Московский городской суд
в составе судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
при секретаре Матвеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-328/2017 по административному исковому заявлению Акционерного общества "Научно-производственное объединение "Базальт" о признании недействующими пунктов2510, 2511, 2512 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции, действующей до 1 января 2016 года, пунктов2105, 4203, 5959 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" , пунктов 9235, 9236, 9237 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" ,
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее также Перечень на 2015 год).
Пунктом 2510 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2015 год, включено здание с кадастровым номером 77:03:0003017:1083, расположенное по адресу: город Москва,* (далее также здание 1).
Пунктом 2511 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2015 год, включено здание с кадастровым номером 77:03:0003017:1084, расположенное по адресу: город Москва,* (далее также здание 2).
Пунктом 2512 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2015 год, включено здание с кадастровым номером 77:03:0003017:1085, расположенное по адресу: город Москва,* (далее также здание 3).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2016 года (далее также Перечень на 2016 год). Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru, 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
В названный Перечень, действующий с 1 января 2016 года, под пунктами2105, 4203, 5959 также включеныуказанные выше здания 1, 2, 3.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП"внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". В результате внесённых изменений Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговый период 2017 года (далее также Перечень на 2017 год).Постановление N 789-ПП опубликовано 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещён 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru .
В названный Перечень, действующий с 1 января 2017 года, под пунктами 9235, 9236, 9237 также включены указанные выше здания 1, 2, 3.
Акционерное общество "Научно-производственное объединение "Базальт" (далее АО "НПО "Базальт"), являясь собственником нежилых помещенийв зданиях 1 и 3, а также здания 2, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 2510, 2511, 2512 Перечня на 2015 года, пункты 2105, 4203, 5959 Перечня на 2016 год, п ункты 9235, 9236, 9237 Перечня на 2017 год .
В обоснование своих требований административный истец указывает, что названные здания, включённые в Перечни на 2015, 2016 и 2017 годы, не обладают признаками объектов налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечни на 2015, 2016 и 2017 годы противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца АО "НПО "Базальт", извещённый о времени и месте судебного заседания, не явился, представил письменное ходатайство, в котором заявленные требования поддержал, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Снегирёва А.И. требования административного истца не признала, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом города Москвы, извещённый о времени и месте судебного заседания, не явился.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон ( части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1 , согласно которому в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в целях названного пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что АО "НПО "Базальт" является собственником нежилого помещения общей площадью 7 953,8 кв. метров в здании с кадастровым номером 77:03:0003017:1085, расположенном по адресу: г.Москва, *, нежилого здания, с кадастровым номером 77:03:0003017:1084, общей площадью 7 183,1 кв. метра, расположенного по адресу: г.Москва, *, нежилого помещения общей площадью 7 754,3 кв. метров в здании с кадастровым номером 77:03:0003017:1083, расположенном по адресу: г.Москва, *.Российской Федерации принадлежат нежилое помещение общей площадью 149,1 кв. метров в здании с кадастровым номером 77:03:0003017:1085, расположенном по адресу: г.Москва, *, нежилое помещение общей площадью 646,7 кв. метров в здании с кадастровым номером 77:03:0003017:1083, расположенном по адресу: г.Москва, *, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Здание 1 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003017:1007, который предоставлен в пользование административному истцу и имеет вид разрешённого использования "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида (1.2.7, 1.2.13)".
Здание 2 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003017:1006, который принадлежит административному истцу на праве собственности и имеет вид разрешённого использования "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида (1.2.7, 1.2.9, 1.2.10)".
Здание 3 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003017:1008, который предоставлен в пользование административному истцу и имеет вид разрешённого использования "объекты смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7, 1.2.13)".
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что здание 3 включено в Перечни на 2015, 2016, 2017 годы по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, то есть по виду разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание, здания 1 и 2- по критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, то есть по виду фактического использования объекта капитального строительства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
До настоящего времени в городе Москва Правила землепользования и застройки не утверждены.
Вместе с тем, подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что до введения в действие Правил землепользования и застройки в городе Москве установление видов разрешённого использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве, в период до принятия правил землепользования, установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого (в редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов" (далее Методические указания).
