Московский городской суд в составе
судьиЛопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Матвеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-520/2017 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СеверныйТерминал" о признании недействующими пунктов 20260, 20261, 20262, 20263, 20264, 20275, 20276, 20277, 20278, 20279, 20280, 20281, 20282, 20283, 20284, 20285, 20286, 20287, 20288, 20289, 20290, 20291, 20292, 20293приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП" ,
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) .
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП"внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N72, а также размещён 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru .
В результате внесённых изменений сам Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговый период 2017 года (далее также Перечень на 2017 год).
Пунктом 20260 названного Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1045, общей площадью 62,6 кв. метра, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 1).
Пунктом 20261 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1046, общей площадью 340,2 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 2).
Пунктом 20262 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1047, общей площадью 340,8 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 3).
Пунктом 20263 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1048, общей площадью 13,4 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 4).
Пунктом 20264 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1049, общей площадью 49,1 кв. метра, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 5).
Пунктом 20275 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1078, общей площадью 2408,8 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 6).
Пунктом 20276 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1079, общей площадью 244,7 кв. метра, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 7).
Пунктом 20277 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1080, общей площадью 1807,3 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 8).
Пунктом 20278 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1081, общей площадью 63,1 кв. метра, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 9).
Пунктом 20279 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1082, общей площадью 97,6 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 10).
Пунктом 20280 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1083, общей площадью 4786,1 кв. метра, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 11).
Пунктом 20281 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1084, общей площадью 1320,8 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 12).
Пунктом 20282 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1085, общей площадью 55 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 13).
Пунктом 20283 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1086, общей площадью 866,1 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 14).
Пунктом 20284 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1087, общей площадью 231,2 кв. метр, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 15).
Пунктом 20285 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1088, общей площадью 140,6 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 16).
Пунктом 20286 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1089, общей площадью 17 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 17).
Пунктом 20287 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1090, общей площадью 3 055 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 18).
Пунктом 20288 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1091, общей площадью 110,8 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 19).
Пунктом 20289 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1092, общей площадью 17089,1 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 20).
Пунктом 20290 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1093, общей площадью 1686,5 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 21).
Пунктом 20291 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1094, общей площадью 3 414,1 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 22).
Пунктом 20292 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1095, общей площадью 49394,8 кв. метра, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 23).
Пунктом 20293 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0002016:1096, общей площадью 48411 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 24).
Общество с ограниченной ответственностью "СеверныйТерминал" (далее ООО "СеверныйТерминал"), являясь собственником указанных зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 20260, 20261, 20262, 20263, 20264, 20275, 20276, 20277, 20278, 20279, 20280, 20281, 20282, 20283, 20284, 20285, 20286, 20287, 20288, 20289, 20290, 20291, 20292, 20293 Перечня на 2017 год.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что принадлежащие ему здания, включённые в Перечень на 2017 год, не обладают признаками объектов налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечень на 2017 года противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представители административного истца (по доверенности) Агапов А.С., Копылов О.Б. в настоящем судебном заседании требования поддержали в полном объёме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Снегирёва А.И.требования административного истца не признала, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителей административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон ( части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1 , согласно которому в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в целях названного пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования. Предназначение здания (помещений) не учитывается.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "СеверныйТерминал" является собственникомнежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1045, общей площадью 62,6 кв. метра, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1046, общей площадью 340,2 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1047, общей площадью 340,8 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1048, общей площадью 13,4 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1049, общей площадью 49,1 кв. метра, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1078, общей площадью 2408,8 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1079, общей площадью 244,7 кв. метра, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1080, общей площадью 1807,3 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1081, общей площадью 63,1 кв. метра, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1082, общей площадью 97,6 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1083, общей площадью 4786,1 кв. метра, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1084, общей площадью 1320,8 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1085, общей площадью 55 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1086, общей площадью 866,1 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1087, общей площадью 231,2 кв. метр, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1088, общей площадью 140,6 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1089, общей площадью 17 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1090, общей площадью 3 055 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1091, общей площадью 110,8 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1092, общей площадью 17089,1 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1093, общей площадью 1686,5 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1094, общей площадью 3 414,1 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1095, общей площадью 49394,8 кв. метра, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002016:1096, общей площадью 48411 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 2л.д. 173-196).
Здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0002016:1003, который предоставлен административному истцу в пользование на условиях аренды и имеет вид разрешённого использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, строений, сооружений продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)" (далее также земельный участок) (т. 2л.д. 220-252).
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что спорные объекты недвижимости включены в Перечень на 2017 год по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, то есть по виду разрешённого использования земельного участка, на котором расположены здания, принадлежащие административному истцу.
Вид разрешённого использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки, не принятых до настоящего времени, установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 названого постановления (в редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Методическими указания ми по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждёнными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее также Методические указания), определены виды разрешённого использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9);
- земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17).
Виды разрешённого использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, буквально совпадают со специальными кодами по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утверждённой приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" ( пункт 1.2.5 ); "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" ( пункт 1.2.7 ).
