Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Владимировой Н.Ю., Лобовой Л.В.,
при секретаре Воропаевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю., гражданское дело по апелляционной жалобе Саболевской М.З. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Саболевской М. З. к Управлению социальной защиты ЮАО г.Москвы об установлении факта проживания в г.Москве, признании отказа в предоставлении государственной услуги по назначении региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам незаконным, признании права на социальную доплату к пенсии до величины городского социального стандарта и назначении указанной доплаты, признании решения об удержании выплаченных сумм региональной социальной доплаты незаконным, назначении доплаты до величины среднегодового прожиточного минимума пенсионера в Москве отказать.
УСТАНОВИЛА:
Соболевская М.З. обратилась с иском к УСЗН ЮАО г. Москвы об установлении факта проживания в г.Москве, признании отказа в предоставлении государственной услуги по назначении региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам незаконным, признании права на социальную доплату к пенсии до величины городского социального стандарта и назначении указанной доплаты, признании решения об удержании выплаченных сумм региональной социальной доплаты незаконным, назначении доплаты до величины среднегодового прожиточного минимума пенсионера в Москве.
В обоснование требований ссылалась на то, что с 2000г. состоит на учете в органах ПФР г.Москвы. До декабря 2015г. она получала пенсионные выплаты с учетом региональной социальной доплаты. С декабря 2015г. в выплате указанной доплаты ей было отказано в связи с ее проживанием в Московской области, что, по мнению истца, является неверным. Истец просила суд установить факт проживания в г.Москве. Также истец просила признать отказ от 27 октября 2015г. в предоставлении государственной услуги по назначению региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам незаконным, признать ее право на социальную доплату к пенсии до величины городского социального стандарта и возложить на ответчика обязанность назначить указанную доплату с 27.10.2015г., признать решение от 10.10.2016г. об удержании выплаченных сумм региональной социальной доплаты за период с 01.05.2003г. по 13.05.2014г. незаконным, возложить на ответчика обязанность назначить доплату до величины среднегодового прожиточного минимума пенсионера в Москве до 11428 руб. с 10.10.2016г., указывая, что не смотря на то, что была зарегистрирована по месту жительства в Московской области, из г.Москвы не выезжала, проживала в г.Москве.
Судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого просит истец по указанным в апелляционной жалобе доводам.
При апелляционном рассмотрении Соболевская М.З. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика УСЗН ЮАО г. Москвы Горячева И.П. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, решение оставить без изменения.
Выслушав истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Соболевской М.З. без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора допущено не было.
Судом установлено, что Соболевская М.З., являющаяся пенсионером по старости, имела инвалидность 3 группы с 23.06.2015г. по 01.07.2016г.
До декабря 2001г. Саболевская М.З., проживала в г. Ярославле. С 14.12.2001г. по 25.04.2003г. истец была зарегистрирована по адресу: ***. 25.04.2003г. истец была снята с регистрационного учета в городе Москве и зарегистрирована по адресу: ***, но об этом факте в УСЗН Таганского района не сообщила. С 14.05.2014г. Саболевская М.З., зарегистрирована по адресу: ***.
Разрешая требования истца об установлении факта ее проживания в Москве, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", согласно которым местом жительства гражданина признается дом, квартира, служебное помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно - является местом пребывания и пришел к выводу об их отклонении.
Как усматривается из Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях обеспечения максимально возможного уровня социальной защиты граждан предусматривается право органов государственной власти субъекта РФ устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ.
В связи с этим, во всех нормативных правовых актах, регулирующих предоставление гражданам мер социальной поддержки за счет средств субъекта РФ, одним из условий является наличие места жительства в этом субъекте. Место жительства гражданина подтверждается сведениями органов регистрационного учета.
Как усматривается из материалов дела, 22.10.2015г. Саболевская М.З. обратилась в ЦГУ "Мои документы" района Даниловский с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии. Решением ОСЗН Даниловского района от 27.10.2015г. в назначении РСД было отказано в связи с отсутствием сведений о размере пенсии в ГУ-ГУПФР N8 КС Даниловский.
