Московский городской суд в составе
судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Васильковой Н.Ю.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-861/2017 по административному исковому заявлению акционерного общества "Финансы, Информация, Технология" о признании недействующим пункта 1941 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" Приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2017 года (далее - перечень на 2017 год). Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2016, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, том 3, том 4.
В названный Перечень, действующий с 1 января 2017 года, под пунктом 1941 включено здание с кадастровым номером 77:01:0002003:1101, расположенное по адресу: город Москва, пер.1-й Хвостов, д. 11А (далее - здание).
Акционерное общество "Финансы, Информация, Технология" (далее АО "ФИНТЕХ") (до смены 31.01.2017 года наименования - открытое акционерное общество "Финансы, Информация, Технология"), являясь собственником названного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 1941 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП".
В обоснование своих требований административный истец указывает, что названное здание не обладает признаками объекта налогообложения, определёнными пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку основным видом деятельности АО "ФИНТЕХ" является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий. Общество внесено в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в единый реестр Российских программ для электронных, вычислительных машин и баз данных.
В соответствии с лицензиями АО "ФИНТЕХ" имеет право осуществлять работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, степень секретности - совершенно секретно, место нахождения лицензируемого вида деятельности - г. Москва, 1-й Хвостов пер., д.11А.
АО "ФИНТЕХ" разработало комплекс программ "Защищенная операционная система "Синтез", сертифицировала в ФСБ России для использования при обработке информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. Кроме того, АО "ФИНТЕХ" является разработчиком программного комплекса "СКИФ". АО "Финтех" в настоящее время сопровождает информационные системы Министерства финансов Российской Федерации, на 95% работает по гособоронзаказу.
Деятельность общества в области информационных технологий предусматривает наличие компьютеров, вычислительной техники, квалифицированных сотрудников и администрирования.
В здании осуществляются работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, действует пропускной режим, что исключает возможность его использования в качестве административно-делового, торгового центра.
В здании размещены структурные подразделения АО "ФИНТЕХ": производство, инженерные службы, подразделения, осуществляющие мероприятия по контролю за соблюдением режима использования сведений, отнесенных к государственной тайне. Все помещения, размещенные в здании, непосредственно участвуют в производственном процесс и представляют собой единый неделимый производственный комплекс, включающий в себя в качестве неотъемлемой части структурные подразделения различного назначения.
Указанное здание расположено на земельном участке, который предоставлен обществу по договору аренды N М-01-016465 от 16.06.2000 г. сроком на 49 лет. Вид разрешенного использования земельного участка, установленный договором, -"для эксплуатации административного здания и благоустройства территории", что не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, в связи с чем не подпадает под критерии, установленные ст. 378.3 Налогового кодекса РФ для размещения административно-деловых центров или торговых центров (комплексов).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "ст. 378.3" следует читать "пунктом 3 статьи 378.2"
Включение здания в Перечень противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы АО "ФИНТЕХ" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца АО "ФИНТЕХ" по доверенности Чернышев А.В. в судебном заседании административные исковые требования просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, представляющий также интересы Департамента экономической политики и развития г. Москвы, по доверенностям Федотов П.С. требования административного истца не признал, указав на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов АО "ФИНТЕХ".
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым административное исковое заявление удовлетворить, суд считает, что административные исковые требования АО "ФИНТЕХ" подлежат удовлетворению.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон ( части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Административный истец не ставит под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
5) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
6) нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования и (или) предназначения здания (помещений).
В ходе судебного разбирательства установлено, что АО "ФИНТЕХ" является собственником здания с кадастровым номером 77:01:0002003:1101 общей площадью 4715,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Хвостов пер., д.11А (т.1 л.д. 58).
Здание расположено на земельном участке, который предоставлен АО "ФИНТЕХ" по договору аренды N М-01-016465 от 16.06.2000 г., заключенному с Московским земельным комитетом сроком на 49 лет. Вид разрешенного использования земельного участка, установленный договором, - "для эксплуатации административного здания и благоустройства территории" (том 1 л.д. 37-57, том 2 л.д. 289-291).
