Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А.,
при секретаре Федченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "РАБУС" об оспаривании действий Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "РАБУС" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия), в котором просит признать незаконными действия Комиссии, выразившееся в вынесении уведомления от 28 декабря 2016 года N 51-11490/2016 об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО "РАБУС" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002026:1043; возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление ООО "РАБУС" о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002026:1043. Кадастровая стоимость поименованного объекта недвижимого имущества определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере *** рубля 69 копеек.
Поскольку несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, ООО "РАБУС", воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, 22 декабря 2016 года обратилось с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Между тем уведомлением (далее - Уведомление) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 28 декабря 2016 года N 51-11490/2016 об отказе в принятии документов на Комиссию, заявление ООО "РАБУС" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровыми номерами 77:01:0002026:1043 возвращено подателю в связи с пропуском срока на его подачу.
Административный истец считает незаконными действия Комиссии по отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания, оформленные Уведомлением от 28 декабря 2016 года N 51-11490/2016, поскольку они противоречит нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Представитель административного истца Токмаджян Г.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Сухов Д.А. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Выслушав явившихся представителей административных истца и ответчика, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0002026:1043, расположенное по адресу: "адрес", что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 13).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлено, что здания, включенные в перечень (приложение N 1 к постановлению), относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость. При этом здание с кадастровым номером 77:01:0002026:1043 включено в перечень согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Таким образом, административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0002026:1043 уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2014 года.
Приведенным постановлением в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002026:1043 установлена кадастровая стоимость в размере *** рублей 25 копеек; в последующем кадастровая стоимость нежилого здания была пересмотрена, а в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о новой кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере *** рубля 69 копеек, определенной по состоянию на 1 января 2014 года и применяемой для целей, предусмотренных действующим законодательством, с 1 января 2016 года , что подтверждается соответствующими кадастровыми справками ( л.д. 14-16).
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО "РАБУС" как плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов и 22 декабря 2016 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию (л.д. 18).
К заявлению приложены все необходимые документы, предусмотренные статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в том числе отчет N 01Н0201-2620-16 от 21 декабря 2016 года об определении рыночной стоимости нежилого здания (в форме электронного документа и на бумажном носителе), подготовленный ЗАО "***"; нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права; справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, что административным ответчиком не оспаривается. Однако уведомлением Комиссии от 28 декабря 2016 года N 51-11490/2016 административному истцу было отказано в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания по мотиву пропуска срока, установленного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (л.д. 209-210). Иных мотивов для отказа в принятии документов на Комиссию ни в оспариваемом уведомлении, ни в ходе судебного заседания административным ответчиком не приведено.
Проверяя обоснованность отказа, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена новая кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002026:1043 по состоянию на 1 января 2016 года в размере *** рублей 77 копеек (л.д. 17). Указанные результаты определения кадастровой стоимости применяются с 1 января 2017 года.
Согласно выписке из ЕГРН сведения о новой кадастровой стоимости нежилого здания были внесены в ЕГРН 30 декабря 2016 года, соответственно, административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, что в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.
Таким образом, действия Комиссии, выразившиеся в вынесении оспариваемого уведомления, являются незаконными, поскольку основания для отказа в принятии документов на Комиссию для рассмотрения заявления ООО "РАБУС" отсутствовали, а доводы административного ответчика основаны на неверном толковании действующего законодательства.
То обстоятельство, что на момент рассмотрения настоящего спора кадастровая стоимость спорного объекта, определенная по состоянию на 1 января 2014 года, стала архивной, также не может повлечь за собой отказ в удовлетворении заявленных требований.
Так, как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством ( абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 устанавливают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. При этом согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении принадлежащих налогоплательщику объектов определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Установленная постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП и в последующем пересмотренная на основании решения Комиссии от 15 марта 2016 года кадастровая стоимость нежилого здания применялась для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период до 31 декабря 2016 года, а, следовательно, применяется при расчете налога, подлежащего уплате налогоплательщиками за налоговый период 2016 года.
Соответственно, обратившись с заявлением в Комиссию в 2016 году, административный истец имел право на пересмотр кадастровой стоимости ставшей архивной, поскольку результаты такого пересмотра в силу положений ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" будут применяться с 1 января 2016 года, то есть с даты, по состоянию на которую определяется налоговая база в отношении принадлежащих налогоплательщику объектов, исчисляемая из утвержденной по состоянию на 1 января 2014 года их кадастровой стоимости, в связи с чем результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания являются актуальными для ООО "РАБУС".
Необходимо также отметить, что пятилетний срок с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2014 года не истек.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
С учетом изложенного, суд п ризнает незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившееся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 28 декабря 2016 года N 51-11490/2016 в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002026:1043.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление ООО "РАБУС" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 года в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 28 декабря 2016 года N 51-11490/2016 в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002026:1043.
Устранить допущенное нарушение прав и свобод ООО "РАБУС", обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть по существу заявление ООО "РАБУС" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002026:1043 в срок не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Согласовано и опубликовано: дата
Судья: подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.