Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Васильковой Н.Ю.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-853/2017 по административному исковому заявлению ОАО "Завод по производству искусственных кож и пленочных материалов" о признании недействующим пункта 812 приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП),
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (Приложение 1).
Указанное Постановление до 31 декабря 2015 года действовало в редакции Постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 г. N 153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N 254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 г. N 466-ПП, от 27 октября 2015 г. N 705-ПП, от 12 декабря 2015 года N 874-ПП.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2016 года.
Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru , 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Под пунктом 812 Приложения 1 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:07:0008005:1064, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Витебская, д. 9, стр. 2.
ОАО "Завод по производству искусственных кож и пленочных материалов", являясь собственником здания по указанному адресу, обратилось в Московский городской суд с требованием с учетом уточнений о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в части пункта 812 Приложения 1 к постановлению в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, ссылаясь на то, что здание с кадастровым номером 77:07:0008005:1064, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Витебская, д. 9, стр. 2, включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в отсутствие законных на то оснований, поскольку является производственным зданием, расположенным на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений основного и вспомогательного производства завода искусственных кож, не обладает признаками объекта недвижимости, в отношении которого уплачивается налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости согласно подпунктов 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, и включение его в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Представитель административного истца по доверенности Бахметьев А.П. в судебное заседание явился, заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривал. Также указал, что основанием для включения здания в Перечень на 2016 год явился акт обследования от 29.06.2015 N 9077428, в котором сделан вывод о том, что в качестве офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, в качестве деловых центров используется 1 752,50 кв.м (41 % площади здания). Однако указанный вывод сделан инспекторами в связи с тем, что ими ошибочно обследовано другое, рядом стоящее здание. Представленные в материалы дела акты обследования нежилого здания по адресу: г. Москва, ул. Витебская, д. 9, стр. 2 от 07 ноября 2016 года и 25 ноября 2016 года подтверждают то обстоятельство, что здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при этом целевое назначение помещений в здании не менялось. Из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год спорное здание исключено.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Снегирева А.И. возражала против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержала представленный в материалы дела отзыв.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2016 год определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и абзацу 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В частности, этой нормой установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых приведен в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
При таких обстоятельствах Правительство Москвы как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы наделено достаточной компетенцией и полномочиями для определения, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость. С учетом изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, что соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы".
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Правительства Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо размещаются (публикуются) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП опубликовано 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, а также размещено 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" опубликовано 1 декабря 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 61, а также размещено 27 ноября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП, от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП подписаны Мэром Москвы.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт и утвержденный им Перечень объектов недвижимого имущества был размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (до 2016 года) по налогу на имущество организаций в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом ФНС России от 28 ноября 2014 года N ММВ-7-11/604@ определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к приказу).
Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП соответствует названному приказу ФНС России.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
Указанные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
Проверяя соответствие оспариваемого пункта 812 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей до 01 января 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы как субъекта Российской Федерации налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Судом установлено, что спорное нежилое здание площадью 4 236,6 кв.м с кадастровым номером 77:07:0008005:1064, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Витебская, д. 9, стр. 2 , принадлежит на праве собственности ОАО "Завод по производству искусственных кож и пленочных материалов", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 августа 2011 года (том 1 л.д. 36).
Спорное нежилое здание р асположено на земельном участке площадью 96 644 кв.м с кадастровым номером 77:07:0008005:18 по адресу: г. Москва, ул. Витебская, вл. 9, который предоставлен обществу в аренду на 25 лет для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений основного и вспомогательного производств завода искусственных кож на основании договора аренды N М-07- 002565 от 22 июня 1995 года (том 1 л.д. 46-65). По сведениям кадастрового паспорта вид разрешенного использования данного земельного участка: "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений основного и вспомогательного производств завода искусственных кож" (том 1 л.д. 62).
Приведенные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Из пояснений представителя административного ответчика усматривается, что Правительство Москвы включило спорное нежилое здание в пункт 812 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из критерия фактического использования нежилого здания и помещений в нём в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическое использование нежилого здания и помещений в нём в целях делового, административного или коммерческого назначения установлено Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее Госинспекция по недвижимости) в результате проведенных мероприятий по обследованию спорного нежилого здания.
Так, на основании поручения заместителя начальника Госинспекции по недвижимости от 19 июня 2015 года за N 9077428 инспекторы Кудинов И.И. и Пахарьков Д.Н. провели мероприятия по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нём по адресу: г. Москва, ул. Витебская, д. 9, стр. 2, по результатам которых составлен акт обследования от 29 июня 2015 г. за N 9077428 (том 1 л.д. 182-193, 245).
Согласно выводам акта здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (том 1 л.д. 193).
Из расчетной части акта следует, что под промышленность и производство используется 59% площади здания (2484,1 кв.м), под офисы и сопутствующую инфраструктуру, деловые центры - 41% общей площади (1752,5 кв.м).