В данном случае вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:1008, на котором расположено здание 3, установлен как "объекты смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7, 1.2.13 Методических указаний)".
Методические указания к группе видов разрешённого использования 1.2.7 относят земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, к группе 1.2. 13 - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
Таким образом, вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:1008 не в полной мере соответствует как виду разрешённого использования, поименованному в пункте 1.2.7 , так и пункте 1.2. 13 Методических указаний, и безусловно не свидетельствует о том, что вид разрешённого использования земельного участка предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, в связи с чем содержание вида разрешённого использования земельного участка должно быть установлено с учётом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
На основании статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 годаN307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 годаN 257-ПП утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Определение понятия "офис", используемого для целей осуществления органами исполнительной власти города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, приводится в подпункте 4 пункта 1.4 Порядка (в редакции, действующей на период составления Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы актов обследования NN 9031169, 9031170, 9031177 от 27 августа 2014 года). При буквальном толковании названной нормы следует, что здание или его часть является офисом в случае его одновременного соответствия всем условиям, содержащимся в указанном положении Порядка. Так, офис должен быть оборудован стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи, использоваться для размещения административных служб, приёма клиентов, хранения и обработки документов и не использоваться непосредственно для производства товаров.
Толкование подпункта 4 пункта 1.4 Порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3, 5 статьи 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод, что фактическое использование здания для размещения офисов является подтверждением использования здания как самостоятельного объекта делового, административного или коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 3.4 приведённого Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Пунктом 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий предусмотрено, что в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Госинспекцией27августа 2014 года составлены акты NN 9031169, 9031170, 9031177, 20 мая 2016 года - акт N 9030169/ОФИ обследования фактического использования зданий 1, 2 и 3, из которых следует, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий доступ к обследованию строений представителем собственника не обеспечен. В ходе наружного визуального осмотра установлено, что здания 1, 2 и 3 используются под офисные помещения. 100% от общей площади зданий фактически используются для размещения офисов.
Вместе с тем, в нарушение требований пункта 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий, в актах обследования зданий NN9031169, 9031170, 9031177, 9030169/ОФИ не указаны выявленные признаки размещения в них офисов. Из приложенных к этим актамфототаблиц таких признаков не усматривается. Содержание актов не позволяет достоверно определить фактическое использование 100% площади помещений зданий в качестве офисов. Фототаблицы, включённые в указанные акты обследования, содержат фотоснимкис изображением фасадов зданий, на которых отсутствуют какие-либо вывески.
Определение вида фактического использования зданий в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП, производится для целей налогообложения.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
При таких обстоятельствах, сам факт недопуска, без наличия объективных данных, которые бы свидетельствовали об использовании более 20% общей площади зданий для размещения офисов, не может служить достаточным и единственным основанием для вывода о фактическом использовании этих объектов под названные цели и как следствие возложения на субъект хозяйствующей деятельности обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
Расчёт определения долей фактического использования помещений в актах обследования зданий NN 9031169, 9031170, 9031177, 9030169/ОФИ отсутствует. Из экспликации зданий следует, что в здании 1 учрежденческие помещения занимают 7124,7 кв. метров, в здании 2 -4 425,8 кв. метров занимают производственные помещения, 1432, 1 кв. метра культурно-просветительские, 637 кв. метра прочие помещения, в здании 3 - 6392,8 кв. метров занимают учрежденческие помещения, 367,5 складские помещения, 1282,2 кв. метра прочие помещения, хотя согласно актам обследования все 100% площади зданий используются под офис.
При этом суд учитывает, что само по себе наименование назначенияпомещений"учрежденческое" не означает, что спорные здания и помещения в них имеют самостоятельное офисное назначение и не предназначены для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Согласно Уставу АО "НПО "Базальт", оно осуществляет виды деятельности, связанные с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами и разработками в области производства оружия и боеприпасов.
АО "НПО "Базальт" имеет лицензию Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России на проведение мероприятий, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Кроме того, административный истец имеет лицензии:
- Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, и эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов;
- Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на осуществление деятельности по выполнению работ и оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
- Федеральной службы по оборонному заказу на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники.
