Московский городской суд в составе
судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Васильковой Н.Ю.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-797/2017 по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-технический центр "Атлас" о признании недействующим пункта 2092 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", пункта 8336 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (Приложение 1).
Указанное Постановление до 31 декабря 2015 года действовало в редакции Постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 г. N 153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N 254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 г. N 466-ПП, от 27 октября 2015 г. N 705-ПП, от 12 декабря 2015 года N 874-ПП.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговый период 2016 года.
Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru , 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Под пунктом 2092 Приложения 1 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:02:0024029:1004 площадью 23 913,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Образцова, д. 38, стр. 1.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" Приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговый период 2017 года (далее - перечень на 2017 год). Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, том 3, том 4.
В названный Перечень, действующий с 1 января 2017 года, под пунктом 8336 включено здание с кадастровым номером 77:02:0024029:1004 площадью 23 913,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Образцова, д. 38, стр. 1.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр "Атлас" (далее ФГУП "НТЦ "Атлас") , которому на праве хозяйственного ведения принадлежат нежилые помещения с кадастровым номером 77:02:0024029:4283 общей площадью 22 292,3 кв.м в здании по адресу: г. Москва, ул. Образцова, д. 38, стр. 1, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать недействующим пункт 2092 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, пункт 8336 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что названное здание не обладает признаками объекта недвижимости, в отношении которого уплачивается налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости согласно подпунктов 1,2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, поскольку является зданием, в котором расположены нежилые помещения учрежденческого и производственного назначения.
Целью деятельности ФГУП "НТЦ "Атлас" является удовлетворение государственных и общественных потребностей в области создания и развития систем обеспечения безопасности. Предприятие включено в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Предприятием получены лицензии на право осуществления деятельности в области защиты государственной тайны.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0024029:4385, отнесенном к землям населенных пунктов и имеющем разрешенное использование: "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида", в связи с чем не подлежало включению в оспариваемые Перечни на 2016, 2017 годы, исходя из вида разрешённого использования земельного участка.
Включение здания в Перечни противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы ФГУП "НТЦ "Атлас" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представители административного истца ФГУП "НТЦ "Атлас" по доверенностям Маршанкина Д.В. и Визитиу А.Н. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнений просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, представляющая также интересы Департамента экономической политики и развития г. Москвы, по доверенностям Снегирева А.И. требования административного истца не признала, указав на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов ФГУП "НТЦ "Атлас".
Представитель заинтересованного лица ФГУП "НТЦ "Орион" по доверенности Климов А.В. поддержал позицию административного истца, считал заявленные требования подлежащими удовлетворению, представил письменные пояснения.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым административное исковое заявление удовлетворить, суд считает, что административные исковые требования ФГУП "НТЦ "Атлас" подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП и в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2016 год и на 2017 год соответственно определяется как их кадастровая стоимость.
Как следует из административного искового заявления и объяснений представителей административного истца, ФГУП "НТЦ "Атлас" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта в указанных выше редакциях, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП и в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП - до 2016 года, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП - до 2017 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей до 01 января 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей с 01 января 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) а дминистративно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-технический центр "Атлас" на праве хозяйственного ведения принадлежат нежилые помещения с кадастровым номером 77:02:0024029:4283 общей площадью 22 292,3 кв.м в здании общей площадью 23 913,8 кв.м с кадастровым номером 77:02:0024029:1004 по адресу: г. Москва, ул. Образцова, д. 38, стр. 1 (т.1 л.д. 69). Нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0024029:4210 площадью 1 424,4 кв.м, нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0024029:4285 площадью 129,8 кв.м и нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0024029:4286 площадью 60,7 кв.м в здании по указанному адресу принадлежат на праве хозяйственного ведения Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-технический центр "Орион" (том 4 л.д 93-95).
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0024029:4385 площадью 29 776 кв.м, который находится в собственности Российской Федерации (том 1 л.д. 70). Вид разрешенного использования земельного участка - участки смешанного размещения производственных объектов различного вида.