Допрошенные в судебном заседании инспекторы Госинспекции Кудинов И.И. и Пахарьков Д.Н., проводившие обследование здания, пояснили, что представитель собственника неправильно указал им на рядом стоящий объект, имеющий другие адресные ориентиры, в связи с чем обследование ими фактически ошибочно произведено в отношении другого здания, соединенного со спорным зданием по адресу: г. Москва, ул. Витебская, д. 9, стр. 2 переходом, в связи с чем вывод акта о фактическом использовании под офисы и сопутствующую инфраструктуру, деловые центры 41% общей площади спорного объекта недвижимости нельзя считать достоверным.
Подтвердили, что здание по адресу: г. Москва, ул. Витебская, д. 9, стр. 2 в момент проведения мероприятий 29 июня 2015 года не обследовали. Приложенные к акту фотоматериалы относятся к другому зданию.
Оценивая акт обследования от 29 июня 2015 года и приведенные показания свидетелей в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N 184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Согласно пунктам 3.4, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. В случае если при проведении мероприятий возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, оформляется акт о фактическом использовании указанных зданий и (или) нежилых помещений с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
С учетом приведенных норм права, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы наделена правом по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Вместе с тем, предоставленный суду акт обследования от 29 июня 2015 года не соответствует приведенным требованиям пунктов 3.4, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, поскольку изложенные в нем выводы и представленные фотоматериалы сделаны не в отношении спорного здания по адресу: г. Москва, ул. Витебская, д. 9, стр. 2, а в отношении иного объекта недвижимости.
Положения части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
На основании изложенного и руководствуясь частью 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым признать акт обследования Госинспекции по недвижимости от 29 июня 2015 г. за N 9077428 о фактическом использовании спорного нежилого здания и помещений в нём для размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания ненадлежащим доказательством, поскольку содержащиеся в нём сведения и заключение к спорному строению не относятся.
Как следует из материалов дела, 07 ноября 2016 г. на основании поручения заместителя начальника Госинспекции по недвижимости от 25 октября 2016 года N 9070987/ОФИ инспекторами Госинспекции Кудиновым И.И. и Пахарьковым Д.Н. проведены мероприятия по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нём по адресу: г. Москва, ул. Витебская, д. 9, стр. 2, по результатам которых составлен акт обследования N 9070987/ОФИ.
Указанный акт представлен в материалы дела (том 1 л.д. 194-215). Согласно выводам акта нежилое здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (том 1 л.д. 215). Согласно расчетной части акта 9,93% общей площади здания (420,6 кв.м) используется для размещения офисов; для целей промышленности и производства - 90,07% (3 816 кв.м).
Свидетели Кудинов И.И. и Пахарьков Д.Н. выводы акта полностью подтвердили, суду пояснили, что ими с участием директора общества 07 ноября 2016 года был произведен осмотр всех помещений здания. В ходе обследования сделаны фотографии фасада и помещений внутри здания.
В результате обследования спорного нежилого здания и его помещений по состоянию на 07 ноября 2016 г. не установлено наличие признаков, свидетельствующих о фактическом использовании указанного здания под офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания и общественного питания.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, они последовательны, непротиворечивы, подтверждаются другими собранными по делу доказательствами.
Установлено также, что на основании поручения заместителя начальника Госинспекции по недвижимости от 21 ноября 2016 года N 9000022/2ОФИ главными инспекторами Госинспекции Горшковым Д.С. и Петровым Н.В. проведены мероприятия по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нём по адресу: г. Москва, ул. Витебская, д. 9, стр. 2, по результатам которых составлен акт обследования N 9000022/2ОФИ от 25 ноября 2016 года (том 1 л.д. 216-244, 247).
По результатам обследования объекта Госинспекция по недвижимости также пришла к выводу о том, что нежилое здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Из акта следует, что обследование здания проведено с доступом сотрудников Госинспекции по недвижимости, осуществлялась фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания.
Предоставленные суду акты обследования от 07 ноября и 25 ноября 2016 г. соответствуют требованиям Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Утверждение представителя административного ответчика со ссылкой на выписки из ЕГРЮЛ, о том, что в здании расположены организации, указывающие адрес спорного здания как адрес местонахождения, что, по его мнению, свидетельствует о том, что здание используется сторонними организациями для размещения офисов, судом проверено.