30.11.2015г. Саболевская М.З. обратилась в ОСЗН Даниловского района с распиской ГУ-ГУПФР N8 КС Даниловский от 10.11.2015г. о запросе пенсионного дела и пояснила, что продолжала получать пенсию и доплату в Таганском районе города Москвы. 30.11.2015г. ОСЗН Даниловского района было запрошено личное дело из ОСЗН Таганского района. 08.12.2015 поступило архивное личное дело Саболевской М.З., закрытое с 01.12.2015г. выездом из Москвы.
10.12.2015г. Саболевская М.З. обратилась в ОСЗН Даниловского района с заявлением о возобновлении ей доплаты РСД к пенсии как жителю города Москвы в прежнем размере 6617,44 руб., так как с 2003 по 2014гг. фактически оставалась проживать в Москве по адресу: *** была только зарегистрирована.
29.12.2015г. Саболевская М.З. обратилась в ЦГУ "Мои документы" района Даниловский за назначением РСД. С 01.01.2016г. Саболевской М.З. назначена РСД до прожиточного минимума пенсионера в размере 470.46 руб. С 01.07.2016 РСД пересчитана без учета 3 группы инвалидности и установлена в размере 3487.26 руб.
В соответствии с Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок), утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП, к пенсиям неработающих пенсионеров устанавливается РСД.
Согласно названного нормативно-правового акта, неработающим пенсионерам, получающим пенсию в городе Москве и зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением РСД, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет, доплата устанавливается до величины городского социального стандарта (с 01 января 2012 года - 12 000 рублей, с 01 марта 2016 года - 14 500 рублей).
Согласно подп. "а" п. 33 (1) Порядка в случае снятия пенсионера с регистрационного учета по месту жительства в городе Москве право на получение РСД до городского социального стандарта утрачивается с 1-го числа месяца следующего за месяцем, в котором наступили данные обстоятельства.
Если у пенсионера - получателя пенсии в городе Москве продолжительность регистрации по месту жительства в городе Москве менее 10 лет либо такая регистрация отсутствует, РСД устанавливается до прожиточного минимума пенсионера с учетом суммы материального обеспечения (пенсии, федеральных и региональных выплат (при наличии). Величина прожиточного минимума устанавливается Законом города Москвы на соответствующий год и с 01 января 2014 года составляла 8502 рубля, с 01 января 2015 года - 9046 рублей, с 01 января 2016 года -11428 рублей.
В соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Москвы за счет средств городского бюджета более 20 лет к пенсиям неработающих пенсионеров и инвалидов производятся ежемесячные доплаты.
До передачи функций по назначению пенсий в территориальные учреждения Пенсионного фонда РФ (с 01.01.2003), вопросы предоставления городской доплаты к пенсии рассматривались органами социальной защиты населения одновременно с установлением пенсии (дополнительные документы не истребовались). При наличии права на доплату, она назначалась с даты установления пенсии. В бланке заявления о назначении/перерасчете пенсии содержалось обязательство сообщить в органы социальной защиты населения о перемене места жительства, под текстом которого, после ознакомления с ним, пенсионеры расписывались. После передачи функций по назначению/перерасчету пенсий в территориальные учреждения Пенсионного фонда РФ такое обязательство было включено в заявление о назначении городских социальных -оплат (в т.ч. доплаты к пенсии).
Изначально порядок установления таких доплат регулировался "Положением о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств городского бюджета", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14.11.2000 N 891. После принятия постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, городские доплаты указанным пенсионерам предоставлялись в соответствии с "Положением о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы". При этом указанные выплаты производились только гражданам, зарегистрированным органами регистрационного учета по месту жительства в городе Москве.
До 01.01.2010 вопрос о предоставлении доплаты к пенсии на федеральном уровне не регулировался.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В частности, новыми нормами предусмотрено установление с 1 января 2010 года социальной доплаты к пенсиям неработающих пенсионеров. В связи с чем, городская доплата указанной категории граждан заменена региональной социальной доплатой (РСД) к пенсии. Ее предоставление с 01.01.2010 осуществляется в соответствии с "Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП (далее - Порядок).
Учитывая, что финансовое обеспечение указанной выплаты осуществляется полностью за счет средств городского бюджета, в Москве установлена двухуровневая величина, до которой устанавливается доплата к пенсии:
1) прожиточный минимум пенсионера т.е. величина, предусмотренная федеральным законодательством;
2) городской социальный стандарт.