АО "НПО "Базальт" включено в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 1226-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08 июля 2013 года N 1158-р).
Из представленных административным истцом документов, в том числе поэтажных планов, следует, что в зданиях 1, 2 и 3 располагаются производственные цеха, конструкторские отделы, лаборатории, управленческий персонал общества, непосредственной деятельностью которых является обеспечение производственного процесса по созданию, разработке и внедрению в серийное производство различных видов комплексов вооружения и боеприпасов, сторонним организациям помещения в спорных зданиях в аренду не сдаются. Сами здания включены в охраняемый периметр, входят в инфраструктуру научно-производственного объединения, в связи с чем проход в них осуществляется в соответствии с установленным пропускным и внутриобъектовым режимом, направленным на обеспечение режима секретности и предполагающим ограничение свободного доступа посетителей.
В соответствии с договором N Д-07-7 от 14 августа 2014 года, заключённым с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, АО "НПО "Базальт" приняло на ответственное хранение защитные сооружения гражданской обороны и земельные участки, расположенные по адресам: г.Москва, * и г.Москва, *, на которых размещены указанные объекты гражданской обороны.
Указанные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты, равно как и не представлено им доказательств размещения в спорных зданиях сторонних организаций.
При таких обстоятельствах, акты обследования зданийNN 9031169, 9031170, 9031177, 9030169/ОФИ объективно не подтверждают фактическое использование зданий 1, 2 и 3 в качестве офисных центров.
Доказательств того, что нежилые помещения в зданиях 1, 2 и 3 имеют самостоятельное офисное назначение и не используются непосредственно для обслуживания общества, административным ответчиком не представлено.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включённых в оспариваемые Перечни, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Однако Правительством Москвы, исходя из изложенного, таких доказательств относительно включения зданий 1, 2 и 3 в Перечни на 2015,2016, 2017 годы не представлено.
Учитывая изложенное, суд полагает, что здания, включённые в Перечень на 2015 год (пункты 2510, 2511, 2512), Перечень на 2016 год (пункты 2105, 4203, 5959) и Перечень на 2017 год (пункты 9235, 9236, 9237), не отвечают признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Оспариваемые положения пунктов 2510, 2511, 2512 Перечня на 2015 год, пунктов 2105, 4203, 5959 Перечня на 2016 год затрагивают исключительно права АО "НПО "Базальт", срок их действия ограничен 2015, 2016 годами, то есть они распространяются на истекшие налоговые периоды, при этом срок исковой давности по взысканию недоимки по налогу на имущество организаций составляет три года и на момент рассмотрения настоящего дела этот срок не истёк. Оспариваемыми пунктами 9235, 9236, 9237 Перечня на 2017 год также затрагиваются только права АО "НПО "Базальт" и урегулированы правоотношения по уплате налога на имущество за 2017 год, срок уплаты по которому на момент рассмотрения судом настоящего дела не наступил. П остановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП", которым Перечень на 2017 год изложен в новой редакции, включивший оспариваемые пункты 9235, 9236, 9237, вступило в силу с 1 января 2017 года.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункты2510, 2511, 2512 Перечня на 2015 год подлежат признанию недействующими с момента принятия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года. Пункты2105, 4203, 5959 Перечня на 2016 год подлежат признанию недействующими с 1 января 2016 года, то есть с момента вступления в силу п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, а пункты 9235, 9236, 9237 Перечня на 2017 года - с 01 января 2017 года, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесённых сторонами судебных расходов взыскать с Правительства Москвы в пользу АО "НПО "Базальт" 4 500 рублей в счёт возврата государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с настоящими административным исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Акционерного общества "Научно-производственное объединение "Базальт" о признании недействующими пунктов 2510, 2511, 2512 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции, действующей до 1 января 2016 года, пунктов 2105, 4203, 5959 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" , пунктов 9235, 9236, 9237 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" пункты2510, 2511, 2512 приложения 1 к нему , в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года.
Признать недействующими с 1 января 2016 года пункты2105, 4203, 5959 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".
Признать недействующими с 1 января 2017 года пункты 9235, 9236, 9237 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Акционерного общества "Научно-производственное объединение "Базальт" в счёт возврата государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.