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" до утверждения правил землепользования и застройки в городе Москве полномочиями по установлению видов разрешенного использования земельных участков наделено Правительство Москвы.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 названного постановления (в редакции, действовавшей на момент установления вида фактического земельного участка) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 г. N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП, которые вступили в силу с 15 июня 2016 г. Пункт 3.2 изложен в новой редакции, согласно которой для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34).
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее также Методические указания), определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9);
- земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17).
Исходя из формальной определённости налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам по пунктам 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вид разрешённого использования земельного участка должен точно соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен платить. Иное означало бы, по сути, изменение определённого Налоговым кодексом Российской Федерации содержания понятий и терминов, а также обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленных названным кодексом, что недопустимо исходя из принципов, закреплённых в статьях 3, 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установленный вид разрешённого использования земельного участка "для эксплуатации административного здания и благоустройства территории" не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утверждённой приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, что не позволяет размещать на нём офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Анализ изложенного указывает на то, что вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание, не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для административно-деловых и (или) торговых центров, в силу чего такое здание согласно положениям пунктов 3, 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", не может быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, по указанному основанию.
Из технического паспорта здания с кадастровым номером 77:01:0002003:1101 общей площадью 4715,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Хвостов пер., д.11А, следует, что здание имеет учрежденческое назначение, техническая документация не предусматривает его использование в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Само по себе указание в формулировке вида разрешённого использования земельного участка слова "административных" не свидетельствует о возможности размещения на нём объектов торговли или офисов.
Более того, согласно пояснениям представителя Правительства Москвы здание было включено в перечень на 2017 год только по критерию его фактического использования на основании акта от 09 марта 2016 года N 9018665, составленного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция), согласно которому 100 % площади здания используется для размещения офисов (т. 2, л.д. 32-57).
Из указанного акта следует, что все помещения, обозначенные в экспликации здания как "кабинет", отнесены к "офисам".
Оценивая акт обследования от 09 марта 2016 года, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N 184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Согласно пунктам 2.3., 3.4, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения к участию в проведении мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения привлекаются не менее двух работников Госинспекции.
В ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. В случае если при проведении мероприятий возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, оформляется акт о фактическом использовании указанных зданий и (или) нежилых помещений с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Вместе с тем, предоставленный суду акт обследования от 09 марта 2016 года не соответствует приведенным требованиям пунктов 2.3., 3.4, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Так, акт обследования подписан только одним инспектором Климовым Р.А.
В представленном фотоматериале не отражены информационные таблицы структурных подразделений, осуществляющих деятельность в указанном здании.
Между тем, как пояснил суду представитель административного истца, на здании расположен только один информационный стенд организации АО "ФИНТЕХ", отсутствуют вывески и таблички сторонних организаций и объявления о сдаче в аренду помещений в здании, на здании расположены промышленные кондиционеры для охлаждения мощных вычислительных комплексов и не предназначенные для офисов, здание находится на огороженной территории.
Суду административным истцом представлены фотоснимки фасада здания и помещений, имеющиеся в акте, однако в ином ракурсе фотофиксации (том 2 л.д. 240-261). Из фотоматериалов видно название располагающихся в кабинете структурных подразделений общества: "Департамент системной интеграции", "Служба проектирования и тиражирования информационных финансовых систем"; кабинет зам. генерального директора общества и др. Наличие в структуре административного истца указанных подразделений подтверждается имеющимся в материалах дела штатным расписанием (том 1 л.д. 60-82).
Кроме того, согласно сведениям из ЕГРП общая площадь спорного объекта составляет 4 715,4 кв.м (том 1 л.д. 58), тогда как в акте N 9018665 общая площадь объекта нежилого фонда ошибочно указана как 4 632,2 кв.м. Согласно экспликации к техническому паспорту на нежилое здание общий объем полезной нежилой площади составляет 2 715 кв.м (том 1 л.д. 114). Акт N 9018665 Госинспекции по недвижимости содержит ошибочную информацию о полезной нежилой площади в размере 4 305 кв.м.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка (в редакции, действовавшей на момент обследования здания) понятием "офис" обозначается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приёма клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
Таким образом, само по себе наименование "кабинет" не означает, что указанное помещение является офисом по смыслу, придаваемому этому понятию Порядком.
