изъяты" руб. по фактически произведенным и документально подтвержденным расходам, связанным с покупкой квартиры по адресу: "адрес" расходам на обучение образовательном учреждении. На основании решений о возврате N от 14 апреля 2014г. Потапову С.В. произведен возврат денежных средств в сумме "данные изъяты" руб. за 2012 г., в том числе за обучение "данные изъяты" руб. и в сумме "данные изъяты" руб. за 2013 г. Согласно письму ФГКУ "Росвоенипотека" от 08.09.2015 N НИС-2/1/03дсп Потапов С.В. является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Следовательно, Потаповым С.В. в нарушение п. 36 ст. 217 НК РФ неправомерно заявлена сумма имущественного налогового вычета и неправомерно возвращен налог на доходы физических лиц за 2012-2013 г.г. в общей сумме "данные изъяты"., который подлежит взысканию с начислением пени в сумме "данные изъяты". В связи с наличием недоимки по налогам налогоплательщику в соответствии со статьями 69,70 НК РФ было направлено требование от 21 марта 2016 г. N, от 18 апреля 2016 г. N. Указанные требования ответчиком не были исполнены.
Судом постановленоуказанное выше решение, с которым не согласилась представитель Потапова С.В. - Королева Н.А.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения Калининского районного суда города Новосибирска от 10 мая 2017 г. в части отказа в административных исковых требованиях Потапова С.В., в части частичного удовлетворения административных исковых требований налогового органа и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, отказе в удовлетворении исковых требований налогового органа в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что административный истец воспользовался своим правом и предоставил налоговую декларацию в ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска. У ИФНС была возможность не принять декларацию и не предоставлять налоговый вычет, но ИФНС была проведена налоговая камеральная проверка, были приняты решения о предоставлении налогового вычета и его выплате.
Апеллянт указывает на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Налогового кодекса РФ выплату недоимки по налогу должно возмещать виновное лицо - ИФНС России по Калининскому району города Новосибирска.
Считает, что ИФНС приняла правильные решения о возврате налога на доходы физических лиц. Целевой жилищный заем, предоставленный на погашение обязательств по ипотечному кредиту, не может рассматриваться в качестве расходов на приобретение квартиры, поскольку квартира уже приобретена на денежные средства, являющиеся собственностью Потапова С.В. При этом, суммы выплат на приобретение жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, являются доходами налогоплательщика и являются объектом налогообложения НДФЛ, поскольку осуществление указанных выплат не предполагает возврат полученных денежных средств. Это следует из содержания статьи 217 Налогового кодекса РФ. При оспаривании ненормативных правовых актов статья 220 Налогового кодекса РФ должна применяться во взаимосвязи со статьей 217 Налогового кодекса РФ.
Автор жалобы указывает на нарушение принципа налогового права, установленного в подпункте 9 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса РФ, а также положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
Также указывает, что согласно статьи 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, и никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. В момент вынесения решений Инспекцией ФНС России по Калининском району г. Новосибирска о предоставлении вычета, это не считалось правонарушением. В материалах дела не представлены доказательства тому, что решения ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска о предоставлении Потапову С.В. имущественного налогового вычета в связи с ошибочным пониманием и/или неверным толкованием норм Налогового кодекса РФ, были принято незаконно, что должно было бы повлечь отмену ранее вынесенных решений.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела, 3.02.2012 года между Министерством обороны Российской Федерации в лице уполномоченного лица федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и Потаповым С.В. заключен договор N целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту.
24.02.2012 года Потапов С.В. заключил с ФИО договор купли-продажи квартиры, согласно которому объект недвижимости, находящийся по адресу: "адрес", продается за "данные изъяты" руб., из которых "данные изъяты" руб. оплачивается за счет средств целевого жилищного займа, предоставленного Министерством обороны Российской Федерации; "данные изъяты" руб. за счет средств, предоставленных по кредитному договору, "данные изъяты" руб. за счет собственных денежных средств.
02.02.2012 г. между Потаповым С.В. и АКИБ "Образование" (ЗАО) заключен кредитный договор, по условиям которого возврат кредита и уплата процентов за пользование кредитом осуществляются заемщиком за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого заемщику как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в сумме "данные изъяты" кредитных средств в сумме "данные изъяты"., а также собственных средств заемщика.
В соответствии с условиями кредитного договора целевой жилищный заем предоставляется Потапову С.В. как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ.
Потапов С.В. обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г.Новосибирска за предоставлением налогового вычета.