Согласно пояснениям представителя Правительства Москвы здание было включено в Перечни на 2016 и 2017 годы только по критерию его фактического использования на основании актов от 27 июля 2015 года N 9026664 и от 19 октября 2016 года N 9020724 соответственно, составленных Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Как следует из акта обследования здания с кадастровым номером 77:02:0024029:1004 по адресу: г. Москва, ул. Образцова, д. 38, стр. 1 от 27 июля 2015 года N 9026664, здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом указано, что под промышленность и производство используется 16 621,3 кв.м общей площади помещений, что составляет 69 %, под офисы и сопутствующую инфраструктуру - 7 295,5 кв.м, то есть 31% (том 1 л.д. 58).
Из содержания данного акта обследования следует, что здание осматривалось инспекторами "визуально".
Допрошенный в судебном заседании инспектор Госинспекции Бабушинов В.М., участвовавший в проведении обследования здания, пояснил, что вывод, изложенный в акте от 27 июля 2015 г., о том, что 31 % помещений является офисными, основан на технической документации и визуальном осмотре здания по периметру, внутрь здания работники Госинспекции не заходили, поскольку объект является режимным, фактическое назначение помещений здания не исследовалось. Рекламных вывесок на фасаде здания не обнаружено. Пристройка с рекламной вывеской "Автозапчасти", изображенная на фотоснимке, к спорному строению не относится.
Оценивая указанный акт обследования от 27 июля 2015 г. N 9026664 и приведенные показания свидетеля в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N 184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Согласно пунктам 3.4, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. В случае если при проведении мероприятий возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, оформляется акт о фактическом использовании указанных зданий и (или) нежилых помещений с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
С учетом приведенных норм права, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы наделена правом по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Вместе с тем, предоставленный суду акт обследования от 27 июля 2015 г. N 9026664 не соответствует приведенным требованиям пунктов 3.4, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Из содержания акта обследования усматривается, что инспекторы пришли к выводу о фактическом использовании нежилого здания и помещений в нём под размещение офисов исходя из "визуального осмотра". При этом в акте не приведены выявленные инспекторами признаки размещения офисов в спорном нежилом здании и в его помещениях, не приведены обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции по недвижимости в указанное здание и нежилые помещения в нём.
Содержащаяся в акте фототаблица с изображением внешнего фасада здания, на котором отсутствуют какие-либо рекламные вывески, указатели, не позволяет достоверно определить фактическое использование более 20 процентов площади здания для размещения офисов, объектов общественного питания.
На некоторых фотографиях содержится изображение не только спорного здания, но и соседнего с ним строения с вывеской "Автозапчасти", отделенного от здания воротами и забором, и имеющего отличный от здания адрес: г. Москва, ул. Сущевский вал, д. 46, стр. 1.
Суд также отмечает, что расчет площади помещений, используемых в качестве офисных, был сделан по технической документации. При этом в акте Госинспекции расчет площади помещений, которые Госинспекция ошибочно отнесла к офисам, произведен исходя преимущественно из площади помещений, обозначенных на экспликации к поэтажному плану здания как "кабинет".
Определение понятия "офис", используемого для целей осуществления органами исполнительной власти города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, приводится в подпункте 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП.
При буквальном толковании названной нормы в редакции, действовавшей на дату проведения сотрудниками Госинспекции обследования здания, следует, что здание или его часть является офисом в случае его одновременного соответствия всем условиям, содержащимся в названном пункте Порядка. Так, офис должен быть оборудован стационарными рабочими местами, используемыми для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованными оргтехникой и средствами связи, не использоваться непосредственно для производства товаров.
Толкование подпункта 4 пункта 1.4 Порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3, 5 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
В акте от 27 июля 2015 года к помещениям, используемым для размещения офисов, отнесены кабинеты, лаборатории, которые не используются для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, функционально неотделимы от единого производственного комплекса.
При таких обстоятельствах заключение в акте обследования Госинспекции по недвижимости от 27 июля 2015 г. N 9026664 о фактическом использовании спорного нежилого здания и помещений в нём для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры основано на формальных основаниях по причине отсутствия у инспекторов доступа в данное здание.