Установлено, что АО "Финансы, Информация Технология" является универсальным правопреемником Главного вычислительного центра (ГВЦ) Министерства финансов СССР (том 2 л.д. 203-205).
Как пояснил суду представитель административного истца, с даты создания ГВЦ Министерства финансов СССР до настоящего времени виды деятельности организации не изменились и неразрывно связаны с работой со сведениями, составляющими государственную тайну в сфере информационных технологий.
Согласно п. 5.2 Устава АО "Финтех" осуществляет следующие виды экономической деятельности: предоставление информационно-вычислительных услуг государственным органам Российской Федерации; предоставление услуг по проектированию, программированию для ЭВМ, вводу, обработке и передаче данных; проведение работ, связанных с использованием сведений ограниченного доступа, в том числе сведений, составляющих государственную тайну; монтаж, техническое и сервисное обслуживание, ремонт и наладка средств вычислительной техники, комплексных вычислительных систем, оборудования, технологических линий; создание, поддержка и распространение информационных баз; предоставление услуг по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту электротехнического, радиотелевизионного оборудования, средств связи; разработка, создание и внедрение средств программно-технической защиты информации, разработка устройств, аппаратно-программных средств и программного обеспечения контроля доступа к информации; разработка, производство, лизинг средств вычислительной техники и информатики, а также изделий радиоэлектроники и связи, создание и оснащение объектов, производящих и использующих указанную продукцию; организация и участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектно-изыскательской и внедренческой деятельности, в разработке и внедрении новых современных технологий, машин и оборудования, коммерческих и технических проектов и идей для различных секторов экономики; проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; осуществление мероприятий по защите информации ограниченного доступа, связанной с деятельностью Общества, в том числе сведений, составляющих государственную тайну; организация и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации; разработка и производство средств защиты информации ограниченного доступа, в том числе информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну; обеспечение защиты государственной тайны.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ видами деятельности АО "Финтех" являются: деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, разработка компьютерного программного обеспечения, деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ видами лицензируемой деятельности, на которую АО "Финтех" выданы лицензии, являются: разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств; разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации и другие.
Согласно выписке из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, открытое акционерное общество "Финансы, Информация, Технология" внесено Министерством связи и массовых коммуникаций РФ в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий 02.02.2016 за номером 5733 (том 1 л.д. 128).
Во исполнение Распоряжения Президента РФ от 4 июня 2011 года о назначении ОАО "Финансы, Информация Технология" единственным исполнителем от ФСБ России, большинство работ осуществляется в интересах указанного государственного органа и связано с обеспечением государственной безопасности. Все выполняемые в интересах государственного заказчика работы имеют гриф секретности. Предмет заключаемых контрактов также имеет гриф секретности, в связи с чем ему присваивается соответствующий шифр.
В подтверждение изложенного суду представлены выписки части заключенных ОАО "Финансы, Информация Технология" государственных контрактов, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа (том 2 л.д. 186-202).
Установлено, что все работы выполняются сотрудниками АО "ФИНТЕХ" в спорном здании по адресу г. Москва, 1-й Хвостов пер., д.11А, что является обязательным требованием имеющихся у организации лицензий. Так, обществу выдана лицензия ГТ N 0087262 (рег. N 28105) от 02.04.2016г. УФСБ России по г. Москве и Московской области на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (степень секретности разрешенных к использованию сведений - совершенно секретно), лицензия ГТ N 0087542 (рег. 28369) от 14 июня 2016г УФСБ России по городу Москве и Московской области на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (степень секретности разрешенных к использованию сведений).
Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России выданы лицензия ЛСЗ N 0013330 Рег. N 14081Н от 03 февраля 2015 г. на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, лицензия ГТ N 0090206 Регистрационный номер 14821С от 19 декабря 2015 г. на создание средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, лицензия N 0090207 Регистрационный номер 14822M от 19 декабря 2015 г. на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны, лицензия ЛЗ N 0024016 Рег. N 10696К от 27 мая 2011 года на осуществление разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации, лицензия ЛСЗ N 0012624 Рег. N 15150К от 31 мая 2016г на осуществление разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации, лицензия ЛСЗ N 0014431 Рег. N15844К от 31 марта 2017 на осуществление разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации, лицензия ЛСЗ N 0014432 Рег. N 15845Н от 31 марта 2017г на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических)средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Федеральной службой по техническому и экспортному контролю выданы лицензия ГТ 0179 N 009014 (рег. N 2735) от 07 июня 2016 г. на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации), лицензия ГТ 0111 N009013 (рег. N 2736) от 7 июня 2016г. на осуществление перечня работ, связанных с созданием средств защиты информации, на которые распространяется настоящая лицензия: разработка, производство, реализация, установка, монтаж, наладка, испытание, ремонт, сервисное обслуживание, лицензия КИ 0279 N 014035 (рег. 1712) от 31 марта 2017г. на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (лицензия действует бессрочно), лицензия КИ 0279 N 014034 (рег. N 3215) от 31 марта 2017г. на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (лицензия действует бессрочно), лицензия ГТ 0137 N006811 (рег. N1562) от 21.02.2013г. на осуществление мероприятий и оказание услуг в области защиты государственной тайны (в частности противодействия иностранным техническим разведкам).
Федеральной службой безопасности Российской Федерации выданы Сертификат соответствия (рег. N СФ/014-3065) от 10.02.2017 о соответствии требованиям ФСБ России по защите информации от несанкционированного доступа с использованием средств криптографической защиты информации в автоматизированных информационных системах, расположенных на территории РФ, 1 класса, и может использоваться для обработки информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, Аттестат аккредитации (рег. NСЗИ. RU .ЛИ0104) от 16.10.2015 г. об аккредитации в качестве испытательной лаборатории, Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (рег. NАФ-188) от 16.10.2015 г. о соответствии требованиям, предъявленным к испытательным лабораториям, и аккредитовано на техническую компетентность.
ООО НТЦ "ФОБОС-НТ" выданы Аттестат соответствия N 010/2016К от 15.06.2016 г. требованиям по безопасности информации АРМ N1 для обработки конфиденциальной информации АО "ФИНТЕХ", Аттестат соответствия N 011/2016К от 15.06.2016 г. требованиям по безопасности информации защищаемого помещения "Кабинет N 406 (малый зал) ОАО "ФИНТЕХ".
Среднесписочная численность сотрудников АО "ФИНТЕХ" за 2016 год составила 236 человек. Осуществляемая сотрудниками фактическая деятельность указана в штатном расписании, имеющемся в материалах дела.
Из штатного расписания следует, что для выполнения указанных работ АО "ФИНТЕХ" имеет в здании отдел режима (1-й отдел), финансовую службу, планово-экономическую службу, службу технической и сервисной поддержки, департамент информационной безопасности, департамент разработки автоматизированных систем в защищенном исполнении, департамент системной интеграции, службу проектирования и тиражирования информационных финансовых систем, отдел разработки новых информационных технологий, службу системных разработок для государственных органов, центр технических решений, центр технического обслуживания, отдел технического контроля, отдел техники безопасности, общехозяйственную службу, службу охраны труда, службу качества, отдел защиты информации.
Для выполнения лицензируемой деятельности в здании АО "ФИНТЕХ" по адресу: г. Москва, 1-й Хвостов пер., д.11А располагаются аккредитованная Федеральной службой безопасности РФ испытательная лаборатория, автоматизированная система (АС) АРМ N1 для обработки конфиденциальной информации АО "ФИНТЕХ" (аттестат соответствия N010/2016К), защищаемое помещение "Кабинет N406 АО "ФИНТЕХ" (аттестат соответствия N011/2016К), отдел режима, другие специализированные помещения, склад ответственного хранения материально технических-средств для обеспечения функционирования оборудования ведомственных сегментов ФСБ России ГС ПВДНП в рамках предоставления услуг по государственным контрактам, склад ответственного хранения материально-технических средств для обеспечения функционирования оборудования ведомственного сегмента ФСБ России ГС МИР в соответствии с техническими требованиями к государственным контрактам.