Исходя из справок 2-НДФЛ за 2012 и 2013 годы, общая сумма дохода, подлежащая налогообложению, за 2012 год составила "данные изъяты" руб., за 2013 год - "данные изъяты" руб., суммы налога, исчисленные и удержанные в 2012 году - "данные изъяты"., в 2013 году - "данные изъяты" руб.
По результатам проведенных камеральных проверок деклараций, поданных Потаповым С.В., налоговый вычет был подтвержден, суммы переплаты НДФЛ возвращены Потапову С.В. из бюджета: за 2012 год - "данные изъяты" руб., за 2013 - "данные изъяты" руб.
В дальнейшем ИФНС России по Калининскому району города Новосибирска проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты Потаповым С.В. налога на доходы физических лиц за период 2012-2013 годов, по результатам которой 20.10.2015 года составлен акт N.
В ходе проверки установлено, что квартира, расположенная по адресу: "адрес", приобретена Потаповым С.В. за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае не предоставляется. В связи с этим, налоговый орган пришел к выводу, что Потаповым С.В. ранее был неправомерно заявлен и получен имущественный налоговый вычет на приобретение жилого помещения и, следовательно, неправомерно возвращен налог на доходы физических лиц.
Результаты выездной налоговой проверки ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска послужили основанием для принятия оспариваемого решения N от 27.11.2015 года, которым отказано в привлечении Потапова С.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, однако доначислена сумма излишне возмещенного налога на доходы физических лиц за 2012 и 2013 годы - "данные изъяты" руб., а также начислены пени в размере "данные изъяты" руб. по состоянию на 27.11.2015 г.
11.03.2016 года решением N 4 Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области апелляционная жалоба Потапова С.В. на решение налогового органа от 27.11.2015 года оставлена без удовлетворения.
Частично удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что в силу пункта 5 статьи 220 Налогового кодекса РФ в рассматриваемом деле имущественный налоговый вычет не предоставляется, в связи с чем, решение налогового органа о выявлении недоимки по НДФЛ законно и обоснованно.
С выводами суда в указанной части судебная коллегия соглашается.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В силу пунктов 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 3 пункта 1, пункту 3 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 названного Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доля (доли) в них.
В силу пункта 5 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.
Как указал Конституционный Суд в определении N 22-О от 24.01.2013 года, решая задачи по стимулированию граждан к улучшению своих жилищных условий, федеральный законодатель вместе с тем предусмотрел случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств федерального бюджета (абзац двадцать шестой подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа с уплатой процентов только при досрочном увольнении с военной службы (пункт 2 статьи 15).
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2017 г. N 9-П также указал, что под исключение, предусмотренное пунктом 5 статьи 220 Налогового кодекса РФ, попадают те расходы, которые оплачены налогоплательщиком за счет средств, полученных в виде государственной социальной поддержки на основе участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Таким образом, приобретение недвижимого имущества за счет средств целевого жилищного займа, предоставленного в рамках Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не влечет за собой возникновения права на получение имущественного налогового вычета.
Как установлено налоговым органом в рамках налоговой проверки, квартира, расположенная по адресу: "адрес", приобретена Потаповым С.В. за "данные изъяты" рублей, в том числе за счет средств целевого жилищного займа, предоставленного Министерством обороны Российской Федерации в сумме "данные изъяты" руб., кредитных средств в сумме "данные изъяты" рублей, собственных средств в размере "данные изъяты" руб.
Таким образом, Потапов С.В. приобрел квартиру за счет средств бюджета Российской Федерации и кредитных денежных средств, при этом сумма лично произведенных оплат за квартиру истцом к вычету не заявлялась. Платежи и проценты по ипотечному кредиту погашаются за счет средств бюджета Российской Федерации. Поэтому, в силу пункта 5 статьи 220 Налогового кодекса РФ, Потапов С.В. не имеет законных оснований для получения имущественного налогового вычета.
Доводы апеллянта о том, что именно действия налогового органа привели к последствиям в виде предоставления налогового вычета, и, как следствие, налоговый вычет не подлежит возврату - также обоснованно не приняты судом первой инстанции. Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24.03.2017 г. N 9-П то обстоятельство, что налогоплательщик мог добросовестно заблуждаться относительно законности основания получения имущественного налогового вычета, а налоговый орган по тем или иным причинам не опроверг правомерность заявленных им требований, не может служить основанием для невозврата задолженности перед бюджетной системой, образовавшейся в результате неправомерного предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.