Такой вид разрешённого использования земельных участков как "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, строений, сооружений продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)" не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утверждённой приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, относится к группе видов разрешённого использования земельных участков по коду 1.2.9, на что прямо указано в государственном кадастре недвижимости, и, следовательно, не позволяет размещать на нём офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Анализ изложенного указывает на то, что вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположены принадлежащие ООО "СеверныйТерминал" на праве собственности здания, не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего такие здания, согласно положениям пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", не могут быть признаны объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
То, что в формулировке установленного вида разрешённого использования земельного участка отсутствует указание на размещение производственных зданий и сооружений промышленности, по мнению суда, не свидетельствует о соответствии данного вида разрешённого использования критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов). В установленном виде разрешённого использования земельного участка прямо указано на его отнесение к группе видов разрешённого использования земельных участков по коду 1.2.9, что не позволяет размещать на нём офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Кроме того, суд учитывает, что Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, в соответствии с Порядк ом определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, 21-22 марта 2016 году проведены мероприятия по определению вида фактического использования спорных зданий, общая площадь которых превышает 1000 кв. метров, о чём составлены акты обследования NN 9094177, 9094178, 9094179, 9094180, 9094181, 9094182, из которых следует, что спорные здания фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Указанное обстоятельство подтверждает вывод суда о том, что вид разрешённого использования земельного участка не допускает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В формулировке вида разрешённого использования земельного участка употребляется термин "сбыт", что, по мнению представителя административного ответчика, свидетельствует о возможности размещения на нём объектов торговли.
С указанными доводами согласиться нельзя, поскольку исходя из буквального толкования установленного вида разрешённого использования земельного участка следует, что в нём неразрывно, посредством соединительного союза "и", используется словосочетание "сбыта и заготовок", что свидетельствует о разрешении размещения на земельном участке объектов складского предприятия, но не объектов торговли, как на то ошибочно указывает представитель административного ответчика.
При этом суд учитывает, что оспариваемыми положениями урегулированы правоотношения в сфере налогообложения.
В силу закреплённых в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика ( пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Законодатель в подпункте 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признаётся административно-деловым и (или) торговым центром, чётко указал, что вид разрешённого использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения офисных зданий различного, в том числе, административного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
В рассматриваемом случае вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположены спорные здания, не предусматривает размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, что не позволяет отнести спорные здания к административно-деловому и (или) торговому центрам.
При этом нельзя согласиться с доводами представителя административного ответчика о том, что вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположены спорные здания, сам по себе позволяет размещать на нём офисные здания административного назначения, поскольку установленный вид разрешённого использования, исходя из его буквального содержания, такого не допускает. Понятия "административное здание" и "офисное здание административного назначения", "строения, сооружения сбыта и заготовок" и "торговый объект" не являются полностью идентичными, в связи с чем для решения вопроса об отнесении объекта недвижимости, размещённого на таком земельном участке, к административно-деловому и (или) торговому центрам требуется установление вида его фактического использования. Судом установлено, что фактически спорные здания для размещения офисов и торговых объектов не используются. При этом суд учитывает, что вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен точно соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен платить. Иное означало бы по сути изменение определённого Налоговым кодексом Российской Федерации содержания понятий и терминов, а также обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленных названным Кодексом, что недопустимо исходя из принципов, закреплённых в статьях 3, 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не могут быть приняты во внимание ссылки представителя Правительства Москвы на положения Свода правил "Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009", утверждённого приказомМинрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10 (далее - Свод правил), а также Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утверждённого приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, принятого и введённого в действие приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 года N 329-ст. Свод правил направлен на обеспечение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", который, как следует из статьи 1, имеет иной предмет регулирования. Положенияуказанных классификаторов, на которые ссылается представитель Правительства Москвы, также не подлежат применению при регулировании отношений, регламентированных Постановлением от 28 ноября 2014 года N700-ПП, поскольку используются в целях классификации работ по строительству зданий.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включённых в оспариваемый Перечень, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Однако Правительством Москвы, исходя из изложенного, таких доказательств относительно включения в Перечень на 2017 год зданий 1-24 не представлено.
Исходя из указанных обстоятельств, суд считает, что здания 1-24 не отвечают признакам административно-делового и (или) торгового центров по смыслу пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктов 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Оспариваемые положения затрагивают только права ООО "СеверныйТерминал", регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2017 год, срок уплаты по которому на момент рассмотрения судом настоящего дела не наступил. П остановление Правительства Москвыот 29 ноября 2016 года N789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП", которым Перечень изложен в новой редакции, включивший оспариваемые пункты, вступило в силу с 1 января 2017 года.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункты 20260, 20261, 20262, 20263, 20264, 20275, 20276, 20277, 20278, 20279, 20280, 20281, 20282, 20283, 20284, 20285, 20286, 20287, 20288, 20289, 20290, 20291, 20292, 20293Перечня на 2017 год подлежат признанию недействующими с 1 января 2017 года, то есть с момента вступления в силу п остановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесённых сторонами судебных расходов, взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "СеверныйТерминал" 4 500 рублей в счёт возврата государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с настоящими административным исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "СеверныйТерминал" о признании недействующими пунктов 20260, 20261, 20262, 20263, 20264, 20275, 20276, 20277, 20278, 20279, 20280, 20281, 20282, 20283, 20284, 20285, 20286, 20287, 20288, 20289, 20290, 20291, 20292, 20293 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП", удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2017 года пункты 20260, 20261, 20262, 20263, 20264, 20275, 20276, 20277, 20278, 20279, 20280, 20281, 20282, 20283, 20284, 20285, 20286, 20287, 20288, 20289, 20290, 20291, 20292, 20293приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СеверныйТерминал" в счёт возврата государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.