Московский городской суд
в составе судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
при секретаре Жергановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-557/2017 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Московская объединённая электросетевая компания" о признании недействующими пунктов 502, 2427, 2905, 3730 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" ,
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) .
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещён 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru .
В результате внесённых изменений сам Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговый период 2017 года (далее также Перечень на 2017 год).
Пунктом 502 названного Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:01:0001027:3934, общей площадью 40,6 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 1).
Пунктом 2427 названного Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:01:0002016:2859, общей площадью 51 кв. метр, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 2).
Пунктом 2905 названного Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:01:0003005:2327, общей площадью 32 кв. метра, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 3).
Пунктом 3730 названного Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:01:0003043:4343, общей площадью 23,8 кв. метра, расположенное по адресу: город Москва, * (далее здание 4).
ПАО "МОЭСК", являясь собственником указанных зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 502, 2427, 2905, 3730 Перечня на 2017 год.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что ПАО "МОЭСК" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории города Москвы. Спорные здания составляют инфраструктуру энергетического предприятия, функционально неотделимы от единого производственного комплекса и входят в его состав, являются трансформаторными подстанциями, в которых не оборудовано рабочих мест. В этих зданиях располагается электросетевое оборудование, используя которое ПАО "МОЭСК" осуществляет свою хозяйственную деятельность по преобразованию и распределению электроэнергии.
По мнению административного истца, включение указанных зданий в Перечень на 2017 год нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель административного истца Богадеев А.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме, представил дополнительные письменные пояснения, указав, что согласно действующему Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2), утверждённому Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, производство, снабжение и обеспечение электрической энергией отнесено к разделу D "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", розничная и оптовая торговля - разделу G "торговля оптовая и розничная". С учётом основных видов деятельности ПАО "МОЭСК" (технологическое присоединение и передача электрической энергии) здания трасформаторных подстанций не могут использоваться как здания административно-коммерческого назначения, а предназначены для размещения энергоустановок и служат исключительно для осуществления истцом своей производственной деятельности.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Борисова К.И. требования административного истца не признала, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца , полностью поддержала представленный в материалы дела отзыв, ссылаясь на то, что здания, расположенные по адресу: город Москва, *, город Москва, *, город Москва, *, город Москва, * , включены в Перечень на 2017 год исходя из критерия вида разрешённого использования земельных участков, на которых расположены здания.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Российской Федерации, извещённый о времени и месте судебного заседания, не явился; доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон ( части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1 , согласно которому в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в целях названного пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ПАО "МОЭСК" является собственником нежилогоздания с кадастровым номером 77:01:0001027:3934, общей площадью 40,6 кв. метров, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002016:2859, общей площадью 51 кв. метр, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003005:2327, общей площадью 32 кв. метра, расположенного по адресу: город Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003043:4343, общей площадью 23,8 кв. метра, расположенного по адресу: город Москва, *, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 77-АС N * от 11 марта 2015 года, серия 77 АК N * от 15 июня 2009 года, серия 77 АК N * от 31 августа 2009 года, серия 77АК N * от 30 июля 2009 года.
Из пояснений административного истца и письменных материалов дела, в том числе Устава ПАО "МОЭСК", следует, что основным видом деятельности ПАО "МОЭСК" является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии. Общество обеспечивает бесперебойное электроснабжение города Москвы и частично Московской области.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости, здание 1 расположено на земельном участке с кадастровымномером77:01:0001027:48, здание 2 - на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0002016:135, здание 3 - на земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0003005:51, 77:01:0003005:2385, здание 4 - на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003043:61.
Земельный участок с кадастровым номером77:01:0001027:48 и адресными ориентирами: г. Москва, бульвар Покровский, вл. 3, стр. 1, на котором расположено зданиепо адресу: город Москва, бульвар Покровский, дом 3, строение 11, имеет вид разрешённого использования "деловое управление (4.1): земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)".
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002016:135 и адресными ориентирами: г. Москва,*, *, на котором расположено зданиепо адресу: город Москва, * ,имеет вид разрешённого использования "для строительства и реконструкции зданий и сооружений под офисно-жилой комплекс".
Земельные участки с кадастровым номером 77:01:0003005:51 и адресными ориентирами: г. Москва,*, с кадастровым номером 77:01:0003005:2385 и адресными ориентирами: г. Москва,*, на которых расположено здание по адресу: г.Москва, *, имеют виды разрешённого использования "для эксплуатации части здания под мастерскую по ремонту бытовой техники" и "для эксплуатации трансформаторной подстанции".