Так, согласно справке, подписанной генеральным директором общества, а также представленным договорам аренды ОАО "Завод по производству искусственных кож и пленочных материалов" в спорный период (на момент первоначального обследования, на начало налогового периода, в период 2016 года) передавались в аренду нежилые помещения в здании ООО "ПРЕМИУМ ВВ" - под склад и производство, ООО "СМ "КРОНА" - под склад, ООО "ТРИМЕТРА" - под склад, ООО "ВЕРСАЛЬ-М" - под склад и офис (37,1 кв.м), ООО "ОРЕГОН Электроникс" - под офис (30,5 кв.м), ООО "МД Сервис" - под склад и офис (22,5 кв.м), ООО "Меркурий" - под склад, ООО "ПАОЛАБ" - под производство и склад, ООО "Пирамида" - под склад и офис (53 кв.м), ИП Атаманову В.В. - под склад, ООО "Продторг" - под производство, ИП Саградяну В.Ш. - под склад, ООО "ТЕНИРАДИ-ФП" - под склад, ИП Щербинину Н.С. - под производство, ИП Шецу П.О.- под офис (44,7 кв.м), производство, парковку, ООО "Экспо-Флора" - под офис (50,5 кв.м) и склад, ООО "ТД "Артемида" - под офис (12,5 кв.м), ООО "Высотная инженерная группа" - под офис (19,8 кв.м), ООО "Василек" - под склад, ООО "МБ" - под склад, ООО Компания "Бизнес-партнер" - под склад, ИП Бегларяну Н.С. - под производство.
Как пояснил суду представитель административного истца, завод по прямому назначению не функционирует, с 2014 года и по настоящее время почти все помещения в здании используются арендаторами. Договоры аренды пролонгируются.
С ООО "ВАЛГА" договор аренды расторгнут 30.09.2014 года, с ООО "ГОТТАРДИ" - 31.07.2008 года, с ООО "КОНЦЕПТМЕД" - 31.08.2013 года, ООО "МИЛАРТ" - 31.07.2008 года, с ООО "СИГМА ПЛАН" - 30.11.2010 года. С ООО "АЧ Лидер" договор аренды заключен только 30 декабря 2016 года.
ОАО "Завод по производству искусственных кож и пленочных материалов" не предоставляло в аренду помещения ООО "АЛЬФА ТРЕЙД", ООО "ГРАНТ", ООО "ЛЕГЕНДА", ООО "ПАЙКО-ПЛАСТИК", ООО "СЕЛЕНА", ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ", ООО "СТРОЙТЕХНИКА", ООО "ЛАГУНА".
Договоры аренды с указанными организациями отсутствуют, само общество сдачу в аренду имущества указанным юридическим лицам отрицает, достоверные и допустимые доказательства своих утверждений в этой части административным ответчиком не представлены.
Проанализировав указанные выше договоры аренды, сроки их действия, а также функциональное назначение переданных в аренду нежилых помещений, в совокупности с иными представленными доказательствами, в том числе, объяснениями сторон, показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, суд приходит к выводу о том, что как на дату составления первоначального акта обследования Госинспекции по недвижимости от 29 июня 2015 г. за N 9077428, так и при обследовании здания по адресу: г. Москва, ул. Витебская, д. 9, стр. 2 в 2016 году, в том числе по состоянию на 01 января 2016 года (начало налогового периода), указанные выше арендаторы осуществляли свою деятельность в спорном здании, используя переданные в аренду площади под склад, производство и офисы, что главными инспекторами Кудиновым И.И. и Пахарьковым Д.Н., осуществлявшими его обследование, при составлении акта 07 ноября 2016 г. было учтено, и с учетом указанных обстоятельств установлено, что 9,93% общей площади здания используется для размещения офисов, для целей промышленности и производства - 90,07%. Согласно экспликации к поэтажному плану здания помещения в нем обозначены как производственные.
Вывод о том, что нежилое здание, в котором осуществляют свою деятельность арендаторы, фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, подтвержден и актом N 9000022/2ОФИ от 25 ноября 2016 года, составленным главными инспекторами Госинспекции по недвижимости Горшковым Д.С. и Петровым Н.В.
Доказательств обратного в деле не имеется.
Акт обследования Госинспекции по недвижимости от 29 июня 2015 г. за N 9077428 о фактическом использовании спорного нежилого здания и помещений в нём для размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания, послуживший основанием для включения здания в Перечень на 2016 год, признан судом ненадлежащим доказательством.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доказательства, позволяющие отнести указанное здание к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база в рассматриваемом налоговом периоде определяется исходя из кадастровой стоимости, по критериям, установленным статьей 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
С учетом изложенного, суд считает, что оснований для включения нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Витебская, д. 9, стр. 2, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 г., не имелось.
Поскольку пункт 812 включен в Перечень постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, которым приложение N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП изложено в новой редакции, и действует с 01 января 2016 года, постольку оспариваемое постановление (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП) подлежит признанию недействующим в этой части с 01 января 2016 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление ОАО "Завод по производству искусственных кож и пленочных материалов".
Признать недействующим с 01 января 2016 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение N 1 к Постановлению) пункта 812 - здания с кадастровым номером 77:07:0008005:1064 .
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья |
Ж.А. Сибул |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.