Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Ставича, при секретаре Л.Ч. Купеевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе Е.В. Маро на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 23 января 2017 года по административному иску Е.В. Маро к Администрации Находкинского городского округа о признании незаконным отказа в захоронении в родственном месте захоронения на кладбище
установила:
Е.В. Маро обратилась в суд с указанным выше административным иском к Администрации Находкинского городского округа, ссылаясь на нарушение права на погребение согласно волеизъявлению её матери, *** в могиле мужа - ***.
Требования мотивированы тем, что отказ в захоронении в избранном месте обоснован тем, что кладбище закрыто для захоронения. Между тем, Е.В. Маро полагала решение органа государственной власти противоречащим закону.
Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 23 января 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Е.В. Маро ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Е.В. Маро, представляющая также интересы заинтересованного лица А.В. Шашелевой, по доверенности от 24 декабря 2016 года, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Администрации Находкинского городского округа направил в суд письменные возражения по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Администрации Находкинского городского округа, заинтересованного лица А.В. Шашелевой, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав Е.В. Маро, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Решением Администрации Находкинского городского округа от 21 июля 2016 года Е.В. Маро разъяснено, что захоронение на закрытых кладбищах, к которым относится избранное ею место, в соответствии с действующими санитарными нормами допускается только путём захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд признал оспариваемое решение органа государственной власти законным и обоснованным, учитывающим санитарные нормы и правила, решение исполнительного комитета Находкинского городского совета народных депутатов от 20 августа 1991 года N 694 "О закрытии городского кладбища в районе ул. западной", а также постановление главы администрации города Находка от 2 марта 1993 года N 166 "О прекращении захоронения на городском кладбище N 1 в районе ул. Западной и выделении финансирования на содержание кладбищ".
С указанными выводами судебная коллегия по административным делам Московского городского суда согласна.
В апелляционной жалобе заявитель, полагая право на погребение нарушенным, ссылается на нормы Конституции Российской Федерации, положения Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", ст. 9 Закона Приморского края от 23 декабря 2005 года N 332-КЗ "О погребении и похоронном деле в Приморском крае", Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 516-ст "Об утверждении национального стандарта".
С доводами апелляционной жалобы судебная коллегия согласиться не может, поскольку они направлены на неверное применение закона.
В силу ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в дальнейшем - Федеральный закон от 12 января 1996 года) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:
1) гарантии погребения умершего с учётом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;
2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;
3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;
4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности
Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством (ст. 2 того же Федерального закона).
Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям (ст. 3).
Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, включает, в частности, быть погребённым на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими (ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 года).
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учётом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года).
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения (ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года).
Аналогичные нормы содержатся в законодательстве Приморского края.
Так, статьёй 9 Закона Приморского края от 23 декабря 2005 года N 332-КЗ "О погребении и похоронном деле в Приморском крае" определено, что гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Приморского края, гарантируется бесплатное предоставление участка земли на одном из действующих кладбищ с учётом места жительства и волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха.
Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учётом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учётом заслуг умершего перед обществом и государством.
При этом ст. 3 названного Закона Приморского края от 23 декабря 2005 года установлено, что погребение - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
Таким образом, право на захоронение в избранном месте является коррелятивным понятием, содержание которого уясняется при сопоставлении его, среди прочего, с санитарными и экологическими требованиями к выбору места погребения, без соблюдения которых оно утрачивает свою императивную природу.
В соответствии с этим пунктом 4.3 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84; зарегистрировано в Минюсте РФ 31.08.2011 N 21720) установлен запрет производить захоронения на закрытых кладбищах, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши.
Изложенное не противоречит Приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 516-ст "Об утверждении национального стандарта", на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе.
По этой причине доводы жалобы, игнорирующие требования санитарных и экологических требований, не могут служить правовым основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Преображенского районного суда г. Москвы от 23 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.