Заместитель председателя Нижегородского областного суда Волосатых Е.А., рассмотрев надзорную жалобу ООО "ЖЭК N1" на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Советского судебного района города Нижнего Новгорода от 27 января 2017 года и решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, о привлечении ООО "ЖЭК N1" к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Советского судебного района города Нижнего Новгорода от 27 января 2017 года ООО "ЖЭК N1" привлечено к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2017 года постановление мирового судьи судебного участка N 2 Советского судебного района города Нижнего Новгорода от 27 января 2017 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе ООО "ЖЭК N1" просит решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2017 года отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив истребованное по надзорной жалобе дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.1 ст. 193 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета России по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 года N170 установлено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:
- паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9);
- актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
- актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
- обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади;
- актов о готовности уборочной техники и инвентаря;
- актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета России по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 года N170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
В соответствии с Правилами содержания общего имуществ в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п.42).
Невыполнение или ненадлежащее выполнение Обществом в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований образует объективную сторону правонарушения, предусмотренную ч.24 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч.24 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа начальника Нижегородского нагорного отдела (заместителя руководителя) государственной жилищной инспекции Нижегородской области - главного государственного жилищной инспекции Нижегородской области по Нижегородскому, Советскому, Приокскому районам города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГN была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам, которой было установлено, что ООО "ЖЭК N" осуществляя управление многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес" не выполнило в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ требования законного предписания N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Главным специалистом Нижегородского отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области - государственным жилищным инспектором Нижегородской области об устранении нарушений лицензионных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, а именно: не обеспечен нормативный температурный режим в жилых помещениях, так как на момент проведения проверки установлено, что температура воздуха в жилых комнатах "адрес" составляет + 15,6 градусов, что не соответствует требованиям п.15 ч.6 Приложения N Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", данные нарушения стали возможны в результате отсутствия у ООО "ЖЭК N" акта технической готовности к эксплуатации системы теплопотребления вышеуказанного дома, а также не выполнены работы по подготовке системы к приемке теплоносителя и не устранены выявленные нарушения.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ЖЭК N" составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "ЖЭК N1" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст. 19.5 КоАП РФ подтвержден совокупностью исследованных мировым судьей доказательств, дополнительно проверенных судьей районного суда, получивших оценку и анализ в соответствии с требованиями ст. ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ, правильность которых сомнений не вызывает.
Довод жалобы заявителя о том, что о том организация, ранее управляющая указанным многоквартирным домом не передала ООО "ЖЭК N1" техническую документацию, не может повлечь удовлетворения жалобы, поскольку, недостатки, свидетельствующие о несоблюдении управляющей организацией лицензионных требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, подпунктами "а", "б", "г" пункта 10, подпунктами "а", "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктами 3.4.1, 4.1.3, 4.1.7, 4.2.1.1, 4.6.1.9, 5.5.6, 5.6.2, 5.6.4, 5.7.1, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пунктами 1, 2, 3, 7, 15, 20, 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, отражены в акте проверки от N 515-04-2114-16 от 21.10.2016 года.
В рассматриваемом случае предписание было вынесено органом государственного контроля (надзора) - Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области, по итогам проведенной в отношении Общества как лицензиата внеплановой выездной проверки в рамках лицензионного контроля, в связи, с чем выяснению также подлежит наличие у Общества обязанности по проведению требуемых мероприятий.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Таким образом, бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Следовательно, при условии принятия на себя обязательств по управлению многоквартирным домом и получения от жителей в соответствии с договором управления платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, его содержанию и ремонту, соответствующее лицо обязано бы было соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, и отвечать за надлежащее содержание общего имущества.
Из материалов настоящего дела видно, что 21.07.2016 года собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: город Нижний Новгород, ул. бульвар 60-летия Октября, д.23, корп.4, на основании решения общего собрания собственников в указном многоквартирном доме было принято решение о смене управляющей организации и был заключен договор управления многоквартирным домом с вновь выбранной управляющей организацией - ООО "ЖЭК N1".
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что к моменту проведения жилищной инспекцией Нижегородской области внеплановой выездной проверки решение собственников помещений в доме о выборе ООО "ЖЭК N1" в качестве новой управляющей организации было реализовано, следовательно, ООО "ЖЭК N1", согласно договору управления перешел статус управляющей организации указного многоквартирного жилого дома, в связи с чем, ООО "ЖЭК N1" имело возможность приступить к осуществлению принятых на основании договора управления функций и, соответственно, принять необходимые меры по содержанию общего имущества дома в надлежащем состоянии.
Иные доводы жалобы заявителя, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой и второй инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных постановлений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Наказание ООО "ЖЭК N1" назначено в пределах санкции ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, с учетом требований ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Обжалуемые судебные постановления обоснованы, мотивированы и соответствуют требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену вынесенных по делу судебных актов, не имеется.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "ЖЭК N1", предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 4.5 КоАП РФ по делу не усматривается.
На основании изложенного, жалоба ООО "ЖЭК N1" удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Советского судебного района города Нижнего Новгорода от 27 января 2017 года и решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 26 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, о привлечении ООО ООО "ЖЭК N1" к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ оставить без изменения, надзорную жалобу ООО "ЖЭК N1" - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда Е.А. Волосатых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.