Принимая во внимание вышеизложенное, ИФНС России по Калининскому району города Новосибирска по результатам налоговой проверки принято законное и обоснованное решение в части определения излишне возмещенного налога на доходы физических лиц в размере "данные изъяты" руб. Доводы апеллянта Потапова С.В. и его представителя Королевой Н.А. в указанной части подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном понимании норм действующего законодательства без учета специфики правоотношений по приобретению жилого помещения.
Доводы Потапова С.В. о том, что решения налогового органа о возврате НДФЛ вступили в силу и являются действующими, не могут быть приняты, поскольку в силу положений пункта 8 статьи 101 НК РФ, в случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указанная сумма признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета суммы налога).
Как следует из оспариваемого решения районной налоговой инспекции, а также акта налоговой проверки, справок формы 2-НДФЛ, пояснений представителя Королевой Н.А. и представленных ею доказательств суммы НДФЛ, подлежащие возврату из бюджета за 2012 и 2013 год, указанные в оспариваемом решении налогового органа и заявленные в налоговых декларациях, совпадают, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель административного истца не оспаривал размер недоимок по НДФЛ, указанный в решении налогового органа, не представлял каких-либо доказательств иного размера налогов, подлежащих возврату.
Основаны на законе и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и выводы суда о соблюдении порядка проведения выездной налоговой проверки. Доводы административного истца в указанной части, изложенные в административном иске, основаны на иной оценке представленных в дело доказательств, к чему оснований не установлено.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно части 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Учитывая право Потапова С.В. как физического лица на неприкосновенность жилища и положения пункта 5 статьи 91 Налогового кодекса РФ о том, что представители налоговых органов не могут находиться в жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц, при отсутствии такого согласия физического лица выездная налоговая проверка должна проводиться по месту нахождения налогового органа.
Материалами дела подтверждено, что при проведении проверки соблюдены права Потапова С.В., ему направлялось по надлежащему адресу решение о проведении выездной налоговой проверки, при этом согласия Потапова С.В. на проведение проверки по его месту жительства не поступало.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 8.04.2010 года N 441-О-О, от 25.01.2012 г. N 172-О-О выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Данная норма предполагает и иной вариант проведения выездной налоговой проверки: в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Однако, это не означает, что при проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа такая налоговая проверка по своим параметрам и предназначению совпадает с камеральной налоговой проверкой.
Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля.
При этом выездная налоговая проверка не является повторной по отношению к камеральной, которая нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения.
Результаты выездной налоговой проверки являются следствием анализа полученных в ходе ее проведения доказательств, порядок получения и исследование которых носят самостоятельный характер, отличный от порядка проведения камеральных налоговых проверок.
Таким образом, выездная и камеральная проверки имеют различные предметы и включают в себя различные комплексы контрольных мероприятий, являются самостоятельными и не зависящими друг от друга формами налогового контроля.
При проведении выездной налоговой проверки ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска в отношении Потапова С.В. использовались как документы, представленные налогоплательщиком ранее, так и документы (информация), поступившие в налоговый орган в рамках проведения выездной налоговой проверки.
Учитывая то, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит ограничений на одновременное проведение выездной и камеральной налоговых проверок в отношении одного и того же налога и за один и тот же период, действия ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска по проведению выездной налоговой проверки в отношении Потапова С.В. соответствуют закону. При этом, сам по себе факт наличия неотмененных решений налогового органа о предоставлении имущественного налогового вычета не может являться основанием для признания незаконным оспариваемого решения Инспекции ФНС России по Калининскому району г.Новосибирска, так как при принятии решения в результате выездной налоговой проверки установлена незаконность предоставления Потапову С.В. имущественного налогового вычета.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении N 9-П от 24.03.2017 г. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах. Так, размер налоговых обязательств налогоплательщика может быть пересмотрен в рамках выездной налоговой проверки с вынесением нового решения (статьи 89 и 101).
Судебная коллегия отклоняет довод жалобы о том, что денежные средства, переведенные на счет административного истца, с момента поступления в банк, становятся его собственностью, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, а также в случаях, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона.
При этом погашение такого займа за счет собственных средств производится военнослужащими только в исключительных случаях: досрочное увольнение с военной службы, досрочное погашение займа. В отсутствие указанных случаев целевой жилищный заем, полученный военнослужащим в порядке указанного Федерального закона, является безвозвратным. Средства федерального бюджета были предоставлены Потапову С.В. на безвозмездной основе и возврат данных средств истцом не осуществлялся.