В данной связи, руководствуясь частью 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым признать акт обследования Госинспекции по недвижимости от 27 июля 2015 г. N 9026664 ненадлежащим доказательством, поскольку содержащиеся в нём сведения и заключение не нашли своего подтверждения предоставленными суду доказательствами и не соответствуют действительности.
Установлено также, что на основании поручения от 17 октября 2016 года N 9020724/ОФИ Госинспекция по недвижимости 19 октября 2016 года провела мероприятие по обследованию здания по адресу г. Москва, ул. Образцова, д. 38, стр. 1, по результатам которого был составлен акт обследования N 9020724/ОФИ (т. 4, л.д. 180-232).
В разделе 6.5 Акта указано, что на момент проведения обследования здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания (24,77%). Из акта следует, что для целей промышленности и производства, в качестве технических помещений используется 75,23% общей площади здания.
Допрошенный в судебном заседании инспектор Госинспекции Бабушинов В.М., подписавший акт обследования здания от 19 октября 2016 года, пояснил, что выводы, изложенные в акте, основаны на данных технической документации. Акт он не составлял, только подписал его. Ему известно о том, что осмотр помещений внутри здания не производился.
Предоставленный суду акт обследования от 19 октября 2016 года также не может быть признан соответствующим требованиям пунктов 3.4, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Из содержания акта обследования усматривается, что инспекторы пришли к выводу о фактическом использовании нежилого здания и помещений в нём под размещение офисов исходя из "визуального осмотра". Признаки размещения офисов в спорном нежилом здании и в его помещениях не отражены, не приведены обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции по недвижимости в указанное здание и нежилые помещения в нём.
На приложенных к акту обследования фотографиях изображен фасад нежилого здания, на котором отсутствуют какие-либо вывески, рекламные щиты и указатели, свидетельствующие о размещении в данном здании офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания.
Расчет площади помещений, которые Госинспекция отнесла к офисам, произведен исходя преимущественно из площади помещений, обозначенных на экспликации к поэтажному плану принадлежащего обществу здания как "кабинет", "лаборатория". Однако само по себе наименование "кабинет", "лаборатория" не означает, что указанные помещения являются офисом по смыслу, придаваемому этому понятию Порядком.
Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что акты обследования Госинспекции по недвижимости от 27 июля 2015 г. N 9026664 и от 19 октября 2016 года N 9020724/ОФИ, суждения которых основаны на данных одной и той же технической документации (данные техпаспорта и экспликации - дата последнего обследования 10.06.2009 года), без обследования помещений внутри здания, содержат различные выводы относительно суммы долей фактической площади нежилого здания, используемой при осуществлении каждого из видов деятельности. Согласно акту обследования Госинспекции по недвижимости от 27 июля 2015 г. N 9026664 под офисы и сопутствующую инфраструктуру используется 7 295,5 кв.м, то есть 31%, согласно акту от 19 октября 2016 года N 9020724/ОФИ для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания используется 24,77% общей площади.
С чем связано данное различие в выводах, инспектор Бабушинов В.М. суду пояснить затруднился.
Представители административного истца указали, что техническая документация на здание в спорный период не изменялась.
В такой ситуации суд не может признать акт от 19 октября 2016 года N 9020724/ОФИ надлежащим доказательством по делу.
Согласно Уставу ФГУП "НТЦ "Атлас", которому на праве хозяйственного ведения принадлежат нежилые помещения общей площадью 22 292,3 кв.м в спорном здании, предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.
Целью деятельности предприятия является удовлетворение государственных и общественных потребностей в области создания и развития систем обеспечения безопасности. Основанные виды деятельности ФГУП "НТЦ "Атлас": разработка, производство, установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт, реализация, сервисное обслуживание средств связи, технических средств защиты информации, программных средств защиты информации от несанкционированного доступа, разработка, производство, установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт, реализация, сервисное обслуживание, уничтожение сертифицированных шифровальных средств, предназначенных для криптографической защиты информации при ее обработке, сертификационные испытания в качестве центра обязательной сертификации, испытательных лабораторий, проведение спецпроверок и специсследований технических средств обработки информации, разработка и создание систем, использующих пластиковые и иные карты и др. (том 1 л.д. 187-203).
Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" предприятие включено в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (пункт 308).
Предприятие имеет лицензии на право осуществления деятельности в области защиты государственной тайны, выданные Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России: от 15 мая 2012 года - на проведение работ с техническими средствами, устанавливаемыми в помещениях первой категории, в салонах транспортных средств, на особо режимных объектах, с шифровальными средствами, с техническими средствами, предназначенными для применения в стратегически значимых для национальной безопасности РФ системах военного, специального, двойного и гражданского назначения и др. (том 1 л.д. 237); от 18 мая 2017 года - на разработку и производство шифровальных средств, разработку защищенных с использованием шифровальных средств информационных систем, систем и комплексов телекоммуникаций и др. (том 1 л.д. 239); на техническое обслуживание и распространение шифровальных средств, техническое обслуживание и распространение защищенных средств обработки информации, средств защиты информации и др. (том 1 л.д. 240).
ФГУП "НТЦ "Орион" Федеральной службы безопасности Российской Федерации (учредители - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Министерство имущественных отношений РФ), за которым на праве хозяйственного ведения закреплены нежилые помещения, расположенные в здании по адресу: г. Москва, ул. Образцова, д. 38, стр. 1, общей площадью 1614,9 кв.м, создано в результате реорганизации государственного предприятия Научно-технический центр Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации г. Москва (НТЦ ФАПСИ) путем выделения из его состава научно-исследовательского отделения N 3 НТЦ ФАПСИ в самостоятельное государственное унитарное предприятие в соответствии с распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 18 июня 1996 г. N 716-р. Предприятие передано в ведение Федеральной службы безопасности Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. N 1494-р.
В соответствии с пунктом 2.1. Устава, утвержденного приказом ФСБ России от 27 мая 2014 г. N 295, целями деятельности предприятия являются: использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; осуществление научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации; разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации.
Для достижения указанных целей предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке виды деятельности, поименованные в пункте 2.2. Устава предприятия. Основной вид деятельности ФГУП "НТЦ "Орион": научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом. Разрешенные Уставом виды деятельности предприятие осуществляет на основании лицензий (том 4 л.д. 89-92).
Предприятие включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 2931-р.
Из представленных в материалы дела документов и объяснений сторон следует, что ввиду специфики деятельности ФГУП "НТЦ "Атлас" и ФГУП "НТЦ "Орион" здание в комплексе с иными объектами недвижимого имущества расположено на огороженном по периметру земельном участке, на предприятии введен и действует пропускной режим: свободный доступ на территорию земельного участка и в здание не допускается. Предприятие охраняется вневедомственной охраной Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации филиалом ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" по ЦФО. Для прохода в здание в соответствии с Инструкцией по организации и осуществлению пропускного режима в ФГУП "НТЦ "Атлас" требуется получение пропуска.
Утверждение представителя административного ответчика со ссылкой на выписки из ЕГРЮЛ о том, что в здании расположены организации, указывающие адрес спорного здания как адрес местонахождения, что, по его мнению, свидетельствует о том, что здание используется сторонними организациями для размещения офисов, судом проверено.
Установлено, что ФГУП "НТЦ "Орион" не сдает в аренду принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения нежилые помещения.
Как следует из объяснений представителя административного истца ФГУП "НТЦ "Атлас" и подтверждено документально, ЗАО "ГЛОБУС-ТЕЛЕКОМ" располагается в здании на основании договора аренды N 01-8/43 от 04.02.2005 г. с учетом дополнительного соглашения N Д-30/215 от 05.04.2012 г. и занимает помещения здания общей площадью 794,7 кв.м.