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003043:61 и адресными ориентирами: город Москва, *, на котором расположено здание по адресу: город Москва, *, имеет вид разрешённого использования "эксплуатация части здания под магазин продовольственных товаров".
Исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 объект недвижимости, подпадающий под налогообложение от кадастровой стоимости, должен отвечать определённым правилам, а именно: являясь административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) предусматривать возможность осуществления коммерческой деятельности, то есть нахождение людей и рабочий процесс сотрудников в помещениях такого здания (строения, сооружения).
Деятельность офисов, как и торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, напрямую связана с взаимодействием организации с клиентами, контрагентами и т.д. Другими словами, объекты, включаемые в Перечень, должны быть предназначены, использоваться или иметь физическую возможность использоваться как помещения, в которых возможно регулярное осуществление какой-либо свободной деятельности человека.
Вместе с тем, здания, об исключении которых из Перечня на 2017 год заявляет административный истец, не могут быть отнесены к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам) , а представляют собой объекты электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав на данные объекты, а также технической документацией на каждый объект, где прямо предусмотрено назначение здания как здание для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии.
Так, по ГОСТу 24291-90 "Электрическая часть электростанций и электрической сети. Термины и определения", утверждённому постановлением Госстандарта СССР от 27 декабря 1990 года N 3403, трансформаторная подстанция (электрическая подстанция) - это электроустановка, предназначенная для приёма, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств.
Кроме того, в силу статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Объекты трансформаторных подстанций являются объектами электросетевого хозяйства и источниками повышенной опасности, доступ в которые ограничен и может быть обеспечен исключительно на основании специальных разрешений (допусков), которые выдаются в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждёнными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 года N 328н.
Пунктом 3.12 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок предусмотрено, что двери помещений электроустановок, камер, щитов и сборок, кроме тех, в которых проводятся работы, должны быть закрыты на замок.
Согласно пункту 3.1 названных Правил оперативное обслуживание и осмотр электроустановок должны выполнять работники субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии), уполномоченные субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии) на осуществление в установленном порядке действий по изменению технологического режима работы и эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики при осуществлении оперативно-технологического управления, в том числе с использованием средств дистанционного управления, на принадлежащих такому субъекту электроэнергетики (потребителю электрической энергии) на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики (энергопринимающих установках), либо в установленных законодательством случаях - на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, принадлежащих третьим лицам, а также координацию указанных действий (далее - оперативный персонал), или работники из числа ремонтного персонала с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики, осуществляющие оперативное обслуживание закреплённых за ними электроустановок.
В ПАО "МОЭСК" действует Регламент допуска персонала организаций для выполнения работ на объектах ПАО "МОЭСК", утверждённый приказом ПАО "МОЭСК" от 29 марта 2016 года N 379, которым установлены обязательные требования получения допуска на энергообъекты ПАО "МОЭСК", без соблюдения которых допуск в здание энергообъектов, в том числе трансформаторных подстанций, запрещается.
С учётом изложенного выше, суд приходит к выводу, что здания трансформаторных подстанций не относятся к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку не соответствуют критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, следовательно, пункты 502, 2427, 2905, 3730 Перечня на 2017 год подлежат признанию недействующими.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Оспариваемые положения затрагивают только права ПАО "МОЭСК", регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2017 год, срок уплаты по которому на момент рассмотрения судом настоящего дела не наступил. Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", которым Перечень изложен в новой редакции, включивший оспариваемые пункты, вступило в силу с 1 января 2017 года.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункты 502, 2427, 2905, 3730 Перечня на 2017 год подлежат признанию недействующими с 1 января 2017 года, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесённых сторонами судебных расходов, взыскать с Правительства Москвы в пользу ПАО "МОЭСК" 4 500 рублей в счёт возврата государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с настоящими административным исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Публичного акционерного общества "Московская объединённая электросетевая компания" о признании недействующими пунктов 502, 2427, 2905, 3730 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2017 года пункты 502, 2427, 2905, 3730 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Публичного акционерного общества "Московская объединённая электросетевая компания" в счёт возврата государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья |
А.С. Лопаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.