До величины прожиточного минимума РСД устанавливается пенсионерам -получателям пенсии в Москве, зарегистрированным по месту пребывания в городе. С 1 января 2013г. до указанной величины доплата к пенсии предоставляется и гражданам, зарегистрированным в Москве по месту жительства менее 10 лет в общей сложности (постановление Правительства Москвы от 08.08.2012 N396-ПП).
Величина городского социального стандарта с 01.01.2013 применяется при определении размера РСД к пенсиям граждан, зарегистрированным по месту жительства в г. Москве не менее 10 лет.
Согласно нормам вышеуказанных правовых актов Правительства Москвы, в случае снятия пенсионера с регистрационного учета по месту жительства в городе Москве, право на получение доплаты к пенсии (с 01.01.2010 - до величины городского социального стандарта) утрачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное обстоятельство.
При утрате пенсионером права на получение доплаты к пенсии в дальнейшем рассматривается вопрос о ее новом назначении в соответствии с нормами законодательства, действующими на дату обращения пенсионера с заявлением и документами, а не о возобновлении выплаты ранее назначенной доплаты. При этом размер доплаты определяется как разница между городским социальным стандартом (прожиточным минимумом пенсионера) и общей суммой материального обеспечения пенсионера.
Поскольку предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер, при подаче заявления о назначении той или иной меры социальной поддержки заявитель подписывает обязательство своевременно извещать орган социальной защиты населения о фактах, влияющих на их получение.
В случае, если гражданин своевременно не известил органы социальной защиты населения о факте снятия с регистрационного учета, образуется переплата средств городского бюджета, которая подлежит возмещению в порядке, установленном нормативным правовым актом, регулирующим предоставление данной меры социальной поддержки.
В соответствии с п.42 Порядка перерасход бюджетных средств, произошедший вследствие несвоевременного сообщения пенсионером об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты доплаты или изменение ее размера, может быть возмещен гражданином добровольно (в объемах и сроки, согласованные в ОСЗН), путем ежемесячных удержаний не более 20% из назначенной суммы доплаты к пенсии, либо подлежит взысканию в судебном порядке. Суммы ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, излишне выплаченные по вине пенсионера до 01.01.2010, подлежат взысканию в таком же порядке.
В случае наличия у пенсионера затруднительного материального положения начальником ОСЗН принимается решение о снижении процента удержания ежемесячных удержаний либо в исключительном порядке о списании переплаты или ее части.
Согласно документам, имеющимся в личном деле, Саболевская М.З. была под роспись проинформирована о необходимости своевременного сообщения в органы социальной защиты населения об изменении места жительства (31.08.2000 и 25.03.2002). В связи с несвоевременным сообщением в ОСЗН о факте снятия 25.04.2003 с регистрационного учета по месту жительства в городе Москве, по вине пенсионера за период с 01.05.2003 по 13.05.2014 образовалась переплата средств городского бюджета в общей сумме 397 401 руб. 80 коп. (с учетом полагающейся РСД до величины прожиточного минимума пенсионера за период с 01.01.2010 по 13.05.2014).
Из объяснений представителя ответчика следует, что Саболевская М.З.
категорически отказывается от проведения обследования с целью подтверждения факта
наличия у нее затруднительного материального положения. В связи с этим Отделом
вынесено решение о переплате региональной социальной доплаты к пенсии за период с
01.05.2003 по 13.05.2014 в сумме 397 401 руб. 80 коп., возникшей по вине пенсионера, подлежащей удержанию с пенсионера в соответствии с Порядком взыскания излишне выплаченных сумм региональной социальной доплаты к пенсии, принятым постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N1268-ПП п. 42 (удержание по 20% ежемесячно).
Утверждение истца о фактическом проживании в г. Москве, как указал суд, в силу действующего законодательства, не может служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, в связи с чем суд пришел к выводу об отклонении требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы, равно как и само по себе несогласие с выраженными в решении выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, основанием для отмены решения не являются, так как не основаны на законе и направлены на переоценку выводов суда. Доводы жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, не содержат правовых оснований для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам дела и истцом не опровергнуты.
В апелляционной жалобе не указано каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Соболевской М.З. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.