Согласно справке, подписанной генеральным директором ФГУП "НТЦ "Атлас", распоряжение помещениями, включая их сдачу в аренду, осуществляется предприятием в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": с согласия собственника имущества предприятия в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Предприятием с согласия Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении помещений (части помещений) заключены и действуют договоры аренды с ФГУП "НТЦ "Орион", ЗАО НИП "ИНФОРМЗАЩИТА", АНО УЦ "ИНФОРМЗАЩИТА", ООО "Национальный аттестационный центр", ООО "ГЛОБУС-ТЕЛЕКОМ", ООО "Линфо", ООО "Фуд-мастер". Договоры аренды, иные сделки на передачу помещений (части помещений) с ЗАО "Плутон", ООО "Алита", ООО "Инвестхолдинг", ООО "Промкомплект", ООО "Степклин", ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "МЕТАЛЛИМПЭКСГАРАНТ", ООО "Элсико" предприятием никогда не заключались (том 4 л.д. 178).
Доказательств обратного административный ответчик суду не представил. Договоры аренды с указанными организациями отсутствуют, само предприятие сдачу в аренду имущества указанным юридическим лицам отрицает, достоверные и допустимые доказательства своих утверждений административным ответчиком не представлены.
Не представлено административным ответчиком и доказательств, подтверждающих нахождение в нежилом здании и его помещениях офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания на момент проведения Госинспекцией по недвижимости мероприятий по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нём по адресу: г. Москва, ул. Образцова, д. 38, стр. 1, в 2015 и 2016 годах на момент составления актов обследования от 27 июля 2015 года и 19 октября 2016 года, тогда как в силу пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемого нормативного правового акта, возлагается на орган, принявший этот акт.
В целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела и правильного разрешения заявленного спора определением судьи Московского городского суда от 21 июня 2017 г. на Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы была возложена обязанность провести с участием представителей сторон осмотр помещений спорного нежилого здания с фотофиксацией и определить размер площадей нежилых помещений, фактически используемых для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры в целях делового, административного или коммерческого назначения.
10 июля 2017 г. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с участием представителей сторон провела обследование фактического использования спорного здания и помещений в нём, по результатам которого составлен акт обследования N 9021261/ОФИ, согласно которому со стороны административного истца был предоставлен доступ в спорное нежилое здание и его помещения, обследование проводилось на основании фактических измерений (обмеров) нежилых помещений здания с указанием вида фактического использования и площади каждого помещения спорного здания. По результатам обследования установлено, что нежилое здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Из содержания акта следует, что 23 913,8 кв.м, то есть 100% общей площади здания используется для осуществления деятельности, связанной с безопасностью государства (том 4 л.д. 96-151).
К акту обследования приложена фототаблица, на фотографиях изображены: фасад здания; размещенные в здании нежилые помещения - кабинеты, лаборатории.
В результате обследования спорного нежилого здания и его помещений по состоянию на 10 июля 2017 г. не установлено наличие признаков, свидетельствующих о фактическом использовании спорного нежилого здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры более 20% общей площади здания.
Помещения в здании, занятые службами, вовлеченными в производственный цикл, не являются офисами по смыслу, придаваемому этому значению статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нежилые помещения в здании с кадастровым номером 77:02:0024029:1004 по адресу: г. Москва, ул. Образцова, д. 38, стр. 1 в целом составляют инфраструктуру предприятия, а его помещения (кабинеты, лаборатории, мастерские, производственные помещения), структурные подразделения входят в состав объектов единого производственного комплекса и направлены на обеспечение производственной и научной деятельности ФГУП "НТЦ "Атлас" и ФГУП "НТЦ "Орион".
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объекта недвижимости, включённого в оспариваемый Перечень, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Однако Правительством Москвы таких доказательств, подтверждающих обоснованность включения в Перечень на 2016 и 2017 годы здания с кадастровым номером 77:02:0024029:1004, не представлено.
Учитывая изложенное, суд полагает, что включённое в пункт 2092 Перечня на 2016 год в пункт 8336 Перечня на 2017 год спорное здание не отвечает признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
При таких обстоятельствах в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункт 2092 Перечня подлежит признанию недействующим с 1 января 2016 года, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, пункт 8336 Перечня подлежит признанию недействующим с 1 января 2017 года, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-технический центр "Атлас" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2016 года пункт 2092 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 8336 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП".
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья |
Сибул Ж.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.