Далее, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований в части обжалования акта выездной налоговой проверки. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 27.05.2010 года, акт выездной налоговой проверки, как следует из положений статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщиков. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд.
Таким образом, обжалование акта выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрено. Акт налоговой проверки не является ненормативным актом, поскольку не устанавливает, не изменяет, не прекращает права и обязанности налогоплательщика, а является основанием для принятия решения по результатам проведенной проверки, которое и подлежит обжалованию.
С выводами суда первой инстанции о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска от 27.11.2015 г. в части начисления пени за период с 16.04.2014 г. по 27.11.2015 г. судебная коллегия также соглашается.
Согласно материалам дела, налогоплательщиком своевременно поданы налоговые декларации, в которых он заявил о праве на налоговый вычет, указал суммы НДФЛ, подлежащие возврату из бюджета. По результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом было подтверждено право на имущественный налоговый вычет и приняты решения о возврате из бюджета НДФЛ в 2012 году и в 2013 годах. После чего, в ноябре 2015 г. по результатам проведения выездной налоговой проверки налоговая инспекция приняла решение об отсутствии оснований для возврата налога и наличии в связи с этим у налогоплательщика недоимки, начислив при этом пени за период, предшествующий принятию данного решения (с даты возврата налогоплательщику налога по решению налогового органа).
В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 24 марта 2017 г. N 9-П положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 Налогового кодекса РФ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку эти положения по своему конституционно-правовому смыслу при отсутствии в законодательстве о налогах и сборах специального регулирования порядка возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета исключают применение в отношении налогоплательщика, с которого взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, иных правовых последствий (пени), если только такое неосновательное обогащение не явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, и не иначе как в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Аналогичная позиция содержится в Письме ФНС России от 4.04.2017 г. N СА-4-7/6265 "О постановлении Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 г. N 9-П".
Материалами дела противоправность действий налогоплательщика не установлена, в связи с чем решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения ИФНС России по Калининского району г. Новосибирска N 09-12/18 от 27.11.2015 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени является законным и обоснованным.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что решение Управления ФНС России по Новосибирской области от 11.03.2016 г. не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку все возникающие для административного истца последствия связаны именно с вынесением в отношении Потапова С.В. решения Инспекцией ФНС России по Калининскому району города Новосибирска.
В соответствии с частью 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий. Данная правовая позиция изложена в пункте 75 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В рассматриваемом деле таких обстоятельств не имеется. Решение Управления ФНС по Новосибирской области не обязывает налогоплательщика совершать какие-либо действия (например, уплатить налог и пени) и не налагает на него дополнительных обязательств, следовательно, само по себе оспариваемое решение Управления ФНС по Новосибирской области не нарушает права налогоплательщика.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска ИФНС России по Калининскому району г.Новосибирска о взыскании с Потапова С.В. недоимки по налогу и отказе во взыскании пени также является законным и обоснованным.
Оспариваемым решением Инспекции ФНС России по Калининскому району г.Новосибирска N от 27.11.2015 г. признана незаконность предоставления Потапову С.В. налогового вычета и предложено уплатить в бюджет недоимку по налогу в сумме "данные изъяты"., пени в сумме "данные изъяты". В части взыскания пени судом первой инстанции сделаны верные выводы об отсутствии оснований для такого взыскания.
Поскольку решением налогового органа у налогоплательщика Потапова С.В. была установлена недоимка по налогу, в соответствии со ст. 70 Налогового кодекса РФ ему было направлено требование N по состоянию на 21.03.2016 г. и предоставлен срок для его исполнения до 08.04.2016 г.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование направлено Потапову С.В. без нарушения установленных сроков.
В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
ИФНС по Калининскому району г.Новосибирска обратилась 30.09.2016 г. к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Потапова С.В. 10.10.2016 г. судебный приказ был вынесен, определением мирового судьи 7 судебного участка Калининского судебного района г.Новосибирска от 2.11.2016 г. судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от должника.
Исковое заявление налогового органа поступило в суд 23.12.2016 г., т.е. с соблюдением шестимесячного срока для обращения в суд. Поскольку недоимка по налогу Потаповым С.В. не оплачена, указанная недоимка правомерна взыскана судебным решением. Основания для начисления и взыскания в судебном порядке недоимки по налогу подробно изложены в решении суда первой инстанции, с указанными выводами судебная коллегия соглашается.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда города Новосибирска от 10 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Потапова С. В. - Королевой Н. А. без удовлетворения.
Председательствующий Рытикова Т.А.
Судьи Разуваева А.Л.
Конева Ю.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.