В государственном реестре сертификатов ФСБ России зарегистрирован сертификат соответствия NСФ/014-3065 от 10.02.2017 г. на изделие "Комплекс программ "Защищенная операционная система "Синтез", правообладателем которого является АО "ФИНТЕХ".
АО "ФИНТЕХ" включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин, баз данных и имеет свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ: N 2012616982 Программа для автоматизации управления общественными финансами (Скиф-БП), зарегистрирована в реестре программ для ЭВМ 03.08.2012 г., N 2008614595 Мониторинг налоговых доходов зарегистрирована в реестре программ для ЭВМ 24.09.2008 г., N 2006614116 Программа составления, консолидации и анализа бюджетной отчётности (Скиф-Свод) зарегистрирована в реестре программ для ЭВМ 01.12.2006 г., N 2006614117 Программа удаленной подготовки бюджетной отчетности (Скиф-Терминал) зарегистрирована в реестре программ для ЭВМ 01.12.2006 г.
У казанные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты, равно как и не представлено им доказательств размещения в спорном здании сторонних организаций.
Как следует из объяснений административного истца и подтверждается материалами дела, АО "ФИНТЕХ", начиная с 2008 года, неоднократно обращалось в ИФНС России N 6 по г. Москве, МИ ФНС России N 46 по г. Москве, Управление ФНС России по г. Москве, Центральный аппарат ФНС России, Прокурору СЗАО г. Москвы в связи с регистрацией по адресу принадлежащего АО "ФИНТЕХ" здания (г. Москва, 1-й Хвостов пер., д.11А) фактически не расположенных в здании различных юридических лиц (том 2 л.д 292-324).
Согласно представленному в материалы дела договору аренды от 01 апреля 2014 года ОАО "ФИНТЕХ" передано в аренду ООО "АйТиСириус" нежилое помещение общей площадью 13 кв.м в качестве служебного под офис (том 2 л.д. 280-288).
По договору аренды от 30 сентября 2016 года ОАО "ФИНТЕХ" переданы в аренду ООО "КРОНИКС ПЛЮС" помещения в указанном выше здании общей площадью 18,5 кв.м для использования в служебно-производственных целях в рамках осуществления своих уставных задач (том 2 л.д. 269-279).
Доказательств того, что более 20% нежилых помещений имеют самостоятельное офисное назначение и не предназначены для обслуживания предприятия, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, помещения в здании, принадлежащем АО "ФИНТЕХ", занятые службами, вовлеченными в производственный цикл, не являются офисами по смыслу, придаваемому этому значению статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что здание, принадлежащее АО "ФИНТЕХ", по адресу г. Москва, 1-й Хвостов пер., д.11А в целом составляет инфраструктуру предприятия, а его помещения (кабинеты), структурные подразделения входят в состав объектов единого производственного комплекса и направлены на обеспечение производственной деятельности АО "ФИНТЕХ".
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объекта недвижимости, включённого в оспариваемый Перечень, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Однако Правительством Москвы таких доказательств, подтверждающих обоснованность включения в Перечень здания, не представлено.
Учитывая изложенное, суд полагает, что включённое в пункт 1941 Перечня на 2017 год здание не отвечает признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
При таких обстоятельствах в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункт 1941 Перечня подлежит признанию недействующим с 1 января 2017 года, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
По правилам статей 103, 113 КАС РФ в пользу акционерного общества "Финансы, Информация, Технология" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей с Правительства Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление акционерного общества "Финансы, Информация, Технология" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 1941 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "Финансы, Информация, Технология" в счёт возмещения расходов по государственной пошлине 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья |
Сибул